В первой части «американской истории», по книге Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка», ФиаскоФобия попыталась показать Читателю, почему публикация этой книги, при советской власти, выглядела бы, как фиаско самой власти – именно поэтому, тираж сразу изъяли из магазинов/библиотек и до распада СССР печатали с вырезанными кусками.
Сейчас, мы попытаемся доказать, что публикация этой ВЕЛИКОЛЕПНОЙ книги целиком (без вырезания огромных кусков), в современной Америке - приведет к неслыханному скандалу (причем, «закатит» его – «прогрессивная, демократическая общественность») и фиаско!
Судите сами: мало того, что одна из глав книги носит название «Негры» («о ужааас»!), так в ней, еще и отношение белых к неграм, изображено, мягко говоря, с «неполиткорректной стороны»: негров не сажают за один стол с белыми; на негритянках «официально» не женятся; в южных штатах полно указаний на жесткую расовую сегрегацию (места в кино, автобусах и даже бассейны – только для белых/цветных).
Еще хуже, Ильф и Петров «прошлись» по тогдашним «инстаграмщицам»: в Детройте, на заводе «Форда», они общались с его управляющим - мистером Соренсеном (очень толковый «дядька»-инженер, понравившийся писателям).
Помимо прочего, авторы замечают, что этот уважаемый господин замыкает список из 10-и самых высокооплачиваемых людей США, тогда как: «Первое место (в этом списке – прим. редакции) занимала Мэй Вест, кинозвезда, вульгарная, толстая, недаровитая баба».
Представьте себе, что это прочтет, например, такой представитель «прогрессивной общественности», как Ким Кардашьян – да, несчастных Ильфа и Петрова предадут анафеме! - «вульгарная», нет, подлинно «демократические» писатели должны писать – смелая; «толстая» - нееет, бодипозитивная; «недаровитая» - «человек, с альтернативным отношением к прекрасному»; «баба» - ну тут, в Америке столько «гендеров», что мы, честно говоря, в них сами путаемся…
По-отдельности, «негров» и «баб», в теперешней Америке авторам не простят-то, но когда они вообще замахиваются на не-наше-все (индейцев, то бишь) и выдают: «…выяснилось, что баба эта и есть Агапито Пина и что он вовсе не баба, а жирный индеец с бабьей фигурой»… - к стенке и «товьсь!/пли!».
Но, самый «кошмарный кошмар» этой книги для сегодняшних Штатов, даже не в этом, а в двух других главных дефинициях «советских писателей».
Первая из них, в том, что на протяжении всей книги (читай – по всем городам-штатам), авторы, в беседах с представителями разных слоев общества (от безработных люмпенов, до ученых-интеллектуалов) подчеркивают следующую мысль своих интервьюеров: все беды Америки (особенно «одноэтажной», т.е., глубинки), кроются …в невиданных темпах научно-технического прогресса, который, вместо улучшения качества жизни приводит к безработице, соц-неравенсиву, депрессии и тэдэ!
Именно эта, одноэтажная, нищающая, Америка и голосовала против…Байдена/ демократов-леваков, с их политикой, нацеленной на «глобализацию» (условно: перенос производств в третьи страны, «процветание» - только для IT-гигантов, типа Фейсбука, Амазона и пр.); тогда, как Трамп/республиканцы, например, хотели «вернуть жизнь в американскую глубинку».
И эти противоречия, получается, никуда не исчезли (хотя почти 100 лет прошло!), просто если раньше, «простые американцы» предлагали …разбивать и уничтожать «машины/роботы» (эдакие, луддиты-энтузиасты), то теперь, они же - хотят ограничить права айти-и-прочих-монстров, лишающих их рабочих мест – это же получается…грандиозное ФИАСКО социально-экономического устройства! – ну разве можно об этом писать в самой «демократической демократии»!?
Тут, необходима ремарка: ФиаскоФобии глубоко не симпатичны Трамп/Байден и вся эта клика современных политиканов – как говорил в подобной ситуации гашековский Швейк: «Обоих ни чуточки не жалко».
Вторая «дефиниция» авторов, как раз-то и связана с этой самой «Американской демократией» (глава в книге Ильфа и Петрова, так прямо и называется!): «разоблачение идеалов» которой, началось как раз, с начала Великой депрессией (во время ее, писатели и путешествовали по США) и достигло апогея (во всем мире, причем: от союзников, до противников Штатов!) при Трамп-КОВИД-Байдене.
Получается, что выпустить такую книгу в широкую печать в Америке, СЕЙЧАС – значит, лить воду на мельницу "анти-демократов", а это ФИАСКО, пострашнее негров-баб-трансгендеров и прочая, прочая…
Не можем пройти мимо и нашего любимого предмета изучения общества: культуры - Ильф и Петров клеймят позором (что предсказуемо, кстати) американские Голливуд (кино)-литературу-театр.
Выскажем (осторожненько) свое собственное мнение на этот счет (оч. кратко, если):
- кино (Голливуд) заметно улучшил качество, по сравнению с 30-ми годами ХХ века, но… на смену ему приходят «сериальчики» (многие из которых - «дно»)
- театр – театров много и они разные (по качеству), в чем-то, уместно сравнить здесь Америку с Берлином, например
- литература: что сказать, еще у Иосифа Бродского (после получения им Нобелевской премии и назначения на некий «полу-номенклатурный» пост) был «проект», согласно которому, поэт хотел привить американцам любовь к поэзии (и вообще хороши книгам). Бродский подробно расписал детали реализации своей инициативы и передал документы в Белый дом, но – не сложилось (об этом, очень хорошо написано у Льва Лосева, кстати)…
Заканчивая наше фиаско-исследование «Одноэтажной Америки» Ильфа и Петрова, ФиаскоФобия, хотела бы еще раз подчеркнуть: ни в первой, ни во второй частях, мы не ставили задачей «чернить» советскую/американскую действительность - как говориться, nothing personal, strictly business.
Та Америка, которую мы (авторы ФиаскоФобии) ЛЮБИМ уходит в пучину, подобно Венеции (которую, во-многом, брали за основу «отцы-основатели» США): Нью-Йорк начал хиреть при мэре-социалисте и почти «добит» КОВИДом (небоскребы зияют потухшими окнами пустых офисов); Новый Орлеан (точнее, его жемчужину - «френч квотер») уничтожил ураган; Фриско (Сан-Франциско) стал городом, который по карману только молодым миллиардером из Долины или… бомжам; одноэтажная глубинка деградирует…
«Гудбай Америка, оуу…» (с)