Впервые за долгие годы на «Оскар» направили не антироссийскую или антисоветскую агитку, а достойную семейную драму, умный и тонкий «роман воспитания», один из лучших в европейском кино за десятилетие. Таким кино Россия действительно может гордиться.
Семья Заура живет в Северной Осетии, в зажатом между гор шахтерском поселке Мизур. Старший сын Аким уехал в Ростов, младший Дакко пока толком не встал на ноги и зависит от отца. Дочь Ада (Милана Агузарова) работает продавцом в магазинчике и планирует побег из дома. Сбежать будет непросто, строгий отец контролирует почти каждый шаг дочери.
«Разжимая кулаки» сняла Кира Коваленко («Софичка»), она же соавтор сценария. Продюсеру к выдвижению на «Оскар» не привыкать. Но недавние номинанты («Дылда» Кантемира Балагова, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева), при всех талантах авторов и постановок, слишком явно играли на западной конъюнктуре в части отношения к России. Что не устраивало многих уважающих себя россиян.
«Разжимая кулаки» – принципиально иной пример. Это кино реально обогащает национальную культуру, примиряет людей, меняет жизнь вокруг к лучшему. Сегодня можно начинать гордиться этой картиной, если гордость не пришла еще после успеха в Каннах (приз «Особый взгляд»).
Если говорить односложно, то фильм про любовь. Если подробнее, то тут и эхо событий начала века, и ощущения, о которых Кантемир Балагов снимал «Тесноту», усиленные отличным выбором натуры (взгляните на фото поселка Мизур). И, конечно, актуальные для ряда республик темы избыточной патриархальности, реализации прав женщин.
Простая история затрагивает немало серьезных тем, при углублении в которые кино могло стать суровым и жестким. Из-за этого фильм полон саспенса, зритель почти в каждом эпизоде не без причин тревожится за героиню, да и не только за нее. Незнакомые для большинства горы и речь (фильм на осетинском с титрами) усиливают это ощущение.
Чем сильнее нас охватывают волнения, тем более очистительным, светлым и проникновенным станет все, что ближе к кульминации и развязке. В какой-то момент понятно, что на экране один из сильнейших подлинно гуманистических фильмов последних лет, по мировым меркам. При этом гуманизм этот безумно талантливый по форме.
Кира Коваленко окончила тот же курс Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете, что и Кантемир Балагов. Ее фильм во многом перекликается с «Теснотой» (эксплуатируется и фирменная сокуровская «телесность»), но оказывается почти по всем параметрам лучше: глубже, добрее, чище по киноязыку, взрослее и т.п.
Также фильм отчасти родственен одной из лучших в Европе драм 2020 года – «Конференции» Ивана Твердовского. Ее надо было посылать на «Оскар», а не «Дорогих товарищей» Кончаловского. Это было бы по-российски достойнее и киноведчески грамотно. Но не случилось. Как часто не случается с российским Оскаровским комитетом.
Место для катарсиса в авторском кино не часто найдешь, тем более в Европе (посмотрите, рядом с какими претенциозными пустышками, вроде «Агнца», крутили фильм Коваленко в Каннах). «Разжимая кулаки» по-хорошему старомодное кино, трогающее зрителя, разговаривающее с ним, раскачивающее эмпатию, дающее надежду и веру в людей. И в результате вызывающее благодарность.
Эпизодов для катарсиса от трех до пяти, от души. При этом все лаконично и ненавязчиво. Не разжевывают, где смеяться или плакать. При общей универсальности языка (на «Оскар» берут только таких) фильм очень российский, он даже рискует быть отчасти непонятым за границей.
Например, контекст сцены на дискотеке в спортзале (одной из сильнейших по драматизму за последние годы, при всей простоте) для нас доступен, а западному зрителю тут нужна повышенная эрудированность. Да и драматургия непростая: авторы явно рассчитывали на отсроченное понимание эпизода, что усиливает катарсис.
Радует, что масса социальных, экзистенциальных и прочих смыслов в фильме передана через драму взросления. Очень грамотный подход в контексте недостаточной взрослости нашего общества.
Хороший роман воспитания сочетает тревоги, страхи, комплексы с надеждой и любовью к жизни, которые в итоге явно перевешивают. Так и в этом фильме. И хотелось бы, чтобы так было не только в фильме.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!