Самые удивительные случаи в кино- это когда режиссер кардинально меняет свое мировоззрение. Один из ярких примеров примеров – это, конечно, Дэвид Уорк Гриффит.
Два фильма абсолютно разного содержания - «Рождение нации» (1914) и «Нетерпимость» (1916) снимались почти в один и тот же период. Причем "Рождение нации" - картина о зарождении куклуслана, прославляющая его, сделала его богатым человеком, В картине его члены изображены благородными рыцарями, а афроамериканцы – представители победившей в гражданской войне стороны – показаны как недолюди, не способные сдерживать свои животные влечения.
Картина «Рождение нации» вызвала бурный отклик в обществе. Фильм только за первый год проката посмотрело миллион зрителей.
Президент Вудро Вильсон устроил просмотр фильма в Белом доме во время одного из заседаний, на которое были приглашены многие государственные деятели и дипломаты с семьями.. Несомненно, фильм повлиял на атмосферу американского общества. В честь премьеры ленты на Юге возродили суды Линча.
У Гриффита были личные мотивы для создания такой ленты. Во время гражданской войны в США его отец воевал на стороне Юга в звании полковника армии конфедератов. После поражения семья Гриффит была разорена, и им пришлось жить на жалованье старшей дочери, учительницы.
Заработанные на ленте «Рождение нации» режиссер вложил в съемки «Нетерпимости», в ленту абсолютно противоположного содержания. Причем ленту, направленную против войны и насилия, он выпустил в 1917 году, в момент вступления США в первую мировую войну. А значит, она столкнулась с волной патриотического призыва.
Но почему же Гриффит столь резко изменил свои взгляды? Создание ленты «Рождение нации» привело его к размышлениям о природе насилия. И если «Рождение нации» стали плодом его воспитания в семье, то в ленте «Нетерпимость» произошло прозрение режиссера. Он уже не мыслил в рамках американской истории, он снимал эпическую трагедию гибели мировой цивилизации. Она в полной мере, хотя и в основном на историческом материале, отражала шок, который испытал мир в условиях масштабного уничтожения людей в условиях начавшейся войны.
Гибель цивилизации наглядно показана на истории древнего Вавилона. На момент осады персами он был важнейшим культурным и экономическим центром Ближнего Востока. В эпизоде древнего Вавилона обыгрывается вошедшее в разговорную речь выражение «Валтасаров пир». Религиозная вражда между жрецами, беспечность и гедонизм властей завершается предательством. Вавилон гибнет под натиском войска персидского царя Кира!
.В съёмках эпизода «Варфоломеевской ночи», события 1572 года, Гриффит упорно добивается чувства сострадания зрителей, совмещая трогательные кадры спящих детей с картиной расправы над гугенотами. Гриффит , усиливает картины массового убийства мирного населения обличительным образом двора и Екатерины Медичи, матери французского короля Карла IX.
Образ древней Палестины и распятие Христа - первая в истории кино масштабная попытка рассказать с экрана о христианских ценностях новым кинематографическим языком, сюжет наиболее символический и наиболее понятный зрителям.
Гриффит не ограничился историей, он сразу связал суть дегуманизации с природой капитализма. Эпизод «Мать и закон» - это яркое обличение капитализма, причем показанное через драматичную историю семьи. Не случайно, именно этот эпизод к концу ленты обретет силу мощного порыва к спасению человека.
Режиссер сумел найти важную для зрителя идею: счастье семьи строится на борьбе за любимого человека. Воплощение на экране попыток жены осужденного спасти его вошел в историю кино как драматургический прием «спасение в последнюю минуту». Он потрясающе усилен монтажом! Показ исторических событий сжимается, ускоряется и все работает на создание эффекта спасения. Перекрестный монтаж соединяет разные исторические сюжеты, места действия, эпохи и как результат рождается идея фильма, воплощенная в монтаже!
Фильм показал тему нетерпимости в разных формах: социальной, религиозной, идеологической. И завершен эпилогом, объединяющим народы, что было особенно актуально во время Первой мировой войны. И это, наряду со сложной для зрителей того времени кинематографической формой, определило грандиозный провал в прокате.
В 1921 году его увидели советские зрители в кинотеатре «Художественный», свистели и топали в полной уверенности, что механик перепутал части. Но на сеансе были Эйзенштейн и Юткевич. Они вспоминали этот просмотр как одно из величайших событий в их жизни.
В 1958 году в список 12 лучших фильмов всех времён и народов, составленном критиками, вошла эпическая немая картина «Нетерпимость» американского режиссера Дэвида Уорка Гриффита. Длительностью в 3,5-часа , она стала поистине этапным в развитии мирового кинематографа.
Владимир Жерехов