Найти тему

ПЕНИЕ И МОЛИТВОСЛОВИЯ. ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ. ВЫВОД

В данной статье по теме «Литургия Преждеосвященных даров» я хотел бы раскрыть один из самых важных вопросов о молитвословии, обрядах и песнопениях на этой литургии. Молитвословия и пение в первохристианское время? Какие молитвословия входили в состав литургии Преждеосвященных Даров? Какие молитвословия и песнопения претерпевали какие – либо изменения? Какие до сих пор используются в этой литургии. И дошли до наших дней. То есть согласно имеющимся у меня источникам, я постараюсь освятить эти все вопросы и сделать соответствующие выводы.

Рис.1 Древние рукописи. Раскопки.

Согласно свидетельствам святых отцов церкви Христовой, преждеосвящённая литургия является литургией апостольского предания. Симеон Солунский говорит про эту литургию так: «Преждеосвященная литургия существует издревле и от преемников апостольских, как свидетельствуют и молитвы ее, и древнее предание. И мы верим, что она действительно апостольская, существующая изначала ради самого поста, чтобы нам сетовать, а не праздновать во дни сетования, как сказано было об этом и другими прежде нас. Итак, дабы нам не оставаться (то есть в постные дни Четыредесятницы) совершенно непричастными благодати Таин Христовых и очищения через святые молитвы, это и установлено отцами». Из этого определения Симеона Солунского, литургиста XV века, следует, что во времена апостолов эта литургия постоянно совершалась также по определенным канонам и правилам. Также следует упомянуть и о событиях того времени, когда существовали определенные споры деятелей церкви о богослужениях и уставе совершения служб. Этот момент на мой взгляд наиболее важный, так как на Востоке и Западе были определенные видения и точки зрения по каждому литургическому вопросу, соответственно, и существовал свой устав совершения этой преждеосвященной службы.

В работе я также проведу некоторый сравнительный анализ между чинопоследованием Востока и Запада, основываясь на мнениях учителей Церкви. Говоря о Преждеосвященной Литургии, мы говорим не только о самом совершении таинства, но и о ее чиноположении. Этот вопрос напрямую касается нашего вопроса по исследованию. Тем более песнопения и молитвословия были многократно изменяемы, а причина этому исторические, археологические раскопки древних рукописей, которые и являются подспорьем моей работы. Эти материалы я постараюсь использовать в своей работе.

Из произведенного анализа я сделаю вывод, касающиеся песнопений и молитвословий при совершении преждеосвященной литургии. Но раз мы коснулись песнопений и молитвословий преждеосвященной литургии, то не лишним будет указать и песнопения, и молитвословия первых христиан, которые также участвовали в богослужения и святых таинствах. Тем более, что молитвы и песнопения целиком и полностью берут свое начало от апостольских времен.

Начать следует с того, что необходимо рассмотреть раннехристианское понимание молитвы и пения.

Нужно упомянуть высказывание Иустина мученика, который говорит о богослужении такими словами – «В так называемый день солнца бывает собрание всех, живущих по городам или селениям, в одно место, и читаются, сколько дозволяет время, записи апостолов и Писания пророков. Потом, когда чтец окончит чтение, предстоятель делает наставление словом и увещание подражать добрым примерам прочитанного. Затем все вместе встаем и воссылаем молитву, а когда окончим молитву, приносятся хлеб и вино».[1]

