Найти тему
Морская коллекция

Разведывательные корабли. Большое фиаско с маленьким корабликом. «Пуэбло»

Оглавление

Северокорейцы захватывают  «Пуэбло» на картине Ричарда ДеРоссета.
Северокорейцы захватывают «Пуэбло» на картине Ричарда ДеРоссета.

В годы Второй мировой войны США потребовались множество небольших грузовых судов для каботажных перевозок на побережье и на островных ТВД. Основной действующей силой был американский флот и корпус морской пехоты. Но перевозки требовались и другим родам войск. Так же как японцы, американцы пошли по пути автономного самообеспечения. Армия (Организация армии и снабжения) и ВВС начали заказывать для своих нужд небольшие корабли для перевозки грузов.

Только класса "Камано" по проекту 381 для армии и 427 для ВВС в конце мировой войны было построено 1944 судна, находившихся в структуре Береговой охраны.

После войны часть судов была продана или передана другим странам, в том числе Китайской республике (Гоминьдан) и Южной Корее, часть МВД, а большинство списали в начале 50-х.

15 таких судов в начале 50-х приобрели ВМС США, но в связи с избытком кораблей вскоре перевели в резерв.

В военное время гигантский скачок произошел в военной радиоэлектронике. Огромное значение стали придавать сбору и обработке информации с помощью электронных средств наблюдения. По понятным причинам, в послевоенное время лидером в электронном шпионаже стали США.

Впрочем, СССР старался в долгу не оставаться. Не имея возможности перекрыть всю планету своими базами и системами сбора информации, советские моряки использовали нестандартные варианты. Под видом обычных рыболовных траулеров неприметные и небольшие советские разведывательные суда появлялись в самых неожиданных местах и снимали необходимую информацию.

Успешный советский опыт заинтересовал американских военных и Агентство национальной безопасности (АНБ), созданное в 1952 году. Агентства занималось и занимается радиоэлектронной, научной и технической разведкой, киберразведкой, военной контрразведкой, защитой электронных коммуникационных сетей госучреждений США.

В 1964 году Министерство обороны заинтересовалось использованием для разведывательной деятельности небольших и недорогих судов, более удобных в локальных операциях чем корабли серий AGTR и T-AG. Наиболее подходящими оказались законсервированные легкие грузовые суда Министерства обороны.

Агентство национальной безопасности (АНБ) планировало 25 таких судов класса AGER, но после переговоров с военными сократило количество запрошенных в качестве траулеров I и II фазы судов до 15. Реально в корабли-шпионы переоборудовали лишь три судна. Официально они считались судами для экологических исследований, фактически их использовались для сбора разведывательных сигналов в рамках программы AGER. USS Banner (AKL-25, потом как AGER-1, ранее FS-345), USS Pueblo (AGER-2, ранее FP-344) и USS Palm Beach (AGER-3, ранее FS-217). Два первых судна относились к армейским и были построены в Висконсине на верфи Kewaunee Shipbuilding and Engineering Corporation в Кьюони, третий- строился для ВВС фирмой " Хиггинс Индастриз " ( Новый Орлеан, Луизиана).

AGER (Вспомогательное общее исследование окружающей среды) обозначало совместную программу военно-морских сил и Агентства национальной безопасности (АНБ).

Эти три кораблика получили обозначение класс «Баннер». Первым был переоборудован в 1964 году «Баннер», приступивший к работе в 1965 году. Он занимался наблюдениями за высокочастотными электронными излучениями в прямой видимости, что требовало находиться ближе к берегу, чем предыдущие суда по сбору разведданных. Вооружено судно не было, но экипажу выдали пять пистолетов M1911 и три винтовки M1 Garand.

«Баннер» собирал информацию у тихоокеанского побережья Советского Союза. Советские корабли регулярно пытались избавиться от назойливого шпиона, он получал флажные сигналы "Лечь в дрейф, или я открою огонь", но так как американское судно действовало в полном соответствии с международными правилами предотвращения столкновений в море, а советские разведывательные корабли действовали также, то до стрельбы и нападений обе стороны не доходили.

12 апреля 1966 года ВМС США получили следующее судно- FS-344.

  • Корабль был спущен на воду 16 апреля 1944 года как грузопассажирский (FP) армии США FP-344. Позже армия переименовала суда FP в грузовые и снабженческие, изменив обозначение на FS-344. Судно было введенно в эксплуатацию в Новом Орлеане 7 апреля 1945 года, служило военным судном береговой охраны, используемым для подготовки гражданских лиц для армии. Первым командиром был лейтенант Дж. Р. Чоут, USCGR (резерв Береговой охраны), которого 12 сентября 1945 года сменил лейтенант Дж.Г. Марвин Б. Баркер, тоже из USCGR. FS-344 был выведен из эксплуатации в 1954 году.

Во время спуска "Пуэбло" на воду
Во время спуска "Пуэбло" на воду
"Снимок сделан, когда корабль сходит со стапеля в Кевауни, штат Висконсин, 16 апреля 1944 года. Крестная мать- Дороти К. Дюваль (справа на переднем плане), жена мэра Кларенса Л. Дюваля и мать 22-летнего 2-го лейтенанта Кларенса Г. Дюваль, USAAF, который погиб, когда на Boeing B-17 Flying Fortress он потерпел крушение в метель около Максвелла, штат Айова, около 6 часов утра 6 марта 1944 года, а также Хью К. Броган, Вице-президент и генеральный директор Kewaunee Shipbuilding & Engineering Corp. и преподобный Леонард А. Спунер из Общинной конгрегационной церкви Кевауни, который произносит молитву".

Грузовое судно армии США FP-344 (1944). Переданное военно-морскому флоту в 1966 году, оно стало USS Pueblo (AGER-2)
Грузовое судно армии США FP-344 (1944). Переданное военно-морскому флоту в 1966 году, оно стало USS Pueblo (AGER-2)
Столовая "Пуэбло"
Столовая "Пуэбло"
FS 344 армии США (позднее USS Pueblo , AGER 2) 
На якоре в заливе Манила, Филиппины, 21 августа 1946 года.
FS 344 армии США (позднее USS Pueblo , AGER 2) На якоре в заливе Манила, Филиппины, 21 августа 1946 года.
USS Pueblo (AKL-44) пришвартован у пирса после переоборудования в разведывательное судно. Флаги говорят о том, что это произошло в день ввода судна в эксплуатацию, 13 мая 1967 года
USS Pueblo (AKL-44) пришвартован у пирса после переоборудования в разведывательное судно. Флаги говорят о том, что это произошло в день ввода судна в эксплуатацию, 13 мая 1967 года

18 июня его переименовали в «Пуэбло» (USS Pueblo (AKL-44) в честь города и округа Пуэбло в штате Колорадо. Он стал третьим этого имени в американском флоте. В 1966 году судно прошло переоборудование на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. Переоборудовался он как легкое грузовое судно, экипаж на него был укомплектован в обычном порядке, без допусков и спецподготовки. 44% моряков ранее не были в море.

Бюджет на укомплектование судна шпионской аппаратурой был выделен лишь в 1967 году. Речь шла о 1,5 миллионах долларов. После установки оборудования корабль был переклассифицирован и переименован 13 мая 1967 года в AGER-2.

Нехватка бюджета привела к тому, что несколько мероприятий по переоборудованию так и не были проведены. Например, будущий командир судна Ллойд Бучер запрашивал капитальный ремонт двигателя, так как у однотипного «Баннера» в походе отказали оба двигателя и он два дня дрейфовал, не имея возможности даже выйти на связь. Кроме того Бучеру отказали в системе аварийного затопления, во взрывчатке для подрывных зарядов, замене бочек для сжигания документов на топливные установки для сжигания мусора (с высокой скоростью уничтожения бумаг), сокращении судовой библиотеки секретных публикаций. Хозспособом, за счет "карманных денег", выделяемых экипажу на улучшение комфорта, он смог приобрести менее мощную мусоросжигательную установку.

После инцидента с судном "Либерти" у берегов Израиля, заместитель начальника военно-морских операций (VCNO) Орасио Риверо-младший приказал, чтобы ни один корабль ВМС не действовал без надлежащих средств самозащиты. После этого на главной палубе «Пуэбло» на верфи должны были поставить 3-дюймовую / 50-калиберную пушку и оборудовать артпогреб под снаряды. Однако здесь против выступил уже Бучер, ибо с таким верхним весом судно потеряло бы остойчивость. После испытаний и доработки неисправностей «Пуэбло» отплыл с верфи 11 сентября 1967 года в Сан-Диего для прохождения боевой подготовки.

USS Pueblo (AGER-2)в октябре 1967 года
USS Pueblo (AGER-2)в октябре 1967 года

«Пуэбло» USS Pueblo (AGER-2) Kewaunee Shipbuilding and Engineering Corporation. штат Висконсин Заложен 1944. Спущен на воду 16 апреля 1944 г. Введен в эксплуатацию 7 апреля 1945 г. На вооружении с 1945. Реклассифицирован 18 июня 1966 года как AKL-44, 13 мая 1967 как AGER-2. Захвачен 23 января 1968 года Северной Кореей; 39 ° 02'26"северной широты 125 °44'23"Восточной долготы. Находится в Северной Корее в качестве корабля-музея

«Баннер» USS Banner (AKL-25, затем AGER-1), до этого FS-345. Kewaunee Shipbuilding and Engineering Corporation. штат Висконсин Заложен 1944. вступил в строй в Кевауни 26 июля 1944 года. Выведен из эксплуатации 14 ноября 1969

Тоннаж 345 тонн дедвейта. Водоизмещение 550 тонн, полное 895 тонн. Длина 177 футов (54 м). Ширина 32 фута (9,8 м). Осадка 9 футов (2,7 м)
Двигатели- два дизельных 6-цилиндровых двигателя GM Cleveland Division 6-278A мощностью 500 л.с. . Скорость 12,7 узлов. Экипаж 6 офицеров, 70 матросов, как AGER -83 человека
Вооружение 2 × M2 Browning .50 кал. (12,7 × 99 мм) пулемета, стрелковое оружие

Герб «Пуэбло»:

-8

-9
-10
USS Pueblo (AGER 2) 
Вероятно, сфотографировано у берегов Сан-Диего, Калифорния, 19 октября 1967 года.
USS Pueblo (AGER 2) Вероятно, сфотографировано у берегов Сан-Диего, Калифорния, 19 октября 1967 года.
-12
-13
-14

«Пуэбло» работал в одной из горячих точек, у берегов Северной Кореи. Формально Корейская война не закончилась, действовало лишь перемирие и между сторонами регулярно происходили боевые столкновения.

Судно собирало разведданные и океанографическую информацию, отслеживая электронные и радиосигналы из Северной Кореи.

После прибытия «Пуэбло» на базу ВМС США в Йокосуке, по приказу командующего военно-морскими силами США в Японии на палубе судна вместо орудия были установлены два пулемета M2 Browning 50-го калибра. Обучение ограничилось пятьюдесятью израсходованными патронами на десять выделенных "артиллеристов". Пулеметы Бухер разместил на открытых позициях на носу и корме, их замаскировали под брезентовые чехлы ( в море они намокали и стояли колом). Пулеметы стояли далеко от надстройки, что не позволяло расчетам там укрываться и хранить боеприпасы.

В январе 1968 года политическая ситуация в мире была весьма напряженной. Шла война во Вьетнаме, через неделю началось наступление «Тет» войск Вьетконга на марионеточный проамериканский Южный Вьетнам, три дня до того северокорейский спецназ, 31 боец из 124-го отряда, атаковал 21 января южнокорейский Голубой дом в Сеуле, где располагалось правительство страны . Погибло от 26 до 68 южнокорейцев и 4 американских военных. Почти весь северокорейский отряд был уничтожен в бою.

5 января 1968 года «Пуэбло» покинул Йокосуку и перешел на военно-морскую базу США в Сасебо, оттуда он отправился 11 января 1968 года на север через Цусимский пролив в Японское море. Ему была поставлена задача перехватывать сигналы и вести наблюдение за деятельностью советского военно-морского флота в Цусимском проливе и собирать сигналы и данные электронной разведки из Северной Кореи.

Привыкшие к определенному этикету на основе взаимности с советскими кораблями, американцы не предполагали чего-то другого от северокорейцев. Только у КНДР не было разведывательных судов у японских и американских берегов, никакими условиями взаимного терпения они связаны не были.

На борту американского корабля находился экипаж в составе пяти офицеров и 38 рядовых, одного офицера и 37 рядовых разведки и двух гражданских океанографов для прикрытия.

16 января 1968 года «Пуэбло» пересек 42 ° северной широты в ходе подготовки к патрулированию, которое должно было пройти вдоль побережья Северной Кореи от 41 ° северной широты до 39 ° северной широты, а затем обратно. Поход должен был пройти на расстоянии не ближе 13 морских миль (24 км) от побережья Северной Кореи, ночью на расстоянии от 18 до 20 морских миль (33-37 км). Такие жесткие требования уперлись в наличие всего двух матросов с хорошим навигационным опытом.

Капитан позже утверждал: "У меня не было высокопрофессиональной группы моряков, которые выполняли бы за меня навигационную работу".

-15

-16
-17

В 17-30 20 января 1968 года состоялась первая встреча с боевым кораблем КНДР. Это был малый охотник за подводными лодками советского проекта 201 (НАТО- код SO-1), он прошел примерно в 4000 ярдов (3,7 км) от «Пуэбло», который находился в 15,4 морских милях (28,5 км) к юго-востоку от Маянго в точке 39 ° 47 северной широты и 128 ° 28,5 восточной долготы.

Днем 22 января 1968 года два северокорейских рыболовных траулера "Рисовое поле 1" и "Рисовое поле 2" прошли в пределах 30 ярдов (27 м) от «Пуэбло». В Сеуле как раз шел бой со спецназом КНДР, который пытался уничтожить диктатора Пак Чон Хи.

Согласно американской версии, на следующий день, 23 января, к «Пуэбло» подошел охотник за подводными лодками, и запросил национальную принадлежность судна. «Пуэбло» поднял флаг США , а гражданские океанографы демонстративно занялись отбором проб воды с помощью палубной лебедки. Корейцы приказали судну удалиться от берегов КНДР, угрожая открыть огонь. Американцы попытались маневрировать, но были значительно медленнее, чем охотник. Корейцы сделали несколько предупредительных выстрелов. В это время на горизонте появились еще три торпедных катера, которые присоединились к преследованию.

Вскоре появились два истребителя корейских ВВС МиГ-21, затем четвертый торпедный катер и второй охотник за подводными лодками.

Сопротивление было невозможным, боеприпасы хранились в трюме, а пулеметы были закрыты брезентом.

( ... ) Оборонительное вооружение (пулеметы) должно быть уложено или укрыто таким образом, чтобы оно не вызывало необычного интереса со стороны обследованных подразделений. Его следует использовать только в случае угрозы выживанию ( ... )

На практике было обнаружено, что из-за нестандартных настроек ударно-спусковых механизмов для включения пулеметов 50-го калибра требовалось не менее десяти минут. Только один член экипажа, имеющий опыт работы в армии, когда-либо имел опыт обращения с таким оружием, хотя члены экипажа получили элементарные инструкции по оружию непосредственно перед отправкой корабля.

Позиции Пуэбло по данным ВМС США
Позиции Пуэбло по данным ВМС США
17 мест,нарушения "Пуэбло"  территориальных вод 12 морских миль (22 км)  по сообщениям Северной Кореи,
17 мест,нарушения "Пуэбло" территориальных вод 12 морских миль (22 км) по сообщениям Северной Кореи,

От вооруженного сопротивления капитан отказался. Ллойд М. Бухер «… не видел смысла бессмысленно отправлять людей на смерть».

Американское правительство и ВМС утверждают, что «Пуэбло» находился в нескольких милях от территориальных вод Северной Кореи. Северная Корея утверждает, что судно находилось в глубине северокорейской акватории. КНДР считает своими территориальными водами зону в пределах 50 морских миль (93 км), в то время как международные стандарты составляли 12 морских миль (22 км).

Северокорейские корабли более двух часов попытались взять американцев на абордаж, но «Пуэбло» маневрами мешал им. В итоге охотник P / N 35 в 13-27 открыл огонь из 57-мм пушки с расстояния примерно от 1500 до 2000 ярдов, а катера из пулеметов. P / N 35 примерно за семь минут дал 15 очередей по 6–14 57-миллиметровых снарядов, а пулеметчики израсходовали около 2000 патронов.

