Найти в Дзене
Наталья Швец

Меч Османа. Книга третья, часть 54

Отдать долг памяти великой Роксолане пришли многие государственные и религиозные деятели, ученые, янычары и, безусловно, большая семья султана. В мечети Баязид все присутствующие помолились за Хюррем. После этого гроб султанши, который несли визири империи, доставили на территорию мечети Сулеймание со стороны киблы. Падишах хотел проводить свою любимую в последний путь и лично возглавлял похоронную процессию и нес на плечах гроб своей Хюррем. Намаз по Госпоже Босфора читал Эбусууд Эфенди, который стал шейх- уль-исламом в 1545 году. Пока повелитель был жив, мулла целый день читал молитвы над последним местом успокоения его хасеки… Спустя год, останки Хюррем-султан были перезахоронены в восьмигранном мавзолее, построенном Мимаром Синаном. Ее усыпальница стала одним из важных проектов главного архитектора, поэтому он постарался построить величественное здание для великой госпожи. По сей день мавзолей Хюррем хасеки султан поражает своей красотой. Он декорирован изысканными изникскими кер
Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Отдать долг памяти великой Роксолане пришли многие государственные и религиозные деятели, ученые, янычары и, безусловно, большая семья султана. В мечети Баязид все присутствующие помолились за Хюррем.

После этого гроб султанши, который несли визири империи, доставили на территорию мечети Сулеймание со стороны киблы. Падишах хотел проводить свою любимую в последний путь и лично возглавлял похоронную процессию и нес на плечах гроб своей Хюррем.

Намаз по Госпоже Босфора читал Эбусууд Эфенди, который стал шейх- уль-исламом в 1545 году. Пока повелитель был жив, мулла целый день читал молитвы над последним местом успокоения его хасеки…

Спустя год, останки Хюррем-султан были перезахоронены в восьмигранном мавзолее, построенном Мимаром Синаном. Ее усыпальница стала одним из важных проектов главного архитектора, поэтому он постарался построить величественное здание для великой госпожи.

По сей день мавзолей Хюррем хасеки султан поражает своей красотой. Он декорирован изысканными изникскими керамическими изразцами с изображениями райского сада, а также с нанесенными текстами стихов, где говорится об ее улыбке и веселом характере. Стены приказал украсить изумрудами, такими же зелеными, как ее дивные глаза. Потом, что вполне естественно, камни исчезли, но следы на стенах остались.

Как и просила Хюррем, султан похоронил ее в своем сердце — мечети Сулеймании. Удивительно, но факт — по сей день молодые девушки приносят на ее могилу цветы, чаще всего тюльпаны, в надежде, что султанша дарует им такую же великую любовь, которая была в ее жизни…

Позже в этом тюрбе будут захоронены ее внук, шехзаде Мехмет, сына Селима. Слева от шехзаде находится гробница Ханым султан, дочери ее заклятого врага – Ибрагима-паши. Племянница Сулеймана I родилась в браке Ибрагима-паши и Хатидже в 1528 году. Хюррем воспитывала ее как свою, видимо, потому она и нашла свое последнее пристанище подле нее.

Вместе с собой Хюррем-султан унесла несколько тайн. По сей день историков всего мира мучают вопросы: откуда была родом рыжеволосая наложница, как ее звали на самом деле и кто она была по национальности…

Считается, что имя Хюррем ей дал сам султан. Этот факт никто не оспаривает, но вот по поводу настоящего имени Роксоланы общего мнения нет. По одной версии, ее звали Анастасией, по другой Александрой. А отцом у нее был вроде как священник Григорий Лисовский из городка Рогатин Ивано-Франковской области, но никаких документов по этому поводу не имеется. Как нет доказательств, что девушка была внебрачным ребенком польского короля. Достоверно известно только одно — она была православной христианкой. Следовательно, польский король никак не мог быть ее отцом.

Однако известно, что татары, когда захватили ее полон, относились к пленнице с большим почтением, не связывали руки, не заставляли идти пешком и везли верхом на лошади. Это свидетельствует о многом — полонянка и верно имела большую ценность и причина была вовсе не в ее цвете волос.

Также известно, что, попав в гарем, Роксолана уже владела несколькими иностранными языками и увлекалась чтением исторических и философских трудов. Следовательно, до прибытия в гарем имела хорошее образование. Так что здесь больше вопросов, чем ответов на них.

Теперь об ее внешности, которая также вызывает много споров. По описаниям венецианского посла, женщина была невысокого роста, худощавой и некрасивой. Вместе с тем, дипломат отмечал ее хорошие манеры и тонкий ум. Тут можно поспорить. Совершенно очевидно — некрасивых девушек в гарем не брали. Опять же, посторонним мужчинам видеть лица женщина султана, пусть даже это был посол Венеции, никоим образом не позволялось. Так что дипломат явно приврал. К тому же, все ее современники в один голос твердили — отличалась веселым нравом, что и привлекало в ней меланхоличного султана… Словом, эта наложница была не такой как все, потому ее и помнят по сей день.

Публикация по теме: Меч Османа. Книга третья, часть 53

Начало по ссылке

Продолжение по ссылке