85. Снимал ли Стэнли Кубрик высадку на Луну? Постановка задачи. Часть 1.

6,5K прочитали

В этой статье мы расскажем, какую технологию разработал Стэнли Кубрик, для того, чтобы, производя съёмку в павильоне, создать в кадре ощущение, что астронавт находится на Луне. Ушло у него на это два года.

Мы не спорим, были американцы на Луне или нет. Мы знаем точно, что не были. И те проплаченные агенты, которые на всех платформах защищают лунную аферу и, которые со злостью набрасываются на всех, кто не верит в американские сказки, тоже знают, что никаких американцев на Луне не было. Просто им платят, чтоб они охраняли американскую сказку от разоблачения. А мы со своей стороны, пытаемся разобраться, какие кинотехнологии были использованы для имитации высадки на Луну. Поэтому спор идёт не о том, были или не были на Луне, а о том, какая технология обмана была применена в том или ином кадре.

Мы уже показывали в нескольких статьях, что во многих кадрах вместо живых астронавтов были использованы куклы высотой 25-30 см, а лунный ровер (электромобиль) заменяли радиоуправляемой моделью.

В прошлом году мы разместили несколько статей на эту тему, например,

7. Какой киноприём позволяет скрыть, что перед нами игрушечный лунный ровер?

12. В качестве доказательств пребывания людей на Луне NASA предоставило кукольные мультфильмы.

14. Дальние планы и ландшафты на Луне сняты с помощью кукол и макетов.

А в этой статье речь пойдёт о том, как создавались "визитные карточки" лунных миссий - астронавт около лунного модуля на фоне лунный горы.

Фотография из альбома "Аполлон-16"
Фотография из альбома "Аполлон-16"

Вы, наверное, заметили, что мы написали: фотография из альбома "Аполлон-16", а не из миссии "Аполлон-16", поскольку никакой миссии не было, а был просто большой набор павильонных "лунных" фотокарточек, рассортированный по разным альбомам.

Вначале предполагалось, что такой "лунный" кадр будет получен методом рирпроекции: актёр-астронавт и лунный модуль находятся на задекорированной площадке в павильоне, а гора за спиной астронавта проецируется со слайда на киноэкран.

Метод рирпроекции широко применялся в кино вплоть до появления компьютерных технологий. Как это выглядело на съёмочной площадке вы можете понять на примере съёмки кадра из знаменитого в своё время фильма А.Хичкока "На север через северо-запад", когда самолёт на бреющем полёте пролетает над актёром Кэри Грантом. Низко летящий самолёт был отснят отдельно, а затем просто спроецирован на экран за актёром. Экран при этом, как нетрудно заметить, был относительно небольшим по ширине.

Съёмка кадра методом рирпроекции для фильма А.Хичкока "На север через северо-запад", 1959 г.
Съёмка кадра методом рирпроекции для фильма А.Хичкока "На север через северо-запад", 1959 г.

Пример рирпроекции вы можете видеть и на следующей фотографии, где доктор физико-математических наук А.И.Попов даёт интервью телеканалу "Звезда" для фильма "Большая космическая ложь США" (2016 г.). Луна проецируется на фон, на полупрозрачный экран из матового стекла, из дальней комнаты. "Рир" - означает "сзади", т.е. проектор находится сзади за экраном. Если приглядеться к Морю Спокойствия на Луне (примерно в центре лунного диска, чуть ниже), то можно заметить там "горячее пятно" - это просвечивает объектив проектора.

А.И.Попов даёт интервью для телеканала "Звезда"
А.И.Попов даёт интервью для телеканала "Звезда"

Во всём была хороша рипроекция, однако имела существенное ограничение. Максимальный размер экрана составлял 5-6 метров по ширине. При увеличении размера яркость экрана оказывалась столь низкой, что производить киносъёмку было невозможно.

Для нормального экспонирования цветной киноплёнки приходилось сильно высвечивать объекты. Вот посмотрите, например, как создавался эффект слабого вечернего освещения в картине "Роман в открытом море" - в кадре и за кадром находится большое количество осветительной аппаратуры (и это вы ещё не видите приборов, которые светят с лесов).

Рабочий момент съёмок фильма "Роман в открытом море", 1948 г.
Рабочий момент съёмок фильма "Роман в открытом море", 1948 г.
Кадр из фильма "Роман в открытом море".
Кадр из фильма "Роман в открытом море".

К концу 60-х гг. максимальная чувствительность цветных киноматериалов была всего лишь 160 единиц ASA. А это требовало высокого уровня освещённости в 2000 - 4000 люкс на съёмочной площадке. Даже самые мощные рирпроекторы не могли создать на просветном экране такую освещённость на большом экране. Поэтому экраны для рирпроекции были относительно небольшими.

Для сравнения сообщим, что по современным нормативам, согласно ОСТ 19-155-00, нормой в кинотеатре считается яркость 50 кд/м2 в центре экрана при работающем проекторе без киноплёнки. Поскольку это значение обычному человеку ни о чём не говорит, переведём яркость в освещенность, ведь уровни освещенности представить гораздо проще. Если экран бело-матовый с коэффициентом отражения 80% ( β=0,8), то его освещённость будет равняться (Е=50 х 3,14/0,8=196) примерно 200 люкс (лк). Эту величину легко представить - такая освещенность по вечерам в наших квартирах.

Нормы освещённости для различных помещений.
Нормы освещённости для различных помещений.

А для рирэкрана освещённость должна быть в 10 раз больше. В предыдущей статье мы уже описывали хитрости, которые применяли кинематографисты, чтобы увеличить размер экрана для рирпроекции: например, на одной станине монтировались сразу три рирпроектора. Однако эти ухищрения привели к тому, что появилась возможность увеличить размер экрана только до 10 метров по ширине, и при этом потенциальные возможности рирпроекторов уже были использованы по максимуму.

Но такого экрана всё равно было не достаточно, чтобы создать лунный пейзаж за спиной астронавта. Учитывая размер лунного модуля (ширина опор которого от края одной чаши до края другой - 9,5 метров), экран должен быть не менее 30 метров, чтобы лунный модуль по ширине занимал хотя бы полкадра или 1/3.

Фотоснимок из альбома "Аполлон-17"
Фотоснимок из альбома "Аполлон-17"

И поскольку в альбомах "Аполлонов" вы видите "лунные" кадры, полученные комбинированным способом, и ширина экрана на фоне не менее 30 метров (лунный модуль занимает примерно 1/3 кадра по ширине), то это означает, что С.Кубрику удалось-таки каким-то образом в 10 раз поднять яркость экрана. Но ушло у него на это около двух лет.

Началось сотрудничество Кубрика с НАСА, по-видимому, в 1965 году, т.е за 4 года до предполагаемого "полёта" на Луну. На известном снимке от 28 сентября 1965 года С.Кубрик идёт в окружении представителей администрации НАСА.

Слева направо: Фредрик Ордуэй - технический советник НАСА, Дик Слейтон - ответственный в НАСА за подготовку и отбор экипажа Аполлона, Артур Кларк - писатель-фантаст, Стэнли Кубрик - кинорежиссёр, Джордж Мюллер - представитель администрации НАСА
Слева направо: Фредрик Ордуэй - технический советник НАСА, Дик Слейтон - ответственный в НАСА за подготовку и отбор экипажа Аполлона, Артур Кларк - писатель-фантаст, Стэнли Кубрик - кинорежиссёр, Джордж Мюллер - представитель администрации НАСА

Когда в 1965 году С.Кубрик приступал к съёмкам “Космической одиссеи”, он прекрасно понимал поставленные перед ним задачи государственной важности. Главная из задач - создание ТЕХНОЛОГИИ, с помощью которой средствами кино можно добиться реалистичных кадров пребывания астронавтов на Луне, чтобы затем выдать эти комбинированные съёмки за величайшее достижение человечества в освоении космического пространства. На отработку такой технологии (замкнутого цикла производства), ушло два года кропотливого труда. Всё это должно было быть отработано на фильме "2001. Космическая одиссея".

По контракту режиссер должен был сдать финальную версию фильма не позже 20 октября 1966-го. Но только к середине 1967 года удалось замкнуть цепь всех необходимых рабочих элементов и создать технологический регламент для конвейерного производства так называемых “лунных” кадров. Летом 1966 года работа над “Космической одиссеей” остановилась, и почти целый год Кубрик пытался решить одну-единственную техническую проблему – проекцию на гигантский экран для создания лунных пейзажей.

Какие-то звенья  технологической цепочки уже были прекрасно отработаны задолго до Кубрика, как например, контратипирование широкоформатных материалов, другими словами, изготовление дубликатов и промежуточных материалов для получения комбинированных кадров. Какие-то недостающие стадии, как например, получение фотографий внешнего вида лунных гор для проецирования на фон, должны быть вот-вот  разрешены с помощью отправленных на Луну автоматических станций “Сервейер”. Некоторые элементы технологического процесса приходилось изобретать в процессе съёмок - например, пришлось заново конструировать проектор для больших слайдов размером 20 х 25 см, поскольку такого проектора просто не существовало. Определённые элементы пришлось позаимствовать у военных – зенитные прожекторы для имитации в павильоне света солнца.

Вместо белого матового экрана С.Кубрик применил специальный экран из световозвращающего материала "скотч-лайта", состоящий из мельчайших стеклянных шариков. Если выложить их по линии, то это примерно 300 шариков на дюйм, по размеру как печатная точка в принтере.

Макросъёмка. Световозвращающий экран.
Макросъёмка. Световозвращающий экран.

Когда свет попадает на стеклянный шарик, он, отразившись от задней поверхности, возвращается назад, к источнику света, поэтому такие материалы называются световозвращающими. Фактически - это экран, состоящий из мельчайших зеркал. Световозвращающие материалы применяются для изготовления дорожных знаков, номеров машин, используются в виде полосок на спецодежде. Светоотражающий материал придумала фирма "3М" (Minnesota Mining and Manufacturing Company) в 1939 году.

При обычном зеркальном отражении угол падения равен углу отражения. Лучи, упавшие на левый и правый края обычного зеркала, отразятся соответственно в разные стороны, и яркое пятно отражения вспышки фотоаппарата получится только в одном месте зеркала (рисунок слева).

Разные схемы отражения.
Разные схемы отражения.

Совсем иначе отразит луч света вспышки световозвращающий материал (рисунок справа). Лучи света, упавшие на левый и правый края материала, вернутся по тому же пути, откуда вышли. А поскольку объектив фотоаппарата находится рядом со вспышкой, то все лучи вернутся назад к объективу, и яркой окажется вся поверхность материала.

В рассеянном свете светоотражающий материал выглядит серым, но в направленном свете (при вспышке, расположенной рядом с объективом) начинает ярко светиться.

Световозвращающий материал при рассеянном освещении (слева) и при направленном (справа) - добавлена вспышка.
Световозвращающий материал при рассеянном освещении (слева) и при направленном (справа) - добавлена вспышка.

Киноэкран, изготовленный из такого материала, в направленном свете будет ярче, чем белый лист бумаги в 100-120 раз. Благодаря невероятной яркости, удалось не только осуществить проекцию на экран шириной 32 метра, но ещё и задиафрагмировать объектив.

Раньше кадры с рирпроекцией приходилось снимать на полностью открытой диафрагме. Это приводило к тому, что при фокусировке на актёра, экран на фоне оказывался уже в расфокусе из-за малой глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Это выдавало приём комбинированных съёмок. Обратите внимание на кадр из фильма "Река не течёт вспять" - фон в нерезкости, хотя от актёров до фона - не более 3 метров.

Кадр из фильма «Река не течёт вспять», где видна маленькая глубина резкости (ГРИП)
Кадр из фильма «Река не течёт вспять», где видна маленькая глубина резкости (ГРИП)
Рабочий момент съемки эпизода на реке методом рирпроекции в фильме «Река не течет вспять»
Рабочий момент съемки эпизода на реке методом рирпроекции в фильме «Река не течет вспять»

Чтобы увеличить глубину резкости, необходимо "зажимать" диафрагму объектива, а для этого требуется ещё больше света. Так вот использование световозвращающего материала позволило выйти на диафрагму 6,3 - это середина между 5,6 и 8.

Максимальную яркость изображения на светоотражающем экране увидит лишь один человек, который находится рядом с источником света, т.е. рядом с проектором, поскольку свет, упавший на экран, возвращается назад к проектору.

И чем ближе к объективу проектора встанет наблюдатель, тем ярче он увидит изображение на экране. Поставить съёмочную камеру в то место, где находится объектив проектора физически не возможно - они будут перекрывать друг друга. Поэтому используют полупрозрачное зеркало и кинокамеру совмещают с отражением проектора в зеркале. Ниже вы увидите всё это на фотографиях и рисунках.

Поскольку свет на экран падает спереди, с той же стороны, где находится съёмочная камера, то такой способ комбинированных съёмок получил название фронтпроекции ("фронт" - означает спереди).

Технологию фронтпроекц̆ии придумал разработчик фирмы «3М» Филипп Палмквист. По его разработке получение комбинированного кадра выглядит следующим образом. Свет от проектора, в котором установлен диапозитив, попадает на полупрозрачное зеркало, расположенное под углом 45° к оси проектора. 50% света при этом проходят через зеркальное стекло прямо и никак не используются. Чтобы это изображение не отражалось в зеркале, на его пути вывешивают чёрный бархат. Оставшиеся 50% света отражаются под прямым углом и попадают на киноэкран из световозвращающего материала.

Вид сверху.
Вид сверху.

Стеклянные шарики экрана возвращают лучи назад, в исходную точку.

На следующем рисунке, представляющем собой схему кадра из фильма "2001. Космическая одиссея", исходящие лучи изображены жёлтым цветом, а возвратные лучи - красно-оранжевые.

Получение комбинированного кадра методом фронтпроекции. На платформе расположены слайд-проектор и съёмочная кинокамера.
Получение комбинированного кадра методом фронтпроекции. На платформе расположены слайд-проектор и съёмочная кинокамера.

Вот как этот кадр выглядит в фильме. Этот средний план снят "портретным" объективом с фокусным расстоянием 85 мм.