Связист Лич был ранен в левую икроножную мышцу и верхнюю часть правого бока. Легкие осколочные ранения в лодыжку и прямую кишку получил капитан Бучер, еще один моряк был ранен в шею, а осколки повредили мачту с радаром.

Только тогда экипаж приступил к уничтожению секретных материалов, но их объем на борту был слишком велик.

( ... ) мы сохранили на борту устаревшие публикации и имели все благие намерения избавиться от этих вещей, но не сделали этого на момент начала миссии. Я хотел в конце концов организовать это место, и у нас было слишком много копий на борту ( ... )

Был уничтожен лишь небольшой процент от общего количества секретных материалов на борту корабля. - лейтенант Стив Харрис, офицер, ответственный за секретность на корабле

В ходе преследования «Пуэбло» поддерживал радиосвязь с Группой военно-морской безопасности в Камисее, однако реально обещанной поддержки разведчики не получили.

5-е командование ВВС (5 AF), как оказалось, не имело боеготовых самолетов и в течение 2-3 часов не смогло никого отправить. Авианосец "Энтерпрайз" находился в 510 морских милях (940 км) к югу от места конфликта, но его четыре дежурных самолета F-4B не были вооружены для боя "воздух-поверхность". Командир авианосца сообщил подсчитал, что на перевооружение самолетов потребуется 1,5 часа.

-20
-21
-22
-23

«Пуэбло» в 13-34 вынужден был остановится, подать сигнал о принятии требований и следовании за кораблями КНДР. Покинув северокорейские воды, примерно через полчаса после обстрела, «Пуэбло» вновь остановился и попытался тянуть время, чтобы уничтожить больше секретных материалов, но его тут же с близкого расстояния вновь обстрелял северокорейский охотник. Был убит 20-летний кочегар Дуэйн Д. Ходжес, который в это время жег секретные бумаги. Снарядом ему оторвало большую часть ноги и в 15-00 он умер. «Пуэбло» вынужден был продолжить следовать за корейцами.

На борту было 9 раненых- Бухер, Харрис, лейтенант Эдвард Р. Мерфи-младший, Майкл Т. Барретт, Питер М. Лангенберг, Венделл Г. Лич, Кранделл, Стивен Дж. Робин и Вулк.

Корейские моряки
Корейские моряки

В 14-55 местного ( 05:55 UTC) с охотника и с торпедного катера на борт поднялись группы захвата. Американцам связали руки, завязали глаза, избивали и тыкали штыками. Как только судно вновь оказался в северокорейских территориальных водах, на его борту появились высокопоставленные северокорейские официальные лица.

Корабль ВМС США был захвачен, 82 члена экипажа (9 раненых) попали в плен, один был убит. Событие вошло в историю как "инцидент Пуэбло" или "кризис Пуэбло". Захват «Пуэбло», жестокое обращение и пытки его экипажа в течение следующих одиннадцати месяцев стали одним из крупных инцидентов холодной войны.

Северная Корея заявила, что «Пуэбло» намеренно вошел в их территориальные воды в 7,6 морских милях (14 км) от острова Рио, и бортовой журнал показывает, что они вторгались несколько раз. Однако Соединенные Штаты утверждают, что судно находилось в международных водах во время инцидента и что любые предполагаемые доказательства, предоставленные Северной Кореей в поддержку своих заявлений, были сфабрикованы.

Доклад разведки, по Пуэбло
Доклад разведки, по Пуэбло

5 дней спустя, 28 января северокорейцы подтвердили захват американского корабля. Но еще 26-го самолет ЦРУ A-12 Oxcart из эскадрильи проекта "Черный щит" в Кадене, Окинава, пилотируемый пилотом Джеком Уиксом, в ходе трех высотно-скоростных облетов территории КНДР запечатлел на кинопленку «Пуэбло» в районе гавани Вонсана в окружении двух северокорейских кораблей.

В США встал вопрос как реагировать на инцидент. Мнения разделились. Президент Джонсон получил, например, предложение конгрессмена Менделя Риверса о ядерном ультиматуме, и совет сенатора Гейла Макги не предпринимать "судорожных реакций на отягчающие инциденты". Джонсону пришлось утихомиривать своих ястребов, чтобы не пострадал экипаж.

В итоге 24 января были приняты следующие меры:

1.В регионе развернуты флот и авиация

2. Местонахождение корабля взято под непрерывный контроль разведывательной авиации.

3. Проведен призыв резервистов и заморожены увольнения из армии.

4. В ООН выражен протест.

5. Президент Джонсон лично телеграфировал советскому премьеру Алексею Косыгину.

Разумеется, параллельно разрабатывались планы блокады северокорейских портов, авиаударов по военным объектам и атаки через демилитаризованную зону.

-26
-27

Американские власти были убеждены, что захват судна- операция, организованная СССР. Увы, согласно советским архивам, для Москвы это тоже был сюрприз. Новая война в Корее в планы СССР не входила. Скорее действия северокорейцев были реверансом в сторону Китая, в 1966 году крупно поссорившегося с северным соседом.

Корейцы оставили «Пуэбло» в Вонсане, специалисты занялись активным изучением его начинки. Устройства связи подверглись разбору и обратному инжинирингу. Результатами корейцы поделились с СССР. Пока американцы не поменяли некоторые системы безопасности, СССР и КНДР получили доступ к секретной информации.

Озвучивалась версия, что захват американского судна был заказан для захвата устройств шифрования, что вместе с отчетами недавно завербованного уорент-офицера Джона Энтони Уокера давало Советам полную картину.

Согласно рассекреченного в 2006 году доклада"Оценка криптографического ущерба", экипаж большей частью не был знаком с криптографическим оборудованием и публикациями, не прошел обучение их надлежащему уничтожению и, несмотря на попытки членов экипажа уничтожить секретные документы и оборудование, помешать северокорейцам восстановить большую часть секретных материалов не удалось.

-28

На борту судна 23 января 1968 года находились криптографические приборы- "один KL-47 для автономного шифрования, два KW-7 для оперативного шифрования, три KWR-37 для приема радиопередач оперативной разведки ВМС и четыре KG-14 , которые используются совместно с KW-37 для приема радиопередач флота". В руки корейцев попали также дополнительные тактические системы и одноразовые планшеты.

Секретчики с корабля подвергся интенсивному профессиональному допросу. Попытка некоторых членов экипажа утаить детали закончилась тем, что их ткнули носом в нужные места из захваченных на судне мануалов и попросили все переписать правильно. Американцы считают, что допросы персонала сэкономили северокорейцам от трех до шести месяцев.

На «Пуэбло» были списки ключей за январь, февраль и март 1968 года, но их после захвата судна сразу отменили, ущерб был минимальным. Но на корабле оказались также списки замененных ключей за ноябрь и декабрь 1967 года. Их по инструкции должны были уничтожить к 15 января, но именно эти старые ключи принесли максимальный ущерб, северокорейцы и их друзья смогли спокойно прочитать более 117 000 секретных сообщений, отправленных за те месяцы. Это было фиаско.

Американцы тогда не знали, что полная информация о работе захваченных систем помогала Советам и в дальнейшем, с помощью информации от шпионской сети Уокера, заглядывать в американские тайники.

Криптографическая добыча северокорейцев нигде не публиковалась и не использовалась в пропаганде, с ней работали только спецслужбы и общий объем утечек американцам был неизвестен.

Фотография захваченного экипажа, выставленная в военном музее в Пхеньяне
Фотография захваченного экипажа, выставленная в военном музее в Пхеньяне

Экипаж поменял два лагеря для военнопленных. Как рассказывали после освобождения члены экипажа, их в плену пытали, морили голодом и издевались. Отношение к американцам резко ухудшилось после того как вышли сделанные корейцами пропагандистские фотографии. Корейским товарищам кто-то объяснил, что кокетливо оттопыренные пальчики американцев на фото это нечто неприличное.

Северокорейская пропагандистская фотография заключенных военного корабля США "Пуэбло". Фотография и объяснение из статьи "Time". Моряки показывали средний палец, чтобы тайно выразить протест против своего плена в Северной Корее и пропаганды обращения с ними и чувства вины. Северокорейцы месяцами фотографировали их, не зная истинного значения поднятия среднего пальца, в то время как моряки объясняли, что этот знак означает удачу на Гавайях.
-30
-31

-32
-33
-34

Капитану Ллойду М. Бучеру пришлось сложнее всех. Ему инсценировали расстрел, угрожали расстрелять его людей у него на глазах, начиная с самого молодого, жестоко избивали и т.д. Все , разумеется, со слов самого Бучера. Хотя, конечно, корейцы после всего, что творили американцы на корейской земле, вряд ли церемонились. Объективно после плена Бучер похудел на 40 кг.

Бучер "сдался" и рано утром 25 января написал чистосердечное, "признался в своем проступке и проступке экипажа". Писал лично, вручную. И снова скаламбурил. При зачитывании признания на камеру во фразе "Мы поддерживаем КНДР . Мы чествуем их великого лидера Ким Ир Сена", Бучер произнес "paean" (хвалебная песнь) как "мочиться". Такие нюансы корейцы, конечно, не выкупили, а Госдепу было приятно.

Некоторые члены экипажа также подписали признательные показания. Но сдались не все. После освобождения Шумахер, Тимоти Харрис, Лангенберг, Рональд Л. Беренс, Венделл Г. Лич и Чикка получили Бронзовую звезду за «стойкое» неповиновение своим похитителям. Лейтенанта Мерфи следователи до крови избили доской, но он отказался говорить.

-35
Взгляд генерала Пака действительно....полон уважения к американским партнерам
Взгляд генерала Пака действительно....полон уважения к американским партнерам

Тем не менее, переговоры в Панмунджоме начались. Однако обиженными остались южнокорейцы, которых на переговоры не пригласили. Их сильно бесило, что переговоры без их участия могли касаться Южной Кореи.

Южнокорейцы были в ярости и с подозрением относились к тому, что мы могли бы сделать. Они ожидали, что северокорейцы попытаются использовать ситуацию в ущерб РК всеми возможными способами, и их недоверие к нам быстро росло, и они теряли веру в своего великого союзника. Конечно, у нас была другая проблема: как гарантировать, что РК не ответит за налет на "Голубой дом" и ослабить их растущее чувство незащищенности. Они начали понимать, что демилитаризованная зона слишком пористая, и им требовалось больше оборудования и помощи. Итак, мы решали ряд проблем.- Ричард А. Эриксон, политический советник посольства США в Сеуле и оперативный сотрудник на переговорах

А переговоры и так шли тяжело, столкнулись два кардинально разных менталитета и две идеологии.

В качестве одного из примеров мы могли бы выступить с каким - нибудь предложением об освобождении экипажа, а они сидели бы там с карточным каталогом ... Если ответа на конкретное предложение, которое мы представили, не было в карточках, они говорили что-то совершенно невосприимчивое, а затем уходили и возвращались на следующую встречу с ответом, который был направлен на вопрос. Но немедленный ответ редко приходил. Это происходило на протяжении всех переговоров. Очевидно, что их переговорщики никогда не были уполномочены действовать или говорить на основе личного суждения или общих инструкций. Им всегда приходилось откладывать ответ, и, по-видимому, они обсудили его в Пхеньяне и распространили по всему миру, а затем приняли решение. Иногда мы получали совершенно бессмысленные ответы, если в картотеке не было чего-то, что соответствовало имеющемуся предложению.

