Чарльз по собственной инициативе предпринял поход к врачу, результатом которого и стал диагноз. На приеме он обсудил с доктором свои проблемы со сном, заторможенность движений, незначительный тремор, а также снижение когнитивных функций - в частности, способности усваивать информацию, которая прежде была его сильной стороной. Диагноз оказался неутешительным: ранняя стадия деменции с тельцами Леви.
Болезнь щадила прогрессировали медленно, но с пугающей неуклонностью, особенно поначалу. Со временем она стала захватывать всё большую власть над жизнью Чарльза. Он уже не тот человек, ни следа не осталось от его вечной улыбки и добродушного настроения: появилась нетерпеливость и раздражительность.
Финальная стадия болезни ознаменовалась тем, что Чарльз совершенно перестал осознавать, насколько серьезно он болен. Им в полной мере овладело отрицание деменции.
Это отрицание объяснялось АНОЗОГНОЗИЕЙ. Она часто встречается у пациентов с инсультом, опухолью головного мозга, болезнью Альцгеймера, деменцией с тельцами Леви, болезнью Гентингтона и множеством других видов деменции. Поначалу может казаться, что больной анозогнозией просто находится на стадии отрицания деменции, как это бывает у ухаживающих, но на самом деле все гораздо серьезнее: к сожалению, от анозогнозии нет лекарства, и ее также невозможно «вылечить», просто напомнив человеку, что он болен.
Рассказывает сын Чарльза:
«Постепенно я осознал, что отцу, попросту говоря, трудно думать, - и чем больше я начинал размышлять и решать за него, тем более заботливым и надежным становился в его глазах. Это казалось мне ужасно странным и полностью противоречило той роли «сына», которую я исполнял в наших отношениях всю жизнь; однако по мере того, как я все меньше обсуждал с ним его состояние и все больше брал на себя все связанные с уходом вопросы, отец становился расслабленнее и спокойнее.»
Чему нас учит эта история?
В некоторых случаях для людей с деменцией характерно тоже отрицание, что и для ухаживающих, - то есть понятное желание убедить себя, будто все в порядке. Но анозогнозия - это нечто совершенно иное. Она действует значительно глубже, чем психологическое отрицание, - как правило, в этом случае человек действительно вообще не понимает, что он болен.