Текст: Галина Мумрикова
Как и все обители на Руси, Николо-Перервинский монастырь находится на возвышении в прекрасном месте и реально отгорожен от городской суеты. А еще на его территории расположена мануфактуре «Московская игрушка», где работают удивительные женщины, которые творят ватные игрушки. Это предприятие, созданное на базе Центра ремёсел «Семейные традиции», единственное, профессионально занимающееся изготовлением традиционной ватной игрушки. По большому счету это еще и социальный проект: ведь на мануфактуре определенные технологические процессы выполняют мамочки, в том числе и многодетные.
Традиционная технология ватной игрушки, когда используется только вата и клейстер, довольно проста, но требует умения, сноровки, глазомера и терпения.
На мануфактуре наряду с производством работает и Музей ватной игрушки, в котором собраны многочисленные и разнообразные игрушки двадцати двух фабрик и артелей, которые производили ватные игрушки с начала XX века и до сегодняшнего дня. Получается, что игрушка вместе со страной прошла свои исторические этапы: ее делали в Российской империи, затем в Советском Союзе и, наконец, в Российской Федерации. Тиражи некоторых экспонатов очень малы, и каждый из них практически уникален. Вот где раздолье для коллекционеров, а собирать можно тематическую коллекцию, куколок или просто елочные игрушки.
В XIX-XX вв. ватные игрушки во множестве изготавливали к Рождеству и украшали ими елку. После революции с празднованием Нового года происходили некоторые заминки, потом вообще стало не до игрушек, и искусство их изготовления чуть было не кануло в Лету. К счастью, этого не произошло.
… У меня был ватный Дед-мороз, державший в одной руке посох, в другой – маленький мешочек с подарком, всегда казавшийся мне волшебным. Лицо из мастики, румяные щечки. И белый халат, обсыпанный искрящимся стеклянным снегом. Хотелось узнать, что у него там, внутри, но что-то всегда останавливало. Так он и оставался – в неприкосновенности, на десять новогодних дней под елкой, потом убирался в коробку и хранился в темном шкафу. Вскоре его заменил Дед Мороз пластмассовый, искусственный и мертвый, хотя и лихо размалеванный.
В ватной игрушке, внутри которой находится проволочный каркас, обмотанный ватой, есть очарование натуральности, какая-то внутренняя добротность, теплота.
Взгляните на этих мальчиков и девочек в шубках и полушубках в валеночках, ушанках и платочках, с книжками, баранками, саночками, цветочками и даже… пакетом молока. Да, ретро. Но какое! Ни одного одинакового личика, у каждого персонажа свой характер.
Впрочем, ватной игрушке подвластен любой сюжет. Сделать можно что угодно: праздничный стол, овощи, фрукты, грибы, райских птичек, зверюшек настоящих и разодетых в разные кафтанчики, рубашки, сапожки, как в русских народных сказках, сказках Пушкина, героев всеми любимого Чуковского. Можно придумать целую композицию, придав ей лирический или комический колорит.
Ну, а пресловутые Деды Морозы и Снегурочки – они должны быть в каждом доме, и никакое инновационное изобретение не заменит теплоту и мягкую непосредственность ватной игрушки.
#искусство#декоративно-прикладное
искусство#ватная игрушка#Николо-
перервинский монастырь#творчество