Сегодня путешествия кажутся нам чем-то обыденным и привычным. Посетить другие страны можно, даже не выходя из дома. Достаточно «загуглить» нужный регион, и вся информация с видео и фото уже доступна пользователю. Можно только представить, как заграница будоражила воображение людей несколько столетий назад. Писатели-путешественники пытались передать свои эмоции при помощи слов, художники – при помощи набросков, но все это было не то. В начале XIX века была изобретена фотография, и жизнь заиграла новыми красками.
Французский журналист и фотограф Максим Дюкан (Maxime Du Camp) был заядлым путешественником. Писатель хотел запечатлеть каждый момент во время своих поездок, он восхищался древними храмами, руинами, арками и колоннами. Однако зарисовки архитектуры отнимали очень много времени. Поэтому во время своей следующей поездки по Ближнему Востоку Дюкан планировал использовать абсолютно новую технологию – фотографию. На тот момент изобретению было только 10 лет, для всех это являлось новинкой. 15 ноября 1849 года французский журналист и его друг Гюстав Флобер (Gustave Flaubert) начали свою экскурсию по Египту, прибыв в дельту Нила.
Максим Дюкан не был первым человеком с камерой на Ближнем Востоке. Предшественники побывали там почти сразу после изобретения фотографии в 1839 году. Однако французский журналист впервые использовал бумажные негативы вместо посеребренных дагерротипов, которые повреждали оригинал фото. Такой выбор облегчил восемнадцатимесячную поездку, а также позволил создать первую в истории книгу о путешествиях.
Использование Дюканом негативов из соленой бумаги, возможно, было простой удачей, чем осознанным выбором. Журналист не был опытным фотографом и не был большим поклонником нового изобретения. Дюкан научился создавать и обрабатывать бумажные негативы всего за несколько недель до отъезда в Каир. Выдающийся фотограф Гюстав ле Гре (Gustave Le Gray), тогда еще новичок в фотографии, в то время работал над совершенствованием негативов из вощеной бумаги и передал свои знания французскому журналисту.
Возможно, снимки Максима Дюкана не были эталоном фотоискусства, однако журналист был в постоянном поиске новых ракурсов и взглядов на египетские памятники. Молодой человек хотел передать особенную атмосферу таинственности пустыни, которая так его очаровывала. Изображение пирамиды – попытка Дюкана передать романтику Египта.
Несмотря на удачные итоговые фотографии, которые вошли в книгу, поездка для журналиста стала настоящим адом. Дюкану приходилось учиться в процессе съемки методом проб и ошибок. Свет в Египте был намного ярче, чем во Франции, и в то время не было специальных приборов для измерения его количества. Походящее время для экспозиции определялось наугад. В одном из писем матери Гюстав Флобер написал: «Я не знаю, как Макс не покончил с собой из-за своей фотографической мании».
Другой проблемой стала транспортировка оборудования, которого было не мало. Когда Флобер и Дюкан останавливались в Фивах, они арендовали целую комнату только для хранения громоздкого оборудования. Порой его перетаскивали на спине мула, верблюда или на спине человека. Дюкану приходилось обрабатывать негативы в пути, часто посреди пустыни или другого ландшафта. Условия путешествия были очень тяжелыми для неопытного фотографа.
В 1851 году Максим Дюкан вернулся во Францию с впечатляющими 214 негативами. Через год после своего возвращения журналист написал и опубликовал книгу «Египет, Нубия, Палестина и Сирия» (1852). Издание сопровождалось оригинальными фотографическими копиями. Около 125 снимков, сделанных Дюканом в Фивах, Каире, Филе и Абу-Симбеле во время путешествия, были напечатаны и включены в альбом. Издание имело большой успех, в основном его приобретали археологи, заинтересованные изображениями египетских памятников в высоком разрешении.
Таким образом, почти случайно, любитель Максим Дюкан вошел в историю фотографии. Однако на этом он закончил свою карьеру и больше никогда не снимал.
Автор: Елена Антипова