Мир современного танца похож на океан — огромное количество стилей, направлений, ярких танцовщиков и хореографов. Эксперт портала IngoDance, прима-балерина Анастасия Исаева, рассказывает о пяти хореографах, и эти имена точно стоит запомнить.
Акрам Хан, 47 лет
Британский танцовщик и хореограф Акрам Хан с детства обучался традиционному индийскому танцу, изучал современный танец в университете Де Монтфорт (DMU) в Лестере и сценическое искусство в Северной школе современного танца (NSCD) в Лидсе. Он считается одной из известнейших фигур в мире современного танца и активно гастролирует: его спектакли можно увидеть по всему миру, в том числе и в Московском академическом музыкальном театре К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (МАМТ).
Спектакли Акрама Хана — это всегда оригинальная трактовка, неординарный взгляд и особый пластический язык, который включает элементы индийского танца, как отражение восточной культуры, и одновременно органично переплетается с языком и пластикой современного танца.
Акрам Хан любим критиками и получил большое количество наград. Среди его трофеев и главная театральная награда Великобритании — Премия Оливье за балет «Жизель». Эту оригинальную трактовку балета можно увидеть в кино.
Александр Экман, 37 лет
Александр Экман учился в Королевской шведской балетной школе в Стокгольме, а уже с 16 лет стал танцовщиком в Королевском Шведском балете. Хореографическую деятельность начал рано — в 21 год, и быстро получил известность. Менее чем через десять лет работы, в 2013 году, он был номинирован на престижную Премию Оливье за постановку «Кактусы». Сегодня спектакли Экмана включены в репертуар Балета Монте-Карло, Балета Бостона, Нидерландского театра танца и МАМТ.
Одной из знаковых его работ можно считать авторскую версию балета «Лебединое озеро», поставленную в театре Норвежской национальной оперы и балета: для воплощения идеи потребовалось 5000 литров воды на сцене!
Александр — один из немногих хореографов, мастерски работающих с сатирой, которую достаточно сложно выразить пластическим языком. Однако у Экмана это отлично получается: примером может служить спектакль «Тюль», где с присущей хореографу иронией показано полное драмы закулисье. Экман препарировал классический балет, вытащил на сцену все, что обычно скрыто за занавесом, но, удивительным образом, иначе как гимном искусству назвать это сложно.
Охад Нахарин, 69 лет
Танцевать Охад Нахарин начал довольно поздно — в 22 года в Batsheva Dance Company в Израиле. Здесь же он познакомился со знаменитым американским хореографом Мартой Грэм. Нахарин присоединился к ее танцевальной труппе и продолжил обучение в Школе американского балета, а затем, после работы в Америке, вернулся в Израиль и возглавил Batsheva Dance Company.
Сегодня его постановки входят в репертуар Балета Франкфурта, Балета Лионской оперы, Балета Парижской национальной оперы, Датского Королевского балета и МАМТ.
Имя Охада Нахарина основательно вписано в историю современного танца. Он не только создал обширное творческое наследие, но и разработал собственную импровизационную технику «Гага» — особый язык пластического движения.
Хореограф является обладателем большого количества наград и почетных званий, ему посвящены несколько документальных фильмов.
Марко Гёке, 48 лет
Свое обучение Марко Гёке начал в балетной школе в родном Вуппертале, затем продолжил в Мюнхене в балетной Академии Фонда Хайнца Бозля и закончил в Королевской консерватории в Гааге. Он быстро понял, что карьера танцовщика — не его призвание, и начал путь хореографа. Взлет был стремительным: сегодня его постановки можно увидеть в театрах по всему миру.
Глубокие идеи в спектакле и нетипичность движений танцовщиков придают его работам особый колорит и неповторимый стиль. Он предпочитает темные тона и тусклое освещение, временами фокус всей постановки направлен на объекты небольшого размера — этот прием позволяет обратить внимание зрителя на самые крошечные детали танца, в которые хореограф подчас вкладывает основной смысл.
Эдвард Клюг, 48 лет
Закончил Национальную балетную школу в Клуж-Напоке, в Румынии. Еще не имея хореографического образования, он начал ставить спектакли в Словенском национальном театре в Мариборе, где работал танцовщиком.
Карьера хореографа развивалась настолько успешно, что в 2003 году он занял должность художественного руководителя балета Словенского Национального театра в Мариборе и получил мировую известность. Клюг ставил балеты для Штутгартского балета, балета в Цюрихе, Нидерландского балета, Австралийского балета, Новосибирского театра оперы и балета и Большого театра в Москве.
На сегодня Эдвард Клюг является одним из самых именитых хореографов, обладает ярким узнаваемым почерком, а особое видение спектаклей делают его важной фигурой в мире современного танца.
Совсем скоро, 1 декабря этого года, в Большом театре зрители смогут увидеть двухактный балет «Мастер и Маргарита»: автор либретто и хореограф постановки — Эдвард Клюг.