Об этом артисте сегодня мало кто вспоминает, а ведь он был известным, популярным и в СССР, и за рубежом, но на пике славы резко пропал с экранов. И до сих пор финал его жизни является загадкой.
Борис появился на свет в 1940 году, в семье священника. Воспитывался мальчик в строгости – семья была консервативной, однако, Борис с ранних лет тянулся к творчеству, его увлекала поэзия и хореография.
Решающим моментом для мальчика стало посещение Кремлевской елки, на которой, среди прочих артистов выступали жонглеры. Именно тогда Борис твердо решил для себя, кем он станет в будущем.
Азы жонглирования Борис освоил самостоятельно, и вскоре стал устраивать импровизированные представления для одноклассников, участвовать в выступлениях самодеятельности. Окончив школу, он попытался поступить в цирковое, но экзамены провалил. Потом были еще попытки, но и они закончились неудачей.
Поступил Амарантов лишь с шестой попытки, и то, благодаря случаю. В приемную комиссию входил знаменитый Енгибаров. Он увидел, абитуриент очень хочет поступить, и что талант у него, без сомнения, есть. Енгибаров предложил Борису подержать на носу ложку на протяжении пяти минут. Амарантов смог продержать ее аж 20 минут, после чего был зачислен.
В 1962 году Амарантов получил диплом и в тот же год выступил с номером в «Голубом огоньке». Это выступление прославило начинающего артиста на всю страну. Вскоре его начали приглашать на различные концертные программы.
Еще будучи студентом, Амарантов принял участие в Восьмом всемирном фестивале молодежи и студентов (Хельсинки). Там его выступление произвело настоящий фурор.
Видя, как тепло Амарантова принимают за границей, артиста стали регулярно отправлять на международные гастроли, фестивали и конкурсы. Везде, где бы ни гастролировал мим, публика принимала его тепло и восторженно.
С середины 60-х годов Амарантов стал завсегдатаем Голубых огоньков» и правительственных концертов. Ни одно мероприятие не обходилось без его номеров. В то время он уже работал в «Росконцерте».
А вскоре Амарантов начал сниматься в кино. Так в картине «Попутного ветра, "Синяя птица» он сыграл одну из главных ролей – контрабандиста из Италии.
А в музыкальном фильме «Любовь к трём апельсинам» Амарантову довелось сниматься с такими звездами как Басов, Сичкин, Мартинсон.
В 1974 году Борис Амарантов последний раз снялся в кино. Это была роль мима в комедии «Большой аттракцион». В этой картине также была задействована целая плеяда звезд: Татьяна Пельтцер, Георгий Вицин, Наталья Варлей, Майя Менглет, Евгений Моргунов.
Став звездой мирового уровня, Амарантов так и не научился подстраиваться, как говорят сегодня, под законы шоу-бизнеса. Он не умел отстаивать свои интересы, ему были чужды интриги и сплетни. И он очень быстро узнал, что такое людская подлость и зависть.
Амарантов заручился поддержкой двух знаменитых режиссеров, Донского и Чухрая, и создал свой Театр пантомимы, спектакли которого имели грандиозный успех, однако, счастье длилось не долго.
Вскоре нашлись те, кому был нужен уже «раскрученный» театр, и начались козни. Несколько раз театр закрывали, самого же Амарантова уволили с должности руководителя. Талантливый артист подался в сторожи, чтобы заработать на кусок хлеба. Но он решил не сдаваться и начал длительную переписку с председателем Верховного Совета СССР. Однако переговоры с чиновником результатов не приносили.
Понимая, что добиться ничего не удастся, Амарантов решил покинуть страну. Он подписал отказ от гражданства и подал прошение о разрешение на выезд. Летом 1977 года артист эмигрировал.
В США найти свое место у него не получилось, и он решил попытать счастья в Париже. Там он посещал занятия по цирковому искусству и перенимал опыт у Марселя Марсо. Однако и во Франции Амарантов «не прижился». Он жаждал творчества, экспериментов, новаторства, а от него требовали исполнения «примитивных» и изживших себя (по мнению артиста) номеров.
Амарантов сильно тосковал по родине и мечтал вернуться. Когда началась перестройка, он смог восстановить гражданство и прилетел в Москву. Но там, как оказалось, он был никому не нужен.
Особенно ранил его старый друг – артист, педагог и режиссер Сергей Каштелян. Он не только отказал Амарантову в какой-либо помощи, но и просто вытолкал его за дверь.
В квартире Бориса Амарантова, с тех пор как он уехал за границу, поселилась сестра. Однако родственница, занявшая жилплощадь артиста, всем видом показала, что Бориса не ждали, и ему никто не рад. Амарантову было попросту негде ночевать. Да и просто жить было не на что.
Через несколько дней после возвращения в Москву артиста не стало. Причину родственники так и не озвучили, впрочем, как и врачи.
Амарантов словно бы что-то предчувствовал. Вот отрывок из одного стихотворения артиста:
«Так мало мне для счастья не хватило:
Услышать просто добрые слова,
Немного храбрости, немного больше силы,
И чтобы мать еще была жива…
Наверно, многого я требую от бога,
И у него есть собственный лимит –
Для каждого из нас совсем немного
Сюрпризов он за пазухой хранит…
Наверно, мы и сами виноваты,
Растратчики дарений и призов,
Таланты закопавшие когда-то
И сердца не услышавшие зов…»
Также смотрите:
Короткое счастье Владислава Дворжецкого
Анна Дымна: после гибели первