Найти тему
Гид по Риму Светлана Синица

Фра Беато Анджелико единственный художник, обьявленный блаженным

На экскурсиях в музеях Ватикана, в Пинакотеке, я всегда останавливаюсь около произведений Фра Беато Анджелико. И рассказываю истории, которые, изображены этим живописцем.

Портрет Фра Беато Анджелико кисти Луки Синьорелли, фрагмент фрески «Деяния Антихриста» (1501) в Соборе Орвието, Италия
Портрет Фра Беато Анджелико кисти Луки Синьорелли, фрагмент фрески «Деяния Антихриста» (1501) в Соборе Орвието, Италия

Не перестаю удивляться цветам красок, деталям одежды и пейзажей, выражению лиц святых... А ведь это XV век!

История Святого Николая, Фра Беато Анджелико, Пинакотека Музеев Ватикана, Рим
История Святого Николая, Фра Беато Анджелико, Пинакотека Музеев Ватикана, Рим
Блаженный — это человек, которого Церковь считает спасённым и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, разрешено только местное. Часто беатификация является предварительной ступенью перед канонизацией праведника.

Осенью 1912 года известный русский поэт XX века Николай Гумилев посвятил этому итальянскому живописцу целое стихотворение, назвав его краски яркими и чистыми, и восхищался тем, «что рисовал он, – совершенно».

Спасение корабля Святым Николаем, Фра Беато Анджелико, Пинакотека Ватикана, Рим
Спасение корабля Святым Николаем, Фра Беато Анджелико, Пинакотека Ватикана, Рим

Так писал поэт о художнике-монахе Беато Анджелико, который для Гумилева был несравненно лучше, чем гении итальянского Ренессанса Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэле Санти, Бенвенуто Челлини.

 Благовещение, Фра Беато Анджелико, Музей Прадо, Мадрид
Благовещение, Фра Беато Анджелико, Музей Прадо, Мадрид

Современникам же, наверное, имя художника Беато Анджелико малоизвестно. Кто это такой и чем он так затронул душу Гумилева?

Покровитель всех художников

18 февраля католической церковью отмечается День святого Фра Беато Анджелико, который считается небесным покровителем всех живописцев. День памяти блаженного монаха увековечил дату его смерти.

Успение Богородицы, Фра Беато Анджелико, Филадельфия
Успение Богородицы, Фра Беато Анджелико, Филадельфия

Настоящее имя католического монаха – Гвидо ди Пьетро. Родился он в XV веке (в 1400 году или, по другой версии, в 1387, 1395 году) в тосканском регионе в коммуне Виккьо, недалеко от Флоренции.

 Встреча святого Ромуальда с Оттоном III , Фра Беато Анджелико,  Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Встреча святого Ромуальда с Оттоном III , Фра Беато Анджелико, Королевский музей изящных искусств, Антверпен

О детстве и юности почти ничего неизвестно, документальные свидетельства не сохранились. Хроникально зафиксирована его дата, когда он стал послушником в доминиканском Ордене братьев-проповедников. Это был 1418 год, значит, он был уже взрослым, ему было больше 18 лет. Гвидо ди Пьетро в постриге получил имя Джованни да Фьезоле.

Поклонение волхвов  Фра Беато Анджелико, Базилика Санта Мария делла Грацие, Сан Джованни Вальдарно
Поклонение волхвов Фра Беато Анджелико, Базилика Санта Мария делла Грацие, Сан Джованни Вальдарно

Исследователи предполагают, что он стал монахом, уже имея опыт художника. За свою манеру писать картины, стоя на коленях со слезами умиления, монахи прозвали его Fra Beato Angelico (Фра Беато Анджелико), что с итальянского переводится дословно как «Брат Блаженный Ангельский».

Слева: Св.Франциск и Епископ, справа: Святой Франциск. Фра Беато Анджелико удивительно нежно и точно прописывает черты лица Святого, да и Епископа тоже
Слева: Св.Франциск и Епископ, справа: Святой Франциск. Фра Беато Анджелико удивительно нежно и точно прописывает черты лица Святого, да и Епископа тоже

В доминиканском ордене Фра Анджелико удивлял даже монахов своим невероятно добрым отношением к братьям и мирянам. Нередко монастырский настоятель оставлял его в качестве своего зама, когда уезжал из монастыря по делам.

Спасение приговоренных к казни и Успение святого Николая , Фра Беато Анджелико,  Национальная галерея Умбрии, Перуджа
Спасение приговоренных к казни и Успение святого Николая , Фра Беато Анджелико, Национальная галерея Умбрии, Перуджа

Духовная карьера Беато Анджелико росла вверх: сначала он стал викарием, позже – синдиком монастыря Сан-Марко, в 1450 году – настоятелем монастыря Сан-Доменико во Фьезоле.

Воскрешение святым Домиником Наполеоне Орсини Фра Беато Анджелико, Епархиальный музей, Кортона
Воскрешение святым Домиником Наполеоне Орсини Фра Беато Анджелико, Епархиальный музей, Кортона

Однако, когда ему предложили заведовать кафедрой архиепископа Флоренции, он отказался от сана. Фра Беато Анджелико успевал работать на благо монашеского ордена и вести художественную деятельность.

 Распятие со святыми, Фра Беато Анжелико, Национальный Музей Сан-Марко, Флоренция
Распятие со святыми, Фра Беато Анжелико, Национальный Музей Сан-Марко, Флоренция

Фра Беато Анджелико умер в Риме уже в довольно преклонном возрасте в 1455 году. Даже, несмотря на неясность даты его рождения, ему уже было тогда от 55 лет и больше.

Диспут святого Доминика с еретиками и Чудо с Книгой, Фра Беато Анджелико, Епархиальный музей, Кортона
Диспут святого Доминика с еретиками и Чудо с Книгой, Фра Беато Анджелико, Епархиальный музей, Кортона

Его похоронили в базилике доминиканского ордена Санта-Мария-сопра-Минерва, которая находится в Риме. Его надгробье еще хранит надпись, сделанную после захоронения, о том, что все, чем владел мастер, он отдал Христу.

Захоронение Фра Беато Анджелико в Риме, в Санта Мария Сопра Минерва
Захоронение Фра Беато Анджелико в Риме, в Санта Мария Сопра Минерва

Творчество как смирение и благодатное умиление

Опыт монастырской жизни наложил отпечаток на художественные творения Беато Анджелико. Первыми его работами были иллюстрации к церковным книгам, где уже был заметен растущий талант мастера.

Проповедь и диспут перед Синедрионом святого Стефана, Фра Анджелико, Капелла Никколина, Апостольский дворец, Ватикан
Проповедь и диспут перед Синедрионом святого Стефана, Фра Анджелико, Капелла Никколина, Апостольский дворец, Ватикан

Более крупный масштаб его художественной деятельности отмечен в цикле фресок алтарной росписи в 1428-1433 годах во флорентийском монастыре Сан-Марко. Увидевший эту работу Папа Римский Евгений IV высоко оценил талант живописца и пригласил в Рим расписать фресками помещение церкви Крещения в Ватикане, не сохранившуюся до нынешних времен.

Алтарь церкви Святой Троицы , Снятие с креста , Фра Беато Анджелико, Национальный Музей Сан-Марко, Флоренция
Алтарь церкви Святой Троицы , Снятие с креста , Фра Беато Анджелико, Национальный Музей Сан-Марко, Флоренция

Еще при жизни Фра Анджелико стал одним из самых авторитетных и уважаемых художников Флоренции. Его несколько раз звали в Рим по личному приглашению глав католической церкви для росписи церковных зданий и дворцов.

Коронование Девы Марии со святыми и ангелами, Фра Беато Анджелико,  Галерея Уффици, Флоренция
Коронование Девы Марии со святыми и ангелами, Фра Беато Анджелико, Галерея Уффици, Флоренция

На счету Беато Анджелико – фрески в соборе Успения Богородицы в Орвието, роспись капеллы Никколина во папском дворце в Ватикане, капеллы святого Бриция.

Музицирующие ангелы фрагмент Коронация Девы Марии со святыми и ангелами, Фра Беато Анжелико,Галерея Уффици, Флоренция. У Ангела действительно "ангельское личико"
Музицирующие ангелы фрагмент Коронация Девы Марии со святыми и ангелами, Фра Беато Анжелико,Галерея Уффици, Флоренция. У Ангела действительно "ангельское личико"

Анжелико не писал на светские темы, только на религиозные, он жил и работал для церкви. Его художественные произведения отличаются искренней религиозностью, большим душевным смирением, благодатным умилением, благоговейным восторгом перед божественными образами.

Оплакивание Христа, Фра Беато Анджелико, Национальный Музей Сан-Марко
Оплакивание Христа, Фра Беато Анджелико, Национальный Музей Сан-Марко

В отличие от других гениальных живописцев, писавших на религиозные темы и выражавших свое субъективное мнение, во фресках Анжелико нет ничего мирского, суетного. Мир божий отражен сияющими, светлыми красками, радостной чистой верой Фра Беато Анджелико.

Оплакивание Христа, фрагмент, обратите внимание на правую руку Богоматери, что это?
Оплакивание Христа, фрагмент, обратите внимание на правую руку Богоматери, что это?

Он старался избегать греховных библейских сюжетов, выбирая более светлые, возвышенные истории, наполненные божественной любовью. Например, это были ясные лики Матери-богородицы, светлый праздник Благовещения. Один из его любимых цветов – розовый, символизирующий доброту, романтизм, невинность, любовь и чистоту.

Алтарь Благовещение, Обручение Девы Марии: Фра Беато Анджелико,Базилика Санта Мария делла Грацие, Сан Джованни Вальдарно
Алтарь Благовещение, Обручение Девы Марии: Фра Беато Анджелико,Базилика Санта Мария делла Грацие, Сан Джованни Вальдарно

Его живопись – это радостное многообразие мира в божественном исполнении. Как колорист, Анжелико не имеет себе равных. Яркие цветущие луга, стройные кипарисы, прозрачность пейзажей, гармония городских колонн – это удивительно приветливый и светлый мир монаха, беззаветно верящего в бога, в глубоком поклонении ему.

Иоанн Креститель, Фра Беато Анджелико, Музей изобразительных искусств, Лейпциг
Иоанн Креститель, Фра Беато Анджелико, Музей изобразительных искусств, Лейпциг

Он полностью воплотил в своих произведениях самый главный жизненный монашеский принцип доминиканцев: «Восхвалять, благословлять, проповедовать».

Святой Петр проповедует в присутствии святого Марка, Фра Беато Анджелико, Национальный Музей Сан-Марко, Флоренция
Святой Петр проповедует в присутствии святого Марка, Фра Беато Анджелико, Национальный Музей Сан-Марко, Флоренция

Карло Кривелли - загадка XV века.

Сандро Боттичелли и его муза Симонетта.

Ставьте лайк, если Вам понравилось и я расскажу о других интересных произведениях искусства и историях .

Если Вам интересны рассказы о Риме и о жизни людей в Италии ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал.

Смотрите мои прогулки по Риму он-лайн и сторис в моем Инстаграмм Sv_sinitsa

Истории о знаменитых итальянцах и интересные места Италии на моем сайте.

#живопись #история #церковь