Царь Иван IV, он же великий князь московский и «всея Руси», прозванный «Грозным», не считал себя русским по национальности. Более того, он при всяком удобном случае подчеркивал свое «немецкое» происхождение, опекал и поддерживал иностранцев.
Как пишет Л. Лабутина (ссылаясь также на труд Соловьева С. М. «История России с древнейших времен», кн. IV, том 7, М. – 1989, с. 154) в своей монографии «Англичане в допетровской России»: «Одно время Грозный очень «ласкал» немцев и даже хвалился своим «немецким» происхождением от герцогов баварских. Как утверждал английский посланник Дж. Флетчер, однажды царь, отдавая золотых дел мастеру, англичанину, слитки золота для изготовления посуды, приказал хорошенько смотреть за весом, заметив при этом: «Русские мои все воры!». На это англичанин, улыбнувшись, ответил: «Ваше Величество забыли, что Вы сами — русский». «Я не русский, — воскликнул царь, — предки мои — германцы».
Далее Л. Лабутина цитирует С. Ф. Платонова «Москва и Запад в XVI-XVII веках»: «Очевидно, что значение иностранцев в Москве за время Грозного выросло настолько, — заключал Платонов, — что стало вопросом дня для москвичей и давало им повод обвинять царя в отпадении от старого обычая в сторону новоявленной иноземщины. Особенно возмущали русских людей неофициальные формы общения царя с иностранцами. Грозный находился в постоянном общении с иноземцами и часто «показывал к ним расположение и ласку», которая порой, по мнению русских людей, «переходила всякую меру».
И далее: «Еще больше удивляло православных жителей Московского государства свободное обсуждение царя с иностранцами религиозных тем. Среди москвичей ходили слухи о том, что царь любит вести беседы с ливонскими пленными о различиях между православием и католичеством и даже подумывает о соединении церквей. Рассказывали, будто бы пастор из Дерпта Иоганн Веттерман был приглашен в личную библиотеку Грозного с целью ознакомления с теологическими трудами. Если судить по перечню книг библиотеки Грозного, то трудов теологического содержания в ней, действительно, было немало: сочинения пасторов лютеранской и католической церквей, а также английских авторов, излагавших учение англиканской церкви». (Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание. Ленинград, 1982 г., с. 54-55).
Иван Грозный благоприятствовал не только иностранным вероисповеданиям, но и английским купцам и их торговле на своих землях (иногда в ущерб русским купцам), за что получил от английской королевы Елизаветы «Орден подвязки», пишет Л. Лабутина ссылаясь на: Н. П. Загостин «Врачи и врачебное дело в старинной России», Казань. – 1891, с. 24.
Все вышеизложенные факты разбивают миф о Грозном, как о самом «русском» царе, «опоре православия и славянофильства», ненавистнике Запада. При всех своих отрицательных качествах, за которые впоследствии он получит название «Грозный», а за пределами своей страны - «Ужасный», в своем отношении к иностранцам и западному образу жизни, он мало чем отличался от известного «западника» Петра I.