Более опытные товарищи сразу предсказали ход переговоров, Эриксон и Джордж Ньюман, заместитель главы миссии в Сеуле, еще в феврале 1968 года в телеграмме для Государственного департамента , дали полный расклад.

По сути, мы сказали следующее: если вы собираетесь проделать это в Пханмунджоме, и если ваша единственная цель - вернуть экипаж, вы сыграете на руку Северной Корее, и переговоры пойдут по четкому и неизбежному пути. Вас попросят подписать документ, который составят северокорейцы. Они не потерпят никаких изменений. В нем будет изложена их точка зрения и от вас потребуют признаться во всем , в чем они вас обвиняют ... Если вы им позволите, им потребуется столько времени, сколько они сочтут нужным, чтобы выжать из этой ситуации все, что они смогут, с точки зрения своих пропагандистских целей, и они попытаются использовать эту ситуацию, чтобы вбить клин между США и РК. Затем, когда они почувствуют, что сделали все, что могли, и когда мы согласимся подписать их документ о признании вины и извинениях, они вернут экипаж. Они не вернут корабль. Так оно и будет, потому что так было всегда.

В переговорах участвовали :от КНДР генерал-майор Пак Чон Кук, от США контр-адмирал ВМС США Джон Виктор Смит до апреля 1968 года, его сменил генерал-майор армии США Гилберт Х. Вудворд. Позиции сторон были кардинально противоположными.

" ...Я хочу сказать тебе, Пак, что улики против вас, северокорейских коммунистов, неопровержимы ... Теперь мне нужно поднять еще одну тему, которая также носит чрезвычайно серьезный характер. Это касается преступной высадки и захвата ... "Пуэбло" в международных водах. Необходимо, чтобы ваш режим сделал следующее: во-первых, немедленно вернул судно и экипаж; во-вторых, извинился перед правительством Соединенных Штатов за это незаконное действие. Уведомляем вас, что Соединенные Штаты оставляют за собой право потребовать компенсации в соответствии с международным правом-Джон Виктор Смит

Генерал Пак: Наша поговорка гласит: "Бешеная собака лает на Луну", ... На двести шестидесятом заседании этой комиссии, состоявшемся четыре дня назад, я вновь выразил решительный протест вашей стороне против проникновения в наши прибрежные воды нескольких вооруженных шпионских катеров ... и потребовал от вас немедленно прекратить подобные преступные действия ... этот самый откровенный акт империалистических сил-агрессоров США был направлен на обострение напряженности в Корее и развязывание новой агрессивной войны ...Соединенные Штаты должны признать, что "Пуэбло" вошел в северокорейские воды, должны извиниться за это вторжение и должны заверить Корейскую Народно-Демократическую Республику, что подобные вторжения больше никогда не повторятся.
Признавать, извиняться и заверять ("Три А").

После нудных многомесячных препирательств КНДР получила извинения и письменное признание США факта шпионажа, обязательство США больше не никогда не шпионить за КНДР(!). Правда, предварительно американские представители уточнили под камеру, что все это не считается, так как сделано только для обеспечения освобождения экипажа.

-37
Экипаж "Пуэбло" был освобожден северокорейцами через мост невозврата в Объединенной зоне безопасности DMZ (демилитаризованной зоны) в Панмунджоме, Корея 23 декабря 1968 года.
Экипаж "Пуэбло" был освобожден северокорейцами через мост невозврата в Объединенной зоне безопасности DMZ (демилитаризованной зоны) в Панмунджоме, Корея 23 декабря 1968 года.
-39
-40
-41

Официальная фотография экипажа "Пуэбло", сделанная на территории военно-морского госпиталя Бальбоа в Сан-Диего вскоре после их прибытия
Официальная фотография экипажа "Пуэбло", сделанная на территории военно-морского госпиталя Бальбоа в Сан-Диего вскоре после их прибытия
Пресс-конференция экипажа Пуэбло
Пресс-конференция экипажа Пуэбло

После этого 82 члена экипажа были освобождены и 23 декабря 1968 года автобусами доставлен в Корейскую демилитаризованную зону (DMZ) на границе с Южной Кореей . Они пересекли ее по "Мосту невозврата", с собой они несли тело погибшего при захвате Дуэйна Д. Ходжеса. С момента пленения прошло ровно 11 месяцев. Впереди шел капитан, замыкающим был старший помощник, лейтенант Эд Мерфи.

В США Бучер, все офицеры корабля, экипаж, пошли под Военно -морской следственный суд. Бучера и ответственного за исследовательский отдел офицера лейтенанта Стива Харриса сначала собирались отдать под трибунал за сдачу без боя и за неспособность уничтожить секретные материалы. Однако министр военно-морского флота Джон Чафи решил, что оно того не стоит, "Они достаточно пострадали".

Бучер не был признан виновным и продолжил карьеру в военно-морском флоте до выхода на пенсию. А в 1970 году опубликовал автобиографию "Бучер: моя история ". Скончался он в Сан-Диего 28 января 2004 года в возрасте 76 лет.