Готовый кадр из фильма "2001. Космическая одиссея". Горы на дальнем плане - изображение со слайда. Снято объективом с фокусным расстоянием 85 мм.
Готовый кадр из фильма "2001. Космическая одиссея". Горы на дальнем плане - изображение со слайда. Снято объективом с фокусным расстоянием 85 мм.

А вот как этот же объект выглядит на широкоугольном объективе. Съёмка производится с одного и того же места, проекционная установка и кинокамера не сдвигаются.

В этой статье мы расскажем, какую технологию разработал Стэнли Кубрик, для того, чтобы, производя съёмку в павильоне,  создать в кадре ощущение, что астронавт находится на Луне.-19

Проследим за лучами, которые отразились от экрана. Они возвращаются назад и собираются в световое пятно, в фокус, яркость их сильно возрастает. А поскольку на пути этих лучей находится полупрозрачное зеркало, то половина этого света отклоняется в объектив проектора, а другая половина  отражённого от экрана света, нужная нам, попадает прямо в объектив кинокамеры.

Чтобы получить яркую картинку в плоскости объектива съёмочной камеры, объектив проектора и объектив кинокамеры должны находиться ровно на одном и том же расстоянии от полупрозрачного зеркала, на одной и той же высоте и строго симметрично относительно зеркала.

Кубрик в эпизоде «На заре человечества» использовать тогда совершенно новую и практически неизвестную технику под названием фронтпроекция. Он не был до конца уверен, что фронтпроекция сработает. Так что он попросил помощи у Тома Ховарда – главного по спецэффектам в MGM, да еще и обладателя «Оскара» – и спокойно приступил к проведению операторных проб с Джоном Алькоттом.

Джон Алькотт вначале работал в операторской группе кинооператора Джеффри Ансуорта на съёмках фильма "2001. Космическая одиссея", а потом прославился фильмами, в которых работал со Стэнли Кубриком - "Заводной апельсин", Барри Линдон", "Сияние".

В 1968 году, почти на два года позже запланированного срока, наконец выходит фильм "2001. Космическая одиссея". Он собрал в себе самые лучшие на тот период способы имитации невесомости. Фронтпроекция на гигантский экран была поистине революционной, и журнал "American Сinematographer" в 1968 году посвятил рассказу о фронтпроекции большую статью на несколько страниц.

Статья из журнала "American Сinematographer"
Статья из журнала "American Сinematographer"

У Кубрика полупрозрачное зеркало имело размер около 90 см в ширину и жёстко крепилось на станине проектора в 20-ти см от объектива. Поскольку вы знаете ширину зеркала, то легко можете представить размер всей конструкции и её высоту - около 2,5 м.

Установка для фронтпроекции. На верхнем снимке хорошо виден слайд-проектор, на нижнем снимке лучше видна кинокамера. По середине в раме - полупрозрачное зеркало.
Установка для фронтпроекции. На верхнем снимке хорошо виден слайд-проектор, на нижнем снимке лучше видна кинокамера. По середине в раме - полупрозрачное зеркало.

Вся установка была смонтирована на платформе с колёсами. Нетрудно догадаться, что вес такой установки составлял около тонны. Именно с помощью такой установки были получены в "Космической одиссее" общие планы, где перед камерой располагалась игровая сцена, а вид горного пейзажа со слайда проецировался на 30-метровый экран на фоне.

Рабочие моменты съёмки пролога
Рабочие моменты съёмки пролога
Общий план, полученный методом фронтпроекции.
Общий план, полученный методом фронтпроекции.

Таким образом можно заключить, что к осени 1967 года (съёмки кадров с фронтпроекцией были выполнены в июле-октябре 1967 г.) Стэнли Кубрик совместно с оператором Джоном Алькоттом решил задачу совмещения актёрской сцены на переднем плане с проекцией горного ландшафта со слайда на 30-метровый киноэкран на фоне.

Путь к созданию "лунных" кадров был открыт.

Фотокадр из альбома "Аполлон-15", полученный методом фронтпроекции.
Фотокадр из альбома "Аполлон-15", полученный методом фронтпроекции.

*

Следующая статья, которая появится следом - "Снимал ли Кубрик лунную эпопею и Сколько весит "лунный" Хассельблад?", расскажет о том, с какими трудностями столкнулся С.Кубрик на этапе разработки технологии фронтпроекции на гигантский экран.

*

Подробнее о применении фронтпроекции в лунных снимках:

25. Самая известная лунная фотография из миссии "Аполлон-15" снята в павильоне методом фронтпроекции

27. Между этими двумя снимками, "11861" из альбома "Аполлон-15" и "Астронавт у флага" прошло много времени.

28. Восемь фотографий у американского флага , или Нападение людей-грибов

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!