Из этих слов Иустина можно сделать некоторые замечания, которые говорят, как происходили моменты богослужений и как происходило молитвенное взаимодействие священства и мирян. Увещевание предстоятеля и его молитвенная поддержка играли большую и самую важную роль в просвещении людей и населения православием. Иустин мученик описал события частным образом, касающиеся некоторым моментов литургии. При этом явно выражал и выделял некоторую часть литургии – Евхаристию. А, следовательно описывал и литургическое молитвословие древних христиан. После того, как были произнесены все необходимые увещевания и наставления, возносилась совместная молитва священства и мирян, в конце которой все миряне, народ говорил «аминь». Таким образом, Евхаристия при апостолах представляла собой само богослужение в целом. Исходя из рассуждений можно сделать ряд некоторых выводов. Они касаются благодарственных молитвословий первохристианского времени. Одна из частей благодарения, которая звучит так: «Благодарим Господа», показывает благодарение за все сотворенное видимое и невидимое, а также за милости от Господа. Другая – представляет собой благодарственную молитву за установление Таинства Евхаристии и за призывание Святаго Духа. То есть за Святые Дары, которыми удостоил нас Господь. Остальная часть приходится на благодарение Бога за Церковь, епископов, за царя, власти, за святых угодников и прочее. Итак, эти три составные части молитвословия уходят своими корнями в глубокую древность – первохристианство при апостолах. Таким образом, по - немногу начинает складываться общая картина чинопоследований времен апостольского времени. Иногда же пели все, собравшиеся на молитву, мужчины и женщины, и даже дети.[2] По мере рассуждения темы пения в древнехристианское время постепенно складываются факты, говорящие, что всему начало Христос - Спаситель мира, предавший себя добровольно на смерть ради спасения мира и тем самым, показал свою безграничную любовь. Не случайно Господь сказал – «заповедь новую даю вам, да любите друг друга».[3] Он дал нам возможность участвовать в Таинстве Евхаристии. Это мы ясно слышим и видим на Божественной литургии. Сам Господь, совершив первое раздробление хлеба и вина, предав этому особый смысл, отошел на гору Елеонскую со своими учениками, как сказано в Священном Писании. Эти события несли и несут глубокий сакральный смысл. Во – первых – была совершена первая служба, которая продолжилась Евхаристией. Во – вторых – по словам Священного Писания, было положено начало церковному пению по примеру Господа: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую».[4]

Таким образом, все, что мы сейчас имеем дано нам и передано Самим основателем – Творцом всех и вся, Творцом всяческих. Святое Писание, а также предание, переданное от апостолов к нам по сегодняшний момент, сохраняет свою преемственность. Ясный пример этому служит описание событий, которые произошли с апостолом Павлом и Силой. Во время их проповедования, когда они сошли на берег, одна служанка, была одержима нечистым духом, и много раз при виде Павла и Силу кричала за ними, говоря, что эти мужи призваны указать путь спасения. Через некоторое время Павел возмутился и повелел этому нечистому духу выйти из нее, и после этого она перестала служить своим господам. Дальше, Павла и Силу схватили и бросили в темницу, где они воспевали Бога, творя молитвословия – «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога».[5] Так, после вознесения Господа, апостолы славословили Его во псалмах, пели псалмы, а также и в молитвословиях. Таким образам апостолы явились хранителями и делателями переданного от Господа повелений. Сами они в молитвенных собраниях непрестанно учили, а также заботились, чтобы что - нибудь из этого наставления не переставало исполняться. Мы, живущие сейчас в другое время, явились наследниками и исполнителями апостольских наставлений. То есть преемственность апостольская, переданная нам, и дошедшая до наших дней, является своего рода заповедью Господней. Об этом очень часто говорит Священное Писание, которое говорит о необходимости исполнения апостольских наставлений, а также, с каким усердием и любовью нужно совершать молитву и псалмопение. Так, апостол Павел в своих посланиях говорит: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу».[6] Из этих строк явно говорится о Божественном домостроительстве, о дарах Святаго Духа, которые Господь даровал и дарует своим ученикам и апостолам. А также, ниже, в следующих стихах говориться о смысле всего и вся – «потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом»[7].

Из этого следует, что апостолы и их последователи вменяли и узаконивали богослужебное пение, которое мы имеем и сейчас, и обязывали это делать. В правиле (59) Лаодикийского Собора ясно говориться о глаголании и пении псалмов – «Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги, не определенные правилом, но токмо в правилах означенннные книги ветхаго и новаго завета».[8] Сам Лаодикийский Собор, установивший правила о хвалении и чтении в следующем стихе добавляет, или точнее, пополняет выше сказанное правило (59), следующими стихами- «Читати подобает книги сии, Ветхаго Завета: Бытие мира, исход из Египта, Левит, Числа, второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Есфирь, Царств первая и вторая, Царств третия и четвертая, Паралепоменон первая и вторая, Ездра первая и вторая, книга псалмов ста пятидесяти, притчи Соломона, Экклисиаст, Песнь Песней, книга Иова, дванадесять пророков, Исаия, Иеремия, Варух, плачь и послание, Иезекиль, Даниил. Нового же Завета, Евангелий четыре: От Матфея, От Марка, От Луки, От Иоанна, деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий павловых четыренадесять, к римляном едино, к коринфяном два, к галатом едино, к ефесеем едино, к филиписием едино, к солунянном два, к евреем едино, к тимофею два, к Титу едино, к Филимону едино».[9] Это правило как бы дополняет предыдущее правило, и насколько возможно, раскрывает в отношении посланий и чтений, которые читаются на Божественной Литургии.

