Найти в Дзене

ИСТОРИЯ СЕКТАНТСТВА|СКОПЦЫ

Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.

А. С. Пушкин - "Сказка о золотом петушке"

Секта, которую мы рассмотрим сегодня, являлась своеобразным осколком от "хлыстов", тем более ее создатель, Кондратий Иванович Селиванов, по-началу был не последним человеком в хлыстовской общине, но в один прекрасный момент захотел создать свою псевдорелигию с радениями и оскоплением. Однако, ввиду большей опасности и активного распространения, скопчество стало гораздо популярней чем хлыстовство, да так, что приверженец оскопленных стал одним из основных персонажей популярнейшей сказки великого русского писателя.

И. Я. Билибин "Звездочет перед Дадоном"
И. Я. Билибин "Звездочет перед Дадоном"

Скопцы - («агнцы божьи» или «белые голуби») мистическая секта, существующая в рамках более широкого движения духовного христианства, зародившегося в Российской империи. Наиболее известна практикой кастрации мужчин и мастэктомии (удаления грудей) женщин в соответствии с учением по борьбе с сексуальной похотью.

Основателем секты был Кондратий Иванович Селиванов, беглый крестьянин из Орловской губернии. Во второй половине XVIII века в оной губернии существовала хлыстовская община под предводительством Акулины Ивановны. Во время очередного радения общину и посетил пришелец - крестьянин Кондратий Селиванов. Сначала он прикинулся немым, но впоследствии радения заговорил, из-за чего был признан «богом над богами, царём над царями, пророком над пророками». Оставшись жить в "корабле" хлыстов, Селиванов был признан Акулиной Ивановной за своего «сына божия», рождённого от неё, непорочной девы, по наитию святого духа.

Не принявший распространенного среди хлыстов разврата, Селиванов начал проповедовать в общине оскопление, как вернейшее средство избежать плотского греха, но в "корабле" учение Селиванова не прижилось. Уйдя от хлыстов, Селиванов завёл в селе Сосновке Тамбовской губернии свою собственную общину, объявив себя "сыном божьим" и "искупителем", который пришёл спасти род человеческий от лепости (сладострастия), сокрушать душепагубного змия (оскоплять), ввести в мир огненное крещение.

Кондратий Иванович Селиванов
Кондратий Иванович Селиванов

Скопцы сами себя называли «белые голуби». Цель учения состояла в том, чтобы усовершенствовать личность путем искоренения первородного греха, который, как они верили, появился на свет в результате соития Адама и Евы. Согласно скопческого учения - после изгнания из Эдемского сада на тела Адама и Евы привили половинки запретного плода, образовав яички и груди. Таким образом, удаление этих половых органов возвращает скопцов в состояние до первородного греха. Скопцы считали, что истинное послание Иисуса Христа включало практику кастрации, что сам Иисус был кастратом и что его примеру последовали апостолы и раннехристианские святые.

У скопцов существовали два основных вида кастрации: "малая печать" и "большая печать". Для мужчин "малая печать" означала удаление только яичек, в то время как "большая печать" включала либо удаление полового члена, либо выхолащивание (удаление как пениса, так и яичек). Кастрация первоначально производилась с помощью раскаленного железа. Методика называлась "огненным крещением". Позже скопцы перешли к использованию остро заточенных орудий при этом прижигание служило для остановки кровотечения. Также использовалось перевязывание семенных канатиков для препятствия выхода семенной жидкости. У женщин скопцы удаляли соски или всю грудь целиком, часто удалению подвергались малые половые губы и клитор. Существовали также «третья печать» — удаление сосков, а в ряде случаев и «четвёртая» — вырезание на боку у скопца треугольника.

Писатель Александр Дюма-отец, во время своего путешествия по России в 1858-1859 годах пробывший три месяца на Кавказе и наблюдавший там скопцов, в своих путевых заметках отмечал, что у скопцов существовала и практика передачи принадлежности к секте по наследству — часть скопцов оскопляла себя только после вступления в брак и рождения одного ребёнка.

Радение
Радение

Радения скопцов в основном происходили накануне больших православных праздников, на этих собраниях сектанты пели православные песнопения и скопческие «распевцы» или «стихи», принимали новых членов секты, ходили разными способами, надевая при этом особые белые одежды, длинные рубахи. У скопцов были и свои особенные праздники, посвящённые каким-либо фактам из жизни основателя скопчества Селиванова. Пляски, которым скопцы предавались до одурения, истощали их силы, что, по мнению скопцов, ослабляло «злую лепость»; а с другой стороны, действовали на радеющих как бы наркотически, доставляя им особого рода наслаждение.