Коммандер Бучер
Коммандер Бучер

-45
-46

Бывшие члены экипажа Уильям Томас Мэсси, Данни Ричард Так, Дональд Рэймонд Маккларрен и Ллойд Бучер подали в суд на правительство Северной Кореи за жестокое обращение, которому они подверглись во время своего плена. КНДР иск проигнорировала. В декабре 2008 года окружной судья США Генри Х. Кеннеди-младший в Вашингтоне, округ Колумбия, присудил истцам 65 миллионов долларов в качестве компенсации ущерба, назвав жестокое обращение с ними со стороны Северной Кореи "масштабным и шокирующим". По состоянию на октябрь 2009 года истцы пытались взыскать деньги с северокорейских активов, замороженных правительством США.

В феврале 2021 года суд США присудил выжившим членам экипажа и их семьям 2,3 миллиарда долларов. Осталось дело за малым, только получить деньги от Северной Кореи.

Не менее замысловато получилось и с награждением членов экипажа.

В 1988 году военные объявили, что будут награждать медалями военнопленных (Prisoner of War Medal) тех, кто попал в плен в ходе локальных конфликтов. Тысячи американских военнопленных были награждены этими медалями, но члены экипажа «Пуэбло» их не получили, так как они числились как "заключенные". Медали были вручены только после принятия Конгрессом специального закона; экипаж, наконец, получил медали в Сан-Диего в мае 1990 года.

Зато «Пуэбло» наградами не обижен. Корабль стоит, служба идет. Как FS-344 он получил Медаль Американской кампании, Медаль за победу во Второй мировой войне, Медаль за службу национальной обороне. Как военный корабль США «Пуэбло» он получил Ленту боевых действий, Медаль за службу национальной обороне с двумя звезды обслуживания, Экспедиционную медаль Вооруженных сил, Медаль за заслуги в глобальной войне с терроризмом, Медаль за службу в обороне Кореи.

-47

Инцидент Пуэбло в сочетании с другими кризисами того времени- вьетнамским наступлением Тет и неудачной битвой при Кесане, поставил крест на карьере Линдона Б. Джонсона, отказавшегося от участия в выборах 1968 года, и способствовало усилению антивоенного сопротивления в США.

После того как американские исследователи основательно поработали в румынских архивах, инцидент с американскими шпионами заиграл новыми красками. Значительное влияние на ситуацию оказывал раскол в международном коммунистическом движении после 20 и 22 съездов КПСС и охлаждения отношений с Китаем. По информации румынских спецслужб большую роль сыграли действия КНР по перетягиванию на свою сторону руководства КНДР. В 1967 году дело дошло до пограничных конфликтов между КНР и КНДР. Пекин обещал за возобновление войны на полуострове и дистанцирование от СССР огромную материальную поддержку. И определенную поддержку позиция Китая у северокорейской власти нашла. Атака на Голубой дом и захват «Пуэбло» как раз сильно обострили обстановку на 38 параллели.

С другой стороны, обострение в Корее не входило в планы СССР, согласно договору 1961 года он должен был вступить в войну. Советский Союз попытался надавить на КНДР, чтобы вернуть американцев, но северокорейцы восприняли это весьма холодно. СССР также не информировали о ходе переговоров с американцами. Леонид Брежнев даже публично осудил действия Северной Кореи на 8-м пленарном заседании ЦК, избранного 23-м съездом КПСС. Китайская пресса, наоборот, поддержала действия Северной Кореи.

Но тогдашний Ким успешно пропетлял между сверхдержавами, войну не начал, с Китаем остался в хороших отношениях, а от СССР добился увеличения материальной помощи.

Ким Ир Сен, основатель династии Кимов
Ким Ир Сен, основатель династии Кимов


«Пуэбло» до сих пор находится в КНДР. При этом он до сих пор формально числится в составе ВМС США. За это время невзрачный кораблик стал вторым по старшинству введенным в строй кораблем ВМС США после USS Constitution ("Олд Айронсайдз"). Это также один из немногих американских кораблей, захваченных противником со времен Первой Берберийской войны 1801-1805 годов. И это единственный корабль американского флота, находящийся в плену.

«Пуэбло» стал туристической достопримечательностью КНДР. В октябре 1999 года его отбуксировали из Вонсана на восточном побережье, вокруг Корейского полуострова, в порт Нампо на западном побережье. Это произошло непосредственно перед визитом посланника президента США Джеймса Келли в Пхеньян. Судно при этом проходило через международные воды. После стоянки на верфи Нампо «Пуэбло» был переведен в Пхеньян и пришвартован на реке Тэдон недалеко от места, где, как считается, в 1866 году произошел инцидент с американским судном "Генерал Шерман ".Здесь произошел первый вооруженный конфликт Кореи и США.

В конце ноября 2012 года «Пуэбло» переставили на канал Потхонгган в Пхеньяне, рядом с Музеем освободительной войны Отечества. С начала 2013 года корабль выставлен там как корабль-музей. В конце июля 2013 года судно было отремонтировано и открыто для посещения туристами. К очередному юбилею Корейской войны судно было покрашено. Посетителям разрешается подняться на борт корабля и посмотреть его секретную кодовую комнату и артефакты экипажа. Сейчас корабль-музей - один из центров военно-патриотического воспитания.

Во время переговоров в Северной Корее в августе 2005 года бывшему послу США Дональду Греггу некие высокопоставленные северокорейские официальные лица намекнули о готовности отдать судно американцам. Условие было одно- прибытие в Пхеньян на переговоры чиновника рангом не ниже госсекретаря.

Однако во время визита госсекретаря США Майка Помпео в апреле 2018 года вопрос о «Пуэбло» в повестке отсутствовал.