На ряду всего выше сказанного в качестве дополнения можно указать и то, что один из апостольских последователей Игнатий Богоносец святитель, по преданию, которого Господь взял на руки отроком, сказав: «Ес­ли не об­ра­ти­тесь и не бу­де­те как де­ти, не вой­де­те в Цар­ство Небес­ное».

-2

Рис.2 Игнатий Богоносец

Игнатий является насадителем церковного пения, а также, составил антифонное пение, которое составлено из стихов псалтыри и составил припевы, специальные стихословия на великие праздники. Одним из таких стихов является пение «Спаси ны, Сыне Божий..», которое всегда поется на Божественной Литургии. Таким образом, церковное пения не есть произвольный акт чего либо, или кого, и не есть увлечение для украшения церковных служб, а является неотъемлемым и важным условием, ведущее начало от Спасителя. Церковное пение услаждает слух, просвещает душу и сердце, а через это и приводит человека к Богу. Таким образом, мы и сейчас, находясь на Божественной литургии слушаем не столько возгласы священника, сколько голоса, поющие на клиросе. Поэтому, все происходящее для устроения Церкви происходит по промыслу Божьему. Из этого следует, что любые нововведения и любые самопроизвольные прихоти, не относящееся к устроению Единой Церкви Христовой является развращением. Так, молитва «Отче наш» - дана нам от Самого Господа Иисуса Христа. Это указано в Священном Писании, в том числе и у Н.В. Гоголя в его сочинении под названием «Размышления о Божественной Литургии».[11]

Вышеописанные свидетельства о совершении Божественной Литургии и чтении молитвословий во времена апостольского времени дополняются еще и тем, что во время произношения молитвословий епископом и всех пришедших христиан на богослужении, является окончание, славословие Отцу, Сыну и Святому Духу во веки веков – «Аминь». По словам Тертуллиана, который при разговоре с римлянами, участвовавшими в гладиаторских играх, спрашивал их о том, как они выражают одобрение и благоволение гладиатору, если они произносят «аминь» на Евхаристии? Таким образом мы еще раз убедились, что Евхаристия является Богослужением и берет свои начала от апостольского времени.

-3

Рис.3 Тертуллиан

Из выше сказанного можно обратиться к еще одному источнику «Богослужебный Устав». Там ясно указано и имеется ответы на возникающие вопросы с прилежащим дополнением и совершении песнопений во времена апостольского времени. Существует также некоторое сравнение совершения богослужебной практики, где совершались песнопения и славословие Богу Всевышнему. Все священнодействия, которые совершаются в Церкви, являются достоянием. Это представляет собой совокупность различных церковных практик различного времени, а также многолетних трудов святителей и учителей Церкви Христовой, а также в первую очередь, апостольское наставление, переданное им от Господа. Не только поэзия, не только тексты, не только музыка, но и сама архитектоника богослужения, внутренняя динамика, заложенная в каждом чине – все это создавалось в Церкви веками.[12] То, что говорит Священное Писание о церковном пении и чтении во время богослужения – есть своего рода мост, проходящий между двумя границами -Ветхим и Новым Заветами. Это выражается и во всем нашем Богослужении. Ясным показателем является и то, что Богослужение раньше делилось на храмовое и синагогальное. Но, согласно Писанию, все Богослужение было иудейским. В храмовом – было жертвоприношение, которое являлось центром всего богослужения, ну и конечно же музыка и пение. Это богослужение проходило в традиционной праздничной форме. Народ, стоящий на богослужении, после произнесения молитв священником, говорил – «Аминь», или «Аллилуия». Иногда, в праздники народ сам хором произносил молитвы. А в синагогальном богослужении, которое было после Вавилонского плена, все происходило более проще. Оно совершалось в субботу и в большие праздники. Также пели псалмы. Оно носило характер более духовно настроенный. Молитвы чаще читались, чем пелись. Также оно проходило по понедельникам и четвергам, а также, в дни очищения, и в постовые дни.

