Найти в Дзене

«Дети мои» Гузель Яхиной : большая литература или нет?

Гузель Яхина на ТВ "Культура". Скриншот.
Гузель Яхина на ТВ "Культура". Скриншот.

Книга Яхиной «Дети мои» достойна лучшего к ней отношения, чем то, что демонстрируется сегодня с какой-то ненормальной озлобленностью в среде людей, в общем-то, далеких от литературной работы. Откуда все это берется? Кто авторы этих жалких пасквилей, в том числе и на Яндекс-Дзене, и комментариев к ним?

Пока писала эту статью, пересматривала передачу на телеканале «Культура» о Гузель Яхиной и ее романе. Читала и комментарии к ней. Цитирую:

«Телеканал финансируется из государственного бюджета и рекламирует книгу автора, который придумывает историю. Не просто придумывает, а нагло врет».
«Безграмотная сказочница! Не знающая истории и русского языка».
«Какое время, такие и писатели!».

Все эти доводы, простите, не от большого ума. Но таких комментаторов вокруг творчества Гузель Яхиной с каждым годом становится все больше. Кажется даже, что ведется вполне сознательная, кем-то организованная травля. Вот только кому это надо, непонятно.

И вот почему все-таки стоит почитать роман Яхиной «Дети мои».

Последние 30 лет рядовой читатель рос, как трава в поле. Изобилие биографий, мемуаров, воспоминаний не давало ему скучать, но литературного вкуса не привило. Сегодня нас интересует краткость, точность и достоверность текста. А любые лирические отступления, размышления автора, флешбэки, сложные метафоры, отсутствие динамики в сюжете – все эти длинноты и приемы заставляют зевать и откладывать книгу. «Бред какой-то!» – раздражается читатель и ставит роман на полку.

Фрагмент обложки романа Г. Яхиной "Дети мои".
Фрагмент обложки романа Г. Яхиной "Дети мои".

А, между тем, Гузель Яхина (этот ряд можно продолжить именами Л. Улицкой, А. Иванова, Е. Водолазкина и др.) – писатель, сделавший для нас одну важную вещь. Она вернула в роман вымысел в его чистом виде. То есть то, на чем строится любой литературный текст, созданный, в том числе на историческом материале. Якоб Бах – герой сказочный, но существует он в реальном контексте. По-немецки «бах» – это ручеек. Якоб Иванович Бах – тот маленький ручей, который впадает в большую реку Волгу. Он часть судьбы немецкой нации, истребленной Сталиным.

Но этот Бах – какой-то не такой, как все, более привычные нам Гришки Мелеховы и Василии Теркины. Эти ребята из произведений советских классиков были частью истории, они как бы варились в ней. А что же Бах? Немецкий учитель, который потерял дар речи после трагической гибели жены, в одиночку воспитывал дочь на острове и писал сказки для председателя Гримма.

Но это не все.

«Дети мои» - это роман-погружение. Причем, погружение буквальное – героя несут воды Волги, и метафорическое – это его внешнее обособление от людей, уход в себя, в писательство, в литературную сказку. Это его молчание тогда, когда другие предпочитали выкрикивать лозунги. Бах, если бы это образ был создан на заре советской литературы, стал бы последним героем-индивидуалистом в лучших традициях немецкой романтической прозы. Недаром автор часто ссылается на Новалиса и братьев Шлегелей.

Конечно, роман не был бы так интересен и сложен, кабы не другие ярко выписанные автором персонажи – супруга Баха, влюбившаяся сначала в его речь и голос, его дочь Анкель, выросшая на звуках природы на далекой от нового мира ферме. Его приемный сын Васька, обучивший Анкель не просто речи, а блатному жаргону, что было абсолютно невыносимо для культурного уха Баха. Именно с Васькой в тихую жизнь постаревшего немецкого учителя врывается мир Советской России. И этот Васька уводит Анкель в современную жизнь и в то же время до конца остается предан своему приемному отцу. Он хранит память о сосланном в Казахстан Бахе, а Анкель - нет. Она не простила отцу аскетической жизни на ферме вдали от людей. А образ председателя Гримма? Гримм – ложный сказочник. Он публикует в газете истории, который пишет Бах, под своим именем. Внешне – Крошка Цахес, в душе – герой-фанатик, добровольно ушедший в воды Волги на глазах озверевшей толпы. Такой вот герой-перевертыш.

Повторюсь, «Дети мои» – это не исторический роман. Нельзя искать в нем документальности и, тем более, упрекать автора в искажении каких-то фактов.

Фантастичность истории о Бахе иногда наводит читателя на мысль о параллелях с Толкиным и его сагой о магическом кольце. Но это тоже неверно в случае с романом Яхиной. Сама писательница по этому поводу в интервью для канала «Культура» говорит, что в повествовании нет ничего сверхъестественного, это не фэнтези.

А то, что творческий метод Гузель Яхиной иногда ошибочно относят к магическому реализму, связано, наверное, с его отчетливой сказочностью. Да и манера письма у Яхиной – неспешная, побуждающая к раздумьям, а еще – эпичность образов реки, Сталина, наблюдающего за Волгой с высоты аэроплана, - кажется, на первый взгляд, развивают традиции магического реализма.

Как бы там ни было, творчество Гузель Яхиной ценно уже тем, что возвращает нас к большой литературе, ко всем богатствам русского языка, к тем проблематикам, без которых немыслима наша литературная традиция, – к темам Родины, отцов и детей, места и роли в меняющемся мире маленького, не нужного Истории человека.