Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Вечная любовь поэта, мимолетное увлечение императора. Хотела стать первой в Петербурге, но стала главной в Гельсингфорсе

Амели Лерхенфельд было суждено так или иначе остаться в истории уже по самому факту ее появления на свет. Потому что, когда ты – двоюродная сестра русской императрицы, пусть и с некоторыми тонкостями своего появления на свет (девочка родилась не совсем в законном браке), то в истории так или иначе останешься.

Карл Йозеф Штилер Портрет Амалии Крюденер
Карл Йозеф Штилер Портрет Амалии Крюденер

Амели довелось остаться не просто одной из известных красавиц своего времени, но послужить источником вдохновения для стихов, которые, наверное, будут заучивать, даже когда совсем забудут про ту, в честь кого они были написаны. Да, я про:

«Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…»

Те самые стихи, которые написал один дипломат, цензор, видный российский чиновник, которого весь мир помнит главным образом не за его государственные заслуги, а за написанные им стихи. Потому что Федор Иванович Тютчев влюбился по уши в 14-летнюю Амалию Лерхенфельд и потом, много позднее написал вот эти самые строки, уже будучи известным поэтом, крупным чиновником, много чего повидавшим и сделавшим на своем веку.

И. Рехберг, портрет Тютчева в 1838 году
И. Рехберг, портрет Тютчева в 1838 году

Говорят, что Тютчев просил у родителей руки молодой графини, но получил от них от ворот поворот. Вместо молодого мальчишки, который только начинал свою карьеру, родители выбрали барона Крюденера – одного из руководителей русской дипломатической миссии в Мюнхене, человека с состоянием и связями. Так Амели стала Амалией фон Крюденер, получив ту самую фамилию, под которой ее в основном и помнят.

Неизвестный художник Портрет Элеоноры Фёдоровны Тютчевой
Неизвестный художник Портрет Элеоноры Фёдоровны Тютчевой

Можно встретить мнение, что Тютчев от тоски и разочарования женился на вдове Элеоноре Петерсен, у которой на тот момент уже было четверо детей. Позволю себе не согласиться, потому что брак изначально был тайным, Элеонора, что называется, по уши влюбилась в русского дипломата, о чем сам Тютчев писал так:

«…Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею, в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня…»

Да и сам Фёдор Иванович был человеком увлекающимся, а Элеонора была очень даже симпатичной вдовой на тот момент, когда у нее грянул роман с Тютчевым, если верить портретам – Фотошопу XIX века.

Ну а Амалия Крюденер после замужества оказалась в Петербурге, где ее за глаза прозвали «Крюденершей». И учитывая, что молодая красавица была, хоть и не совсем законной, но вполне реальной двоюродной сестрой императрицы Александры Федоровны, то в Петербурге она произвела если и не фурор, то что-то близкое к тому.

Около Крюденерши увивался Пушкин и Александр Тургенев. Вяземский посмеивался над Пушкиным за то, что тот увивается вокруг баронессы:

«… Вчера был вечер у Фикельмонов. Было довольно вяло. Один Пушкин palpitoit de l`interet du moment (трепетал от вспыхнувшего интереса), краснея взглядывал на Крюднершу и несколько увивался вокруг неё…»

но и сам тоже был не против пообщаться с красивой баронессой. Впрочем, главный, так сказать, приз, который приписывают Амалии Крюденер – это то, что на некоторое время ее поклонником стал сам Николай I. В свете об этом активно судачили. Впрочем, Николаю Павловичу с кем только не приписывали романы. Но при этом фрейлина Александра Смирнова-Россет, задаваясь вопросом, когда император бывает у другой пассии – фрейлины Нелидовой, описывала распорядок его дня так:

«…В 9-м часу после гулянья он пьет кофе, потом в 10-м сходит к императрице, там занимается, в час или полвторого опять навещает ее, всех детей, больших и малых, и гуляет. В 4 часа садится кушать, в 6-ть гуляет, в 7 пьет чай со всей семьей, опять занимается, в половину десятого сходит в собрание, ужинает, гуляет в 11-ть, около двенадцати ложится почивать. Почивает с императрицей в одной кровати…»

Как-то в этом графике места для сторонних интрижек не находится.

Портрет Бенкендорфа в Военной Галерее Зимнего Дворца
Портрет Бенкендорфа в Военной Галерее Зимнего Дворца

Зато Александр Христофорович Бенкендорф – большой поклонник женского пола, к Амалии Крюденер совершенно точно был неравнодушен. На тот момент, когда грянул роман Бенкендорфа и Амалии, ему было за пятьдесят, ей – к тридцати. И роман продолжался не один год. Бенкендорф исполнял все капризы своей пассии, решал возникающие проблемы и … мирился с тем, что Амели одновременно крутила роман с министром двора Владимиром Адлербергом и его сыном Николаем, который был на 11 лет младше баронессы. И роман с молодым Адлербергом закончился появлением на свет сына Николая.

Вообще говоря, поведение Амели в один прекрасный день до такой степени напрягло императорский двор, что ее муж, давно и прочно закрывший глаза на увлечения и развлечения своей супруги получил назначение в качестве посла в Швецию. По дипломатическому этикету Амалия Крюденер должна была отправляться вместе с мужем. Но она «заболела», потребовалось «длительное лечение», результатом которого как раз и стал Ники Адлерберг. Ну а потом барона Крюденера не стало и Амели вышла замуж за Николая Владимировича Адлерберга, несмотря на то, что он был сильно младше.

В. И. Гау, портрет Николая Адлерберга
В. И. Гау, портрет Николая Адлерберга

К тому моменту Николай Адлерберг получил назначение на пост генерал-губернатора Великого княжества Финляндского. И Амели отправилась вместе с мужем в Гельсингфорс. У нее не получилось стать первой дамой Петербурга, в русской столице ее больше сопровождала довольно скандальная слава. Но в Гельсингфорсе генерал-губернаторша стала на самом деле первой дамой местного света. И уж там она блистала по полной программе, несмотря на уже не самый молодой возраст. И, как говорят, всегда, собирая очередные светские рауты и концерты, просила не исполнять романсов на стихи Тютчева. Хотя и встречалась с уже серьезно больным поэтом за несколько месяцев до того момента, когда он отправился в вечность. Может быть, не хотела вспоминать, что когда-то все могло пойти по-другому? Вот только нужно ли это было им самим? Может, и на самом деле все получилось к лучшему, когда давным-давно родители Амели отказали в ее руке молодому и незнатному чиновнику русского посольства?!

----------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм