Пройдя до половины жизнь, в дремучем лесу просыпается человек. Его сердце пронзает скорбь по дому. Он сбился с пути. Ночь темна и страшна настолько, что смерть становится заманчивым концом. Когда дикие звери нападают на легкую добычу, молитвы человека получают ответ. Появляется проводник, обещающий показать ему путь в рай…
Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия», написанная приблизительно в период с 1308 по 1321 год, считается одним из величайших шедевров литературы, и особенно эпической поэзии. Повествование, сосредоточенное вокруг главного героя (самого Данте), в значительной степени автобиографично, если исключить сверхъестественные элементы. Произведение поражает своим разнообразием знаний, глубоким и всесторонним анализом современных проблем, а также изобретательностью языка и образов.
Влияние поэта на литературу было огромным. Данте в одиночку создал выразительные возможности и «каркас» всей поэмы. И точно так же, как классический Вергилий служил главному герою проводником через Ад, Данте стал своего рода Вергилием для более поздних авторов: Мильтона, Чосера, Мэри Шелли и Гоголя. Однако литература – не единственная область, вдохновленная трудами итальянского поэта. Данте Алигьери в значительной степени повлиял и на искусство.
Хотя «Божественная комедия» первоначально была проиллюстрирована самим автором, художники не могли оставить без внимания такую яркую на образы поэму. Посредством своего исполнения они стремились передать видение поэта. Сравнения Данте и детальные описания жуткого Ада, праведного Чистилища и заслуженного Рая пробудили воображение бесчисленных творцов. На протяжении многих веков произведение Алигьери было неиссякаемым источником вдохновения для скульпторов и художников, в число которых входят такие громкие имена, как Сандро Боттичелли, Уильям Блейк и Гюстав Доре.
Самый старый портрет Данте Алигьери, который был создан между 1321 и 1337 годами, находится в часовне Марии Магдалины в музее Барджелло во Флоренции. Авторство приписывается итальянскому художнику и архитектору Джотто ди Бондоне. Часовня содержит фрагментарный цикл фресок, изображающих Ад, Рай, истории Святой Магдалины и Иоанна Крестителя, а также портрет Данте, который держит свою книгу «Божественная комедия». В 1570 году стены часовни были побелены. Когда фрески были вновь открыты в 1840 году, живописный цикл, а особенно портрет Данте, сразу же стали предметом различных исследований.
Портрет Данте, написанный Сандро Боттичелли в 1495 году, является одним из самых известных изображений поэта в истории искусства. Однако неизвестно, была ли работа сделана непосредственно художником или это результат его учеников, но окончательная картина, бесспорно, выполнена с большим мастерством.
«Божественная комедия» Боттичелли – это 92 иллюстрации по мотивам произведения Данте. Рисунки считаются шедеврами и одними из лучших работ художника эпохи Возрождения. Интересно, что изображения в основном выполнены в технике «серебряная игла». Художник рисует на специально подготовленной поверхности, используя кусочек серебра, заточенный с одной стороны и закрепленный в держатель. Рисунки Боттичелли, ныне утраченные, должны были быть превращены в гравюры для печатного издания, хотя были проиллюстрированы только первые 19 из 100 песен поэмы.
Самая интересная часть иллюстраций – это Ад Данте. Проект занял у художника много лет. Рисунки, к сожалению, остались незаконченными, и только четыре из них были полностью представлены, например, «Карта Ада».
Со временем «Божественная комедия» становилась все более популярной в мире привилегированных и образованных людей. Многие пытались проиллюстрировать карты загробной жизни, которые были описаны в поэме, но позже эта мода будет заменена психологическим взглядом на персонажей произведения Алигьери. Это началось в XVIII веке с выдающегося живописца и основателя Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдса. Художник написал групповой портрет под названием «Уголино и его дети». История Уголино – это история предателя, которого поместили в девятый круг Ада. Находясь в заключении, Уголино отгрызает себе руки, а его дети, думая, что он голодает, предлагают ему свои тела. Рейнольдс использует красные цвета, чтобы направить взгляд смотрящего на холст. Эта работа привносит новую риторику в историю, которой уже сотни лет, и демонстрирует его неоклассический стиль.
В 1824 году друг английского художника Уильяма Блейка поручил ему сделать серию иллюстраций по мотивам «Божественной комедии» Данте. Блейку тогда было под шестьдесят, во время двухнедельной болезни в постели он написал 100 акварелей по сюжету поэмы. Однако некоторые иллюстрации Рая остаются незаконченными набросками. Для художника образы Чистилища и Рая в целом представляли меньший интерес, нежели Ад со всеми его извращенными и причудливыми наказаниями.
В XIX веке возрос интерес к творчеству Данте, что привело к многочисленным переводам поэмы на французский язык, исследованиям, газетам и специализированным журналам, а также более чем 200 картинам и скульптурам в период с 1800 по 1930 год.
Пожалуй, самой знакомой и распространенной интерпретацией «Божественной комедии» можно считать гравюры Гюстава Доре. Французский художник настолько детально и качественно изобразил сцены из загробного путешествия Данте, что даже сегодня, спустя 170 лет после их первой публикации, иллюстрации Доре все еще определяют наше видение Комедии. Произведения французского живописца характеризуются эклектичным сочетанием обнаженной натуры в стиле Микеланджело и традиций возвышенного пейзажа. Иллюстрации Доре считаются одним из его главных достижений – идеальное сочетание мастерства художника и яркого визуального воображения. Гравюры, созданные Доре в 1850 году, были первыми в серии, которую он назвал «Шедевры художественной литературы».
Эти примеры – лишь некоторые из многих произведений, которые были вдохновлены великим Данте. «Божественная комедия» – мастерски созданная философская и теологическая поэма, изображающая большой спектр человеческих эмоций. Хотя изобразительное искусство может запечатлеть лишь одну сцену, оно привносит более яркие интерпретации в наше воображение. По сей день труд Алигьери удивляет и завораживает новые поколения читателей. Это величайшая честь для автора – обрести бессмертие даже после собственной физической смерти.
Автор: Елена Антипова