-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71
-72
-73

"Инцидент с Пуэбло" был обыгран в телевизионной постановке "Пуэбло " в театре ABC 1973 года. Хэл Холбрук сыграл капитана Ллойда Бучера. Двухчасовая драма была номинирована на три премии "Эмми ", выиграв две.

Ситуация, аналогичная Пуэбло, была обыграна в сериале "Стар Трек" в 1968 году. В эпизоде, написанном Д. К. Фонтана, капитан Кирк выводит звездолет Федерации "Энтерпрайз", по-видимому, без разрешения, в пределы ромуланской космической империи.

И немного про менее знаменитых напарников шпионского кораблика.

USS Banner (AKL-25) получил имя в честь округа Баннер, штат Небраска, он стал вторым этого имени в американском флоте. Его заложили в 1944 году на верфи Kewaunee Shipbuilding and Engineering Corporation в Висконсине. Он однотипный с «Пуэбло». Как малое грузовое судно армии США по армейскому проекту 381 FS-345 оно вошло в строй 26 июля 1944 года, командовал им младший лейтенант резерва береговой охраны США. Судно носило имя капитана Уильяма Галта согласно городской легенде. На самом деле армия до 1945 своим судам имена не давала. Во время войны судно использовали на юго-западе Тихого океана, на Гуаме, в Маниле и т.д.

ВМС США выкупили его 1 июля 1950 года, приняли на вооружение Военно-морской транспортной службы и переименовали в T-AKL-25. 24 ноября 1950 года оно было введено в эксплуатацию как Banner (AKL-25) в составе 31-го отдела обслуживания Тихоокеанского флота.

С августа по октябрь 1965 года на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд его переоборудовали в "экологическое исследовательское судно" и 1 июня 1967 года переименовали (AGER-1). AGER 1 в 1969 году получил 2-20-мм пушки. Судно было приписано к порту Йокосука и собирало развединформацию до 14 ноября 1969 года, когда было выведено из эксплуатации. Судно было продано на слом компании Mitsui and Co. в Тадоцу 5 июня 1970 года.

USS Banner (AGER 1) 
Сфотографировано 12 мая 1969 года после захвата  Pueblo . Обратите внимание на 20-мм орудия на крыльях мостика.
USS Banner (AGER 1) Сфотографировано 12 мая 1969 года после захвата Pueblo . Обратите внимание на 20-мм орудия на крыльях мостика.
USS Banner (AKL 25) 
Сфотографирован после переоборудования в разведывательное судно, но до переклассификации в AGER 1. У него меньше антенн прямо перед мачтой
USS Banner (AKL 25) Сфотографирован после переоборудования в разведывательное судно, но до переклассификации в AGER 1. У него меньше антенн прямо перед мачтой
USS Banner (AKL 25) 
Снято 10 апреля 1959 года во время одного из ее редких визитов в Гонконг во время службы в качестве судна снабжения для Марианских островов. Она стала USS Banner (AKL 25) 11 сентября 1952 года
USS Banner (AKL 25) Снято 10 апреля 1959 года во время одного из ее редких визитов в Гонконг во время службы в качестве судна снабжения для Марианских островов. Она стала USS Banner (AKL 25) 11 сентября 1952 года
USS Banner (AKL 25) 
В доке на верфи Перл-Харбора 10 декабря 1952 года во время эксперимента по крену
USS Banner (AKL 25) В доке на верфи Перл-Харбора 10 декабря 1952 года во время эксперимента по крену
USNS AKL-25 (T-AKL-25) 
В гавани Нью-Йорка во время службы в MSTS между 1950 и 1952 годами.
USNS AKL-25 (T-AKL-25) В гавани Нью-Йорка во время службы в MSTS между 1950 и 1952 годами.

USS Banner (AKL 26) 18 июля 1966 года у берегов Японии после переоборудования, но до переклассификации в AGER 1
USS Banner (AKL 26) 18 июля 1966 года у берегов Японии после переоборудования, но до переклассификации в AGER 1

USS Palm Beach (AGER-3)
USS Palm Beach (AGER-3)

USS Palm Beach (AGER-3) относился при постройке к судам ВВС, он получил имя в честь городка Палм-Бич во Флориде, оставшись на флоте первым и единственным этого имени. Его построили в 1944 году в Higgins Industries в Новом Орлеане как небольшое грузовое судно для ВВС США FS-217 для каботажных военных перевозок по проекту 427. Носил имя полковника Армонда Петерсона согласно городской легенде.

Водоизмещение 693 длинных тонны (704 т). Длина 180 футов (55 м). Ширина 33 фута (10 м). Осадка 10 футов (3,0 м). Двигатели 2 дизельных двигателя GM Cleveland Division мощностью 500 л.с. 6-278A 6 cyl V6, сдвоенные винты. Скорость 13 узлов . Экипаж 42 как AKL, 83 как AGER. Вооружение Два пулемета M2HB 0,5 дюйма (12,7 мм) HMG

Судно работало в Сан-Франциско, затем в районе Панамского канала. После вывода в резерв 17 февраля 1956 года, его купили ВМС США как легкое грузовое судно (AKL-45). Судно переоборудовали в экологический исследовательский корабль и переименовали в USS Palm Beach (AGER-3). 2 года судно трудилось в Северном и Средиземном морях. В 1969 году его вывели из эксплуатации и продали частнику, затем перепродали панамской компании и переименовали в MV Oro Verde. В конечном итоге судно было вовлечено в контрабанду наркотиков и село на мель у Каймановых островов. Оно было потоплено правительством Каймановых островов. В итоге судно стало рифом для дайверов.

-81

Не получилось у США в малые разведывательные корабли.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник

Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник

Флот 21-го века

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам