Здравствуйте, уважаемые!
Данная публикация содержит перевод немецкого документа о результатах допроса взятого в плен командира 57-й бригады Ивана Евстифеева.
Документ, приведённый в данной публикации, является Приложением к отчёту 215-й пехотной дивизии вермахта о боях на Волховском фронте. Этот отчёт можно прочитать здесь.
Страница со сведениями об Иване Евстифееве на сайте "Память народа" здесь.
-----------------------------------------------------
-------------------------------------------
215-я Пехотная дивизия
КП дивизии, 30 июня 1942
Разведотдел
Допрос пленного
В ходе проведения зачистки местности к западу от шоссе в ночь с 28 на 29.6.42. среди прочих был взят в плен командир 57 Ударной бригады майор Иван Е в с т и ф е е в. Он дал следующие показания:
Личные данные:
Родился в 1907 году в Ивановской области, холостой, русский. Образование среднее и 2 года электротехнического ВУЗа. Является членом партии, но уже 2 раза исключался из неё.
Военное образование:
Кадровый офицер с 1932 года. 1 год учёбы в средней танковой школе, 3 года в военной академии – танковая кафедра.
25.8.41 поступил на военную службу начальником штаба 236-й моторизованной дивизии в составе 47-й Армии в Иране. Затем был направлен в Москву в Академию Генерального штаба и через 2 месяца ему было поручено командование 57-й бригадой. В этот период впервые происходило формирование стрелковых бригад.
2-я Ударная армия:
Вооружение:
2-я Ударная армия относится к числу лучших армий и была хорошо вооружена во всех отношениях. Командиры её дивизий, бригад и полков успешно посещали военные школы и, кроме того, имели боевой опыт.
Границы участка дислокации:
2-я Ударная армия к 7.1.42. сосредоточилась в районе Малая Вишера, Некрасово, Папоротно, Большие Вяжищи и Большая Вишера. Участок армии проходил от Ямно до Дымно (оба нас. п. исключительно). На севере стык с 59-й Армией, на юге с 52-й. До подхода 2-й Ударной армии этот участок был в зоне ответственности 52-й Армии.
Задача:
Перед 2-й Ударной армией стояла следующая задача: прорыв по всей ширине её участка через р. Волхов, а также через шоссе и железную дорогу, затем дальнейший прорыв непосредственно на Кингисепп (северо-восточнее Нарвы). При этом стоящие перед Ленинградом немецкие войска должны были быть отрезаны, окружены и уничтожены, и деблокирован Ленинград. Эту задачу получил командующий на тот момент 2-й Ударной армией генерал Соколовский.
Выполнение задачи:
Фронтальное наступление на всей ширине участка через р. Волхов было повсеместно отбито с нанесением таких больших потерь, что генерал Соколовский был снят с должности. Его обвинили в том, что он наступал слишком широким фронтом, чем распылил ударную мощь армии. На его место был назначен генерал-лейтенант К л ы к о в, который, собрав все свои силы, в середине января из долины р. Осьма ударил через р. Волхов на Арефино и Костылево и под Мясным Бором осуществил прорыв через шоссе и железную дорогу.
2-я Ударная армия имела в своём составе 3 группы (корпуса):
1.) Группа Г у с е в а (13-й кавалерийский корпус), задача которой состояла в овладении нас. пунктом Финев Луг и проведении оттуда в северо-западном направлении удара на Кингисепп.
2.) Группа К о р о в н и к о в а, задача которой заключалась в наступлении, примыкая к группе Гусева справа, через Спасскую Полисть и Ольховку и прикрытии правого фланга группы Гусева.
3.) Группа П р и в а л о в а, резервная группа, задача – занимать захваченные районы.
Группа Гусева первым же броском овладела нас. п. Финев Луг. Группа Коровникова, однако, отстала, так как не смогла взять Спасскую Полисть. В связи с этим Гусеву пришлось самому взять на себя защиту обоих своих флангов и овладеть районом возле Клепцы слева и Вдицко и Новая деревня справа. При этом было сковано столько сил, что проведение дальнейшего наступления стало невозможным.
Для захвата Спасской Полисти были задействованы крупные части резервной группы Привалова, успеха, однако, не имели. Стойкая оборона Спасской Полисти сделала осуществление первоначального замысла, удара на Кингисепп, невозможным, так как, первое – наступающая группа Гусева «зависла в воздухе» и не имела флангового обеспечения, и второе – место прорыва было недостаточно широким для проведения операций крупного масштаба.
Первое изменение плана:
Для осуществления первоначального замысла следовало, в первую очередь, организовать более широкий исходный район. Для этого было нужно отрезать Чудово и взять его с западного направления. В связи с этим задача изменилась и стала состоять в следующем:
1.) Прекращения наступления в западном и северо-западном направлениях.
2.) Наступление в направлении нас. п. Любань на шоссе Чудово-Тосно.
3.) Соединение с наступающей с северо-востока 54-й Армией.
Для осуществления этого плана группе Гусева были переданы в подчинение силы из резервной группы, среди которых находились 191-я стрелковая дивизия и 57-я бригада. Группе Гусева удалось через Тигода – Озерье – Красная Горка пробиться почти до Любани. Отсечение при Красной Горке этих пробившихся частей, их окружение и уничтожение побудили генерал-лейтенанта Клыкова сказаться больным. С должности был снят начальник штаба. Это произошло в конце марта 1942. (Начальником штаба был генерал-лейтенант Визжилин).
Второе изменение плана:
После 10-дневной неопределённости командование Армией было передано генерал-лейтенанту Власову, а должность начальника штаба полковнику Виноградову. Власов собрал свои силы и попытался через р. Тигода провести удар по шоссе юго-восточнее Померанье. Правая граница: Кривино, Пятница, Свх. им. Кирова; левая граница: Озерье, Сустье Конец, Померанье. Но уже сильно потрёпанные части, однако, были довольно слабы, чтобы успешно осуществить задуманный удар.
Вывод войск из Волховского котла:
После провала этих планов было решено вывести войска из Волховского котла. На совещании командиров 19.6.42 генерал-лейтенант Власов озвучил следующие замыслы:
1.) Выведение 2-й Ударной армии в район Александровская.
2.) Проведение там доукомплектования и переформирования Армии. Должно быть готово пополнение.
3.) Повторное наступление Армии вдоль «Магистрали» (шоссе-железная дорога) через Чудово-Любань в направлении Ленинграда. Обе соседних армии прикроют фланги. Линию фронта к западу от р. Волхов должны в дальнейшем удержать части 59-й Армии; в этом должны быть задействованы и части 52-й Армии.
Первой отошла группа Гусева и ей удалось выйти из котла. Вместе с ней было выведено несколько армейских лазаретов. 400 грузовых автомобилей группы Гусева были оставлены, так как были нужны Армии. Когда Гусев вышел из котла, у него почти не было и лошадей. 17.5.42 приказ о выходе получила вторая группа, а также большая часть артиллерии. Однако, эта группа дошла лишь до района Новой Керести. 19.5.42 57-я бригада и другие части получили приказ отойти в район Новой Керести и прикрывать отход ранее выступившей группы. Они смогли начать отход лишь 29.5.42, так как предыдущие подразделения отходили слишком медленно. 31.5.42 немцы закрыли котёл. 57-я бригада была немедленно направлена из Новой Керести к отметке 37,7 возле р. Полисть, чтобы осуществить там прорыв. На усиление был выделен 166-й танковый батальон с 9-ю танками Т-60. Первую атаку 57-я бригада начала 2.6.42, в ходе которой ей удалось осуществить небольшой прорыв и перебраться южнее через р. Полисть, но она была оттуда отброшена. Все дальнейшие атаки прочих частей были также отбиты. Лишь в ночь с 18 на 19.6.42 46-й стрелковой дивизии, частям 57-й бригады, 1-му батальону 53-й бригады, 1000 легкораненым и 8-ю танкам удалось выйти из котла по просекам снабжения, которые были деблокированы с востока. Реализация прочих замыслов стала неосуществима по причине уничтожения Волховского котла.
57-я бригада
57-я бригада действовала в составе 2-й Ударной армии:
1.) Для проведения первого броска фронтальной атаки через р. Волхов 57-й бригаде был поручен участок от Высокое до Орелье (исключительно). Поначалу бригада наступала в одиночку, так как занятие исходных районов другими частями ещё не было завершено. Были атакованы нас. пункты Вергежа, Кипрово, Ульково и Кузино. В ходе этих отбитых атак с 7 по 9 января 1942 г., а также при проведении повторных атак 11.1.42, бригада понесла большие потери. Не было достигнуто вообще никакого успеха. Ответственность за этот провал было возложена на командующего армией, и он был снят с должности.
2.) 13.1.42 пленённый майор узнал, что 327-й стрелковой дивизии удалось прорваться через р. Волхов в Арефино и Костылево. Он попросил разрешения у командующего армией направить туда его бригаду, чтобы овладеть приказанным ему участком с юга. Это было ему разрешено. Через Волхов бригада вышла к нас. п. Бор. Пленный был проинформирован, что в нас. п. Бор противник отсутствует, но тем временем, этот нас. п. был вновь занят небольшими немецкими силами. Эти части с боем отступили из этого нас. пункта в лес, расположенный севернее, и перешли там к обороне. Для штурма окраины этого леса были задействованы 1-й, 3-й и затем 2-й батальоны бригады. До этого штурма бригада имела численность в 2030 человек (при формировании в г. Кувандык 24.11.41. численность бригады составляла, включая штаб и офицеров, 4360 человек).
Ворваться в лес удалось лишь после ввода последних резервов. После овладения лесом бригада была разделена на две части и атаковала Коломно с юго-запада и юго-востока. Коломно смогли взять, преодолев упорнейшее сопротивление. Лишь после этого путь для атаки запланированного участка через «малое шоссе» стал свободен. Поначалу атака на Кузино полностью провалилась. Потери бригады были настолько высоки, что взятие Кузино силами бригады оказалось безнадёжным. Лишь когда один из батальонов 327-й СД, получив приказ обойти Кузино и взять Ульково, вышел западнее и северо-западнее Кузино, немцы стали опасаться окружения и вечером отступили в Ульково.
По мнению пленного, немецкие позиции были очень хорошо защищены против фронтальной и фланговой атаки, но, всё же, не были в достаточной мере оборудованы для эффективного отражения атак с тыла. К атакам с тыла немцы очень чувствительны.
3.) После взятия Кузино в бригаде осталось лишь около 40-50 человек. В связи с этим она была выведена в Бор, где была пополнена 4-мя лыжными батальонами. Это были: 42-й лыжный батальон, в котором было 280 человек, 45-й – 370 человек, 46-й – 580 человек и 49-й – 160 человек. В Ольховке к этому ещё добавился 50-й лыжный батальон – 580 человек. Теперь бригада должна была бы именоваться лыжной бригадой, но так как лыжи были только в одном батальоне, бригаде по категорическому желанию командира было разрешено сохранить своё первоначальное наименование.
Эта вновь доукомплектованная бригада была передана в подчинение группе Гусева, и должна была прикрывать правый фланг наступления на Любань в районе Кривино-Ручьи. При этом потери, в основном, были понесены в ходе атаки на Кривино и Ручьи. 3-й батальон, который периодически передавался для атаки на Дубовик, понёс там очень большие потери.
4.) После того, как 57-я бригада вместе с другими подразделениями закончила прикрывать отход остальных групп, она сама начала 29.5.42 отходить и провела несколько безуспешных попыток прорыва в районе отметки 37,7. И когда плотно преследующий противник начал всё больше теснить окружённые русские части, бригада была разделена на небольшие группы, которые получили задачу самостоятельно пробиваться на восток. Сам командир с группой из 12 человек пошёл на север. По пути он потерял нескольких человек, подорвавшихся на минах. В ночь с 28 на 29.6.42 к западу от шоссе вблизи нас. п. Большое Опочивалово он попал в плен.
Генерал В Л А С О В:
24.6.42 в 17:00 пленный майор разговаривал с командующим 2-й Ударной армией генерал-лейтенантом Власовым, который сообщил ему, что обстановка безысходная, и что он будет пытаться идти в направлении Ольховки и дальше на север, чтобы выйти к 54-й Армии.
Власову 46 лет. Он большой бабник и пьяница. Командует 2-й Ударной армией с марта 1942 г. До этого был заместителем командующего Волховским фронтом, генерала армии и Героя Советского Союза Мерецкова. Осенью прошлого года Власов командовал 19-й Армией под Киевом. После окружения армии, в которой было 60.000 человек, ему удалось выйти из котла с 60 людьми, причём он прошёл пешком 600 км. После этого он был принят для доклада лично Сталиным и назначен командующим 20-й Армией, с которой под Москвой отбил Ясную Поляну и Солнечногорск. Затем ему присвоили звание генерал-лейтенанта и назначили заместителем Мерецкова.
Настроения в армии:
В мае состоялось совещание командиров. Власов сказал, что число перебежчиков выросло настолько, что он вынужден принять строжайшие меры. За последние 5 дней число перебежчиков в армии составило 480 человек. Он пригрозил всем командирам передать их в Особый отдел, если число перебежчиков не уменьшится. Пленный пояснил, что офицеры вплоть до высшего звена не хотят больше работать, так как всё организовано очень плохо. Даже комиссары и политруки критикуют такое ведение войны. Кроме того, с марта комиссарам запретили слушать вражеские новости и изъяли у них радиоприёмники. Солдаты очень недовольны тем, что их не щадят, бросая в бой. И помимо всего прочего, плохое обращение, плохое обеспечение провиантом и расквартирование, и прежде всего, плохие новости из дома содействуют развитию недовольства.
Продовольствия в глубоком тылу хватает едва. Но революции там не будет. Однако, в случае дальнейшего быстрого продвижения немецких войск возможен мятеж. Пленный сообщил о положении осенью прошлого года в Москве. В то время там царила паника, и рабочие нападали на комиссаров и милиционеров, так как предполагали, что скоро придут немцы, и они смогут избежать за это наказания.
Отравляющие вещества:
Пленный полагает, что русские вряд ли будут применять химические вещества. Русские заводы по производству боевых отравляющих веществ на 80% находятся в руках немцев. Русские ни с точки зрения оборудования, ни с точки зрения процесса производства не доросли до ведения химической войны. Противогазы имеются в недостаточном количестве. Противогаз образца 41 года по сравнению с более ранними более удобен в использовании и через него легче дышать. Фильтр 41 года, как это написано в инструкции по эксплуатации, защищает от всех типов газа, кроме угарного. Недавно очень много говорилось о том, что немцы скоро будут применять газы. Но за последнее время такие опасения уменьшились, так как выяснилось, что трофейные немецкие снаряды, казавшиеся в этом плане подозрительными, в ходе исследований химическими не оказались.
Танки:
4.6.42 к западу от нас. п. Мясной Бор для деблокирования окружённой в котле Ударной армии прибыли подразделения 59-й (?) танковой бригады. 19.6.42 пленный общался с командиром одного из танковых батальонов в чине капитана. Тот рассказал, что в 59-й(?) танковой бригаде есть 36 танков Т-34, 60 танков Т-60 и 4 разведывательных бронемашины. Т-60 не могли продвигаться через заросшую лесом местность и не могли быть задействованы на участке, так как не способны преодолевать заболоченную местность. Производство Т-60 недавно было прекращено, так как они не соответствовали ожиданиям. В период с 4 по 19.6.42 бригада потеряла 28 танков Т-34.
Партизанские отряды:
Задача партизанских отрядов состоит в том, чтобы незаметно пересечь вражескую линию обороны и вести шпионаж. В котле пленный 3 раза имел дело с такими отрядами. Первый он повстречал в марте. В отряде было 70 человек, и он был отправлен через немецкую линию обороны в районе Малое Опочивалово. Его задачей было ведение разведки западнее котла. Этот отряд пленный видел затем в июне в месте прорыва и полагает, что теперь уже он уничтожен. Второй отряд численностью в 40 человек он повстречал в апреле. Отряд перешёл фронт в районе нас. п. Коляжка и должен был вести разведку в районе Вороний Остров. Третий отряд в 50 человек он встретил 26.6.42 восточнее Ольховки. Этот отряд должен был вывести из котла на восток 150 человек.
У партизанских отрядов всегда есть радиостанция, за которой обычно работает связистка. Зимой партизаны использовали лыжи. Они носили частично военное обмундирование, частично гражданскую одежду. Вооружение: пистолеты, автоматы и винтовки. Основной их задачей являлась передача сведений. Диверсионные акты они проводили реже, чем приказывалось, чтобы не обнаружить себя.
Знания о противнике:
Дислокация противника им точно не известна. О противостоящих вражеских подразделениях, их численности и манёврах им сообщают лишь из документов, которые находят у убитых немецких солдат. Пленных у них немного. Сведения, получаемые от партизанских отрядов очень скудны, либо в большинстве случаев неверны. Поэтому ещё ни разу не удавалось составить хоть в какой-либо степени точное положение противника.
Немецкие пленные:
Его бригада за всю операцию взяла 27 немецких пленных, среди них был тяжело раненый гауптман Hans Walter Robig (?) из 8-й роты 484-го пехотного полка 254-й пехотной дивизии. Этот гауптман находился в плену в Кривино. После допроса в дивизии или бригаде пленные доставлялись в штаб армии, и оттуда самолётом направлялись в штаб Волховского фронта. Гауптман тоже, наверное, доставлен туда. С зимы расстрел немецких пленных запрещён. В последнее время придаётся большое значение хорошему обращению с пленными.
Число пленных, взятых всей армией, он указать не может, но считает, что больше всего пленных взяла его бригада.
----------------------------------------