Скопцы имели свои взгляды и на политику государства. До 1902 года в скопцы принимались только русские. Согласно мифологии скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царём стал согласившийся оскопиться Александр I. Во время Отечественной войны 1812 года, скопцы провозгласили Наполеона антихристом. Среди лидеров ленинградских скопцов 1920-х годов были популярны «Протоколы сионских мудрецов» (подложных документов, доказывающих всемирный еврейский заговор).

Община Скопцов
Община Скопцов

Впервые Селиванов и его последователи (всего 246 человек) были преданы суду в 1772 году. Селиванова осудили за то, что он убедил тринадцать крестьян подвергнуть себя кастрации. Сначала он бежал, но был задержан в 1775 году и сослан в Сибирь. Последователи Селиванова самоорганизовались, чтобы найти и освободить своего предводителя. Кондратий нашелся в Иркутске, впоследствии, в 1795 году ему удалось оттуда бежать и переехать в Москву, где Селиванов прослыл не только "искупителем", но и, как некоторые считали, убиенным царём Петром III. До восшествия императора Павла I на престол, уже доходили слухи, что Пётр III, его отец, жив и находится в Сибири, теперь появилась молва, что он в Москве.

В 1797 г. Селиванов появился в Петербурге и, по сказаниям скопцов, был представлен самому императору Павлу I.

На вопрос императора: «Ты мой отец?» Селиванов ответил: «Греху я не отец; прими мое дело (оскопление), и я признаю тебя своим сыном».

Свидание окончилось тем, что Селиванова велено было препроводить в дом сумасшедших.

Отпустили Селиванова в 1802 году. Своими последователями он начал почитаться как "христос" и царь Петр III. Лжепетр стал популярен среди раскольников, даруя им свободу вероисповедования, и среди крестьян, даруя им землю за присоединение к общине скопцов. До 1820 года Селиванов жил в Петербурге, в доме Алексея Михайловича Елянского - одного из своих учеников. Желая «увенчать всероссийского монарха новыми лаврами», Елянский составил для "государя" оригинальный проект полного преобразования государства в скопческом духе.

По этому проекту вся Россия должна была обратиться в общий скопческий корабль. Государь, подобно Иисусу Навину, должен управлять государством по гласу небесному, а для этого при нем должен постоянно находиться искупитель Кондратий Селиванов и «аппробовать все тайные советы», так как в «нём полный Дух небесный Отцем и Сыном присутствует».

Себе самому Елянский скромно предоставлял второе место при искупителе и власть над войсками. Результатом этого проекта стало то, что автор его был отправлен Спасо-Евфимиев монастырь.

Семья скопцов
Семья скопцов

В 1820 году в тот же монастырь отправился и сам Селиванов. Случилось это после того как генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Милорадович узнал, что два его племянника, а также несколько гвардейцев и матросов были членами секты. Во время пребывания Селиванова в монастыре, последователи христа продолжали умолять о его освобождении. Хотя в этом было отказано, Селиванов мог свободно принимать посетителей и совершать радения именно там, он раздавал приходившим свои волосы и остатки хлеба от стола, которые и хранились теми, как священные предметы. Умер Селиванов в 1832 году, предположительно на сотом году жизни.

После смерти Селиванова скопизм, тем не менее, не исчез. Секта установила свое присутствие в Санкт-Петербурге, Москве, Моршанске и Одессе, а затем в Букаресте и Яссах в Румынии, куда члены секты бежали из-за преследований со стороны властей. К 1866 году в секте насчитывалось 5444 члена (3979 мужчин и 1465 женщин), а к началу 20 века уже около 100000 последователей по всей империи.

Скопческое чаепитие
Скопческое чаепитие

Вследствие гонений, огромная часть скопцов оказалась на южных границах империи и в Румынии. Лев Троцкий в своих статьях за 1913 год писал о скопцах в районе Добруджи, которые работали извозчиками и играли преобладающую роль в местной торговле лошадьми.

С приходом к власти большевиков секта скопцов была запрещена. В 1929 году состоялся массовый громкий судебный процесс над сектой. Скопцы пытались обратиться за поддержкой к Владимиру Дмитриевичу Бонч-Бруевичу, в качестве эксперта выступавшему в их защиту на процессе 1912 года, однако на этот раз получили отказ.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, секта еще действовала в СССР в 1947 году. В 1971 году историк и религиовед Александр Ильич Клибанов обнаружил отдельных последователей в Тамбове, и действующую общину скопцов в Ростове-на-Дону. Её составляли старики, преимущественно родившиеся до революции, однако скопцы не оставляли попыток вовлечения в «корабль» молодёжи и людей среднего возраста. По информации, полученной учёным, по крайней мере в трёх крупных городах Северного Кавказа в 1970-х годах существовали скопческие общины, продолжалась практика оскоплений. Так же имеются сведения об отдельных общинах скопцов, существовавших в 1990-х годах в Латвии и в России. В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа. Это так называемые «духовные» скопцы (в их общинах хирургическое оскопление не производится). От участников этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.