Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые крутые и умные авторские драмы в России за последние годы (часть 6)

Оглавление

Еще два достойных фильма. Оба имеют отношение к искусству и к Санкт-Петербургу и участвовали в фестивале «Кинотавр» в 2016 году. Оба не получили достойную роспись в прокате и собрали немного денег. Но кинокритики были очень довольны. И не зря.

«Петербург. Только по любви». Женская антология

Антология про Санкт-Петербург открывала «Кинотавр» в 2016 году. Это не обычный фильм в стиле «Париж, я люблю тебя», здесь условия строже: все фильмы сняты про женщин и женщинами.

Полина Кутепова в истории «Аничков мост». Кадр из к/ф «Петербург. Только по любви».
Полина Кутепова в истории «Аничков мост». Кадр из к/ф «Петербург. Только по любви».

В новелле «Аничков мост» Натальи Кудряшовой на мосту в Питере между туристами (один из Германии, а другой вообще индеец) идет спор о скульптурах «Укрощение коня человеком» Петра Клодта. К своему удивлению экскурсовод Марина (Полина Кутепова), ранее любившая город на Неве, а потом ушедшая в бытовуху, понимает, что эти туристы, при всей экстравагантности их культурологических гипотез, вдохновлены питерским искусством больше, чем она сама.

Клипмейкер «Ленинграда» Анна Пармас (новелла «Девочки») показывает политический конфликт поколений. Мать ведет дочь в роддом и по дороге ругает ее митингующих друзей-оппозиционеров. Дочка обстебывает отношение мамы к Сталину, а потом добирается с критикой до Петра Первого. В итоге разговоры о политике сменяются обсуждением будущего ребенка. Времена не выбирают, как говорится.

Филолог-романтик и питерский панк в новелле «Селфи». 
Кадр из к/ф «Петербург. Только по любви».
Филолог-романтик и питерский панк в новелле «Селфи». Кадр из к/ф «Петербург. Только по любви».

«Селфи» Аксиньи Гог – абсурдистская черная комедия о внезапной дружбе питерского панка и уточненной любительницы литературной классики. Панк устраивает девушке непарадную экскурсию по городу.

«Просто концерт» – короткая история Натальи Назаровой про маму, отдавшую свое чадо в питерскую капеллу. Хорош финальный твист. Добрая история про мать, желающую лучшего будущего для ребенка.

В ромкоме Авдотьи Смирновой «Выгул собак» концепция фильма близка к провалу из-за харизмы усатого мужчины. История одинокой Веры (Анна Михалкова) нетороплива и печальна. Пока в кадр не врывается персонаж Михаила Боярского!

Александр Паль и Надежда Лумпова в новелле «Утро». 
Кадр из к/ф «Петербург. Только по любви».
Александр Паль и Надежда Лумпова в новелле «Утро». Кадр из к/ф «Петербург. Только по любви».

Еще одна крепкая роль у Александра Паля в мелодраме «Утро» Оксаны Бычковой. Молодой человек не говорит. Он устраивает для девушки молчаливые прогулки по Питеру, а потом без слов признается в любви. Вспоминаются два родственных фильма: «Питер FM», который снимала та же Оксана Бычкова, и «Прогулка» Алексея Учителя.

«Сны Иосифа» – самая сложная для восприятия новелла. От Ренеты Литвиновой. Это странная мистика, переплетающая сюжет про съемки фильма о Бродском с путешествием во времени и попыткой выкрасть поэта из зала суда в 1964 году. Также тут есть Максим Виторган в образе писателя Сергея Довлатова и выражение любви студии «Ленфильм».

Веселый Боярский в новелле «Выгул собак». Кадр из к/ф «Петербург. Только по любви».
Веселый Боярский в новелле «Выгул собак». Кадр из к/ф «Петербург. Только по любви».

«После тебя». Отличный фильм с Безруковым

Сергея Безрукова часто справедливо критикуют за неразборчивость в выборе ролей. И так уж выходит, что действительно достойные работы этого актера не всегда на виду. Уверен, многие зрители не смотрели «После тебя» Анны Матисон. Между тем, это великолепная драма.

Фильм стилизован под байопик (можно пошутить про амплуа Безрукова, это будет ему в плюс). И так классно, что хочется проверить в интернете – существовал ли артист балета Алексей Темников. Хотя очевидно, что он вымышленный. Зритель чувствует то же, что некоторые люди в прошлом веке, верившие в реальность киногероев.

Пожалуй, это лучшая роль Сергея Безрукова. Кадр из к/ф «После тебя».
Пожалуй, это лучшая роль Сергея Безрукова. Кадр из к/ф «После тебя».

Безруков великолепно играет гордого, надменного и гениального артиста, который, услышав вердикт врачей, старается потратить свой последний год на возвращение в профессию и постановку шикарного балета.

В этом деле на помощь приходит камео
Валерия Гергиева, худрука Мариинского театра, который к премьере фильма реально поставил спектакль, что на экране создавал Темников. Камео тут много: Андрей Малахов, Алла Духова, Дмитрий Хрусталев и т.д. Все они создают тот самый эффект псевдобайопика.

Постер фильма и балетная тема напоминают о «Черном лебеде» Даррена Аронофски, верность героя профессии перекликается с «Рестлером». При этом фильм Маттисон можно назвать анти-«Черным лебедем».

Одна из лучших сцен фильма. Кадр из к/ф «После тебя».
Одна из лучших сцен фильма. Кадр из к/ф «После тебя».

В картине Аронофски акцентуированность героини деструктивна, непозитивна, а фильм даже имеет черты хоррора. У Матисон главный герой тоже идет на риск и доходит до предела, но его перфекционизм со знаком «плюс» и в чем-то миссионерский. Неслучайно кульминация в эфире шоу «Пусть говорят» перекликается с темой Голгофы.

«После тебя» – один из лучших в этом веке фильм о личности в искусстве, где творческий процесс и его результат не условны, как часто бывает в кино, а максимально приближены к реальности (кроме сцен настоящего спектакля тут есть псевдотелефильм о творчестве Темникова).

Еще один удивительный нюанс. Роль дочери героя Безрукова исполняет однофамилица Анастасия Безрукова. Кадр из к/ф «После тебя».
Еще один удивительный нюанс. Роль дочери героя Безрукова исполняет однофамилица Анастасия Безрукова. Кадр из к/ф «После тебя».

Такие работы во всем мире – редкость. Это мастерский сплав разных искусств, в котором важнейшим, конечно, оказывается кино.

Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые крутые и умные драмы в России за последние годы (часть 5) Самые крутые и умные драмы...(часть 4) / Самые крутые и умные драмы... (часть 3) / Самые крутые... (часть 2) / Самые крутые... (часть 1)