Криминальная драма «Маша» заслуживает нескольких похвал. Это этически верный фильм, осуждающий «святые 90-е». Это один из самых ярких за три десятилетия «роман воспитания» на российском экране. И это просто очень хорошо поставленное кино с классным актерами.
История 13-летней Маши, племянницы авторитета со скромной кличкой Крёстный (еще одна великолепная работа Максима Суханова после «Топи» и «Гипноз»). Ее детство проходит на фоне бандитских разборок, ее друзья – подконтрольные Крёстному «быки».
Маша привыкла к такой жизни и гармонизирует ее неумелым пением джаза (легко увидеть аллегорию отката страны к американским гангстерским годам). Взгляды меняются, когда 90-е становятся слишком лихими для тех, кого она любит... Уже в наше время Маша, известная певица, вспоминает последнее лето детства и предъявляет 90-м свой счет.
Интересные актрисы и автор
Сначала напомню, что недавно я хвалил главную женскую роль Полины Гухман (играет Машу-подростка) в несправедливо обделенном прокатом «кинотавровском» фильме «Иван» 2016 года. Через 5 лет Полина все-таки получила классную роль, и сейчас заслуживает поздравлений. Кстати, моментами она действительно похожа на Анну Чиповскую, которая играет уже взрослую героиню.
Сценарист и режиссер Анастасия Пальчикова – представитель поколения, у которого детство закончилось как раз с 90-ми. Формально. На самом деле детство в 90-е заканчивалось рано. У некоторых его толком и не было. И она почти ровесница героини. Возможно, это что-то значит.
Против романтизации антигероя
Очевидна перекличка фильма с «Ненастьем», еще одной достаточно честной работой на тему 90-х. Снова банда, девочка, растущая рядом со спортзалом, гоповская романтика, заменяющая человеческие отношения.
Это кино рекомендуется тем, кого возмущает романтизация антигероя в «Бригаде». Тем, кто не хочет, чтобы в России сформировался культ «авторитетов» тех лет, подобный тому, что мы многократно видели в кинематографе США. Это, возможно, самая яркая «антибригада», снятая в России. Таких фильмов должно быть больше. 90-е должны получить свой заслуженный и не попадающий под реабилитацию приговор.
Тезисы типа «не мы такие, жизнь такая» – отговорки. Крёстный в «Маше» любит повторять, что у него нет выбора. Или я, типа, или меня (порой прессуя совсем беззащитных). На что сестра отмечает: «Это уже выбор». Она права. Честь, человеческое достоинство измеряются не в ваучерах.
У кинематографистов тоже есть выбор. Да, есть в нашей стране люди, что реально верят в «святые 90-е» и льют слезы умиления в Ельцин-Центре в моем городе. Это тоже наши граждане. Они, пожалуй, тоже могут снимать свои фильмы – про харизматичных романтиков в малиновых пиджаках.
Их право, их выбор. Но все-таки хочется, чтобы в какой-то момент добро начало побеждать зло на большом экране. В фильме «Маша» это есть.
Самые крутые авторские драмы в России за последние годы (часть 3)
Фильм «Батя» оказался слабаком, как и его герой в растянутых трениках
Самые яркие актрисы в образе России-Матушки (часть 4)