Найти тему

Аутизм. Три кита развития ребенка. Как непросто освоить навык есть ложкой.

Здравствуйте, друзья. У нас в семье растет дочка с диагнозом аутизм. Сейчас ей восемь лет, и, конечно же, мы стараемся вылечить это заболевание, читаем множество различной литературы, общаемся в чатах и на форумах родителей детей с РАС, ЗПРР и так далее.

Некоторое время назад мы решили проверить шейный отдел позвоночника ребенка, и получили шокирующие результаты. Все они описаны здесь:

Слуховые и когнитивные потенциалы

Шейный отдел позвоночника. Рентген

УЗИ сосудов шеи и головы

Мы с интересом окунулись в новую для нас сферу: работу с телом, так сказать, а не с кишечником, диетой, добавками и так далее. С интересом стали узнавать о вестибулярной системе человека, проприоцептивной, сенсорной, и оказалось, у дочки здесь имеются очень большие нарушения. Имеется ли какая-либо связь между Атлантом - первым позвонком С1 ребенка, нарушением его положения в теле и различными заболеваниями ментального характера, я не знаю, но склонна верить, что да. Грубо говоря, информация из всех органов нашего тела, прежде чем дойти о мозга, проходит через шейный отдел и миновать его никак не может. Нарушение положения первого позвонка влечет за собой нарушение в работе и сосудистой системы и нервной системы, и, как я недавно узнала, вестибулярной, проприоцептивной, сенсорной.....Эти системы закладываются у человека еще во время беременности и являются основными для человека. Сбой в этих трех системах повлечет сбой во всей работе организма, и в моторной, и в интеллектуальной, и в когнитивной деятельности.

Я нисколько не хочу снизить важность работы с ЖКТ ребенка, с генетикой, диетой, различными добавками, но, получается, что работая только с этой сферой, мы несколько лет упускали из внимания сферу вестибулярную. Конечно, и теперь это очевидно, нужно действовать сразу по всем фронтам.

Продолжим. "Вестибулярная система обеспечивает связь нашего мозга и тела с гравитацией. (ВС) - находится в голове и реагирует на изменение положения головы. Если мозг получает информацию о том, где находится голова по отношению к ногам, ребенок может управлять положением своего тела в пространстве. Она позволяет стабилизировать голову и тело во время движения, обеспечивая сохранение позы и баланса... ВС состоит из периферической и центральной части, Периферическая часть это десять парных органов, которые находятся во внутреннем ухе, по пять с каждой стороны. ... Центральная часть это структуры мозга.... Если представить себе мозг в виде гриба, то мозговой ствол будет его ножкой, а кора - шляпкой, Практически вся сенсорная информация проходит через ствол мозга."

"Проприоцептивная система - является комбинацией двух терминов - proprius - свой собственный и perception - восприятие. Это ощущение движений тела, реагирование на сенсорную информацию, которую передают рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах и которая позволяет человеку знать, где находятся все части его тела в каждый момент времени."

Сенсо́рная систе́ма — совокупность периферических и центральных структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды. Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов. Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. С помощью сенсорной системы можно почувствовать такие физические свойства, как температура, вкус, звук или давление.

Когда-то я с удивлением узнала, какой, оказывается, это трудный и сложный навык - чтение. То, что взрослый человек и подросток делают на автомате, чему учится ребенок, оказывается, оооочень непростая задача для нашего мозга. Надо запомнить написание каждой буквы (да еще в разных вариациях!), запомнить их звучание, прочитать первую букву, запомнить, прочитать следующую, при этом помнить про первую, и так далее, держать в голове две буквы, переходить к третьей, запоминать слоги, учитывать все пробелы и знаки препинания, да еще и понять, что ты прочитал, то есть быстро воссоздать в мозгу соответствие образа и слова, да еще и запомнить, хотя бы приблизительно - это очень непросто.

Точно также непросто, оказывается, есть ложкой.

Из открытых источников
Из открытых источников

Навык есть ложкой (или вообще столовыми приборами) это совместная работа сенсомоторных ощущений и гравитации. Для мозга ребенка это очень непростая работа. Нужно научиться сначала удерживать в руке ложку, учитывая ее форму и вес! Затем необходимо донести ложку до тарелки и зачерпнуть то, что лежит в тарелке. Надо понимать, как зачерпывать, в зависимости от вида пищи - каша это, суп, мясо, пюре...Ребенку нужно научится совершать определенные действия с учетом того, что именно он ест, потом эту ложку, груженую разной пищей, надо донести до рта, так, чтобы еда не выпала с ложки. Затем в какой-то момент ложка пропадает из поля зрения ребенка, и он должен определить, где у него, собственно, рот.

И я вспомнила, как поздно научилась есть ложкой наша дочка. Это было очень поздно, но я точно сейчас не вспомню, когда. При этом, я всегда считала, что ее моторное развитие нормально, она же ходит и не падает, например. Но я не видела и не понимала этой связи, умение есть ложкой = хорошая работа вестибулярной, проприоцептивной и сенсорной системы. Дочка ела руками, если я ее не кормила сама. Стоило мне вложить в ее руку ложку, она, казалось бы, вообще теряла интерес к кормлению. Я думала, что ей все равно, потому, что она, может быть, не голодна, но стоило убрать ложку - она с аппетитом ела руками. Это, наверное, нормально для годовалого ребенка, но дочке точно было больше. Также я думала, что у нее плохо развит навык ИМИТАЦИИ, как у многих людей с РАС.

Ну о какой имитации можно говорить, если ребенку просто невозможно сделать то или иное действие вследствие нарушения работы и вестибулярной системы и проприоцептивной, и сенсомоторной и все силы организма уходят на поддержание равновесия и определение себя в пространстве?

Да, конечно, сейчас дочка умеет есть и ложкой и вилкой, но насколько позже это произошло по сравнению с нейротипичными сверстниками, я не помню, по-моему, разрыв составил года два, если не три.

Попробуйте, например, пройти по канату, при этом ведя оживленную беседу на отвлеченную тему. Скорее всего, для вас это будет невозможно, все силы организма, вся работа всех его систем уйдет на поддержание равновесия, на когнитивную часть просто не останется ни сил, ни времени.

Спасибо, что дочитали до конца!)

Читайте, ставьте лайки, комментируйте))) Нажимайте на рекламу внизу, если не сложно)))

Подписывайтесь на наш канал!!!!))))