Не мало важным считается и тот факт, что первые христиане, которые ранее были или язычниками, или иудеями, имели и такие же напевы. Они были или языческими или иудейскими. Но постепенно эти песнопения стали приобретать мелодии, которые слышали в театральных представлениях или различных зрелищах. Об этом с сожалением упоминает Климент Александрийский в своих посланиях. А также, ложные учения, которые еретики усвояли всем отвергавшим православие, пользовались достаточно распространенным и удобным методом, который заключался в том, чтобы распевать свои еретические песнопения в своих языческих храмах, и даже на углах улиц. Мелодии, сладко звучащие у кого - либо на устах, легко запоминались и тем самым прилагался некоторый текст с неоднозначным смыслом, отвергающее учение о Христе. Они пели о том, что Господь, пришедший на землю, не имел действительной человеческой плоти.[13] Эти и другие причины явились некоторым толчком того, что необходимо было что - то менять в православии. Святители и учители Церкви Христовой пришли к единому мнению об улучшении церковного пения. И с этой целью отцы церкви стали составлять молитвословия, славословия, стихиры, кондаки и многое другое и с наложением на них церковного звучания.

Известен некоторый исторический факт. Ариане послали своих воинов Александрию, чтобы взять Афанасия Великого. Когда они вошли в церковь, где совершалось богослужение, то воины, слушая гармоничные мелодии и церковное пение, впали в некоторый ступор и наслаждались словесами. Блаженный Августин говорил о церковном пении так: «для меня лучше всего то, что говорили мне об александрийском епископе Афанасии, который так настроил чтеца петь псалмы, что тот как будто не столько пел, сколько читал». И еще: «трогательные звуки поражали мой слух, а истина, заключавшаяся в них, проникла в мое сердце и возбуждала благоговение».[14] Эти воины побоялись прерывать службу и молча, забыв обо всем, слушали все богослужение до конца. В Священном Писании об этом говориться так: «благодатное действие во отчаяние никогда никого не приводит, но преподает дар умиления, радость, долготерпение, и мир душевный».[15]

Важно!

!Арианство – ересь, взволновавшая весь христианский мир в IV веке, касалась вопроса об отношении Сына Божия к Богу Отцу. Получила свое название эта ересь от Ария, виновника арианских споров, осужденного на первом вселенском соборе. Всех арианствующих можно разделить на две главные группы: аномиев, от ἀνόμοιος – неподобный, признававших Сына Божия во всем неподобным Богу Отцу, и омиев, от ὄμοιος – подобный, признававших Сына Божия подобным Богу Отцу, но не по существу!

Из всего выше сказанного можно сказать, что церковное пение первых христиан во времена апостолов, а также учителей, святителей и других отцов Церкви Христовой, имеет очень большое значение как в смысловом отношении, так и в звучании, при помощи которого многие обратились ко Христу, а также, церковное пение сохранило и усвоило догматы церкви в стихословиях и молитвословиях, благодаря отцам церкви.

[1] Протоиерей Григорий Дьяченко. «Проскомидия. Литургия оглашенных.» С.-28.

[2] Протоиерей Григорий Дьяченко. «Состав богослужения». Беседа№1. С.-12.

[3] СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Глава 13, 34. С.-623.

[4] СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Глава 26, 30. С.- 172.

[5] АПОСТОЛ. ДЕЯНИЯ. Глава 16, 26. С.- 107.

[6] АПОСТОЛ.1 КОР. Глава 14, 1,2. С. – 385.

[7] Там же.

[8] Книга правил святых апостолов. С.- 191.

[9] Книга правил святых апостолов. С.- 192.

[10] Православный Церковный Календарь. Сайт.

[11] Н.В. Гоголь «Размышления о Божественной Литургии». С.- 173

[12] М.С. Красовицкая «Литургика». С.- 7.

[13] Прот. Григорий Дьяченко. «Состав Богослужения». С.- 15.

[14] То же. С. – 17.

[15] Оптинский Цветник. С.- 31.

#арианство #выводы #молитвы и служба #размышления о жизни #апостол

Пение
3339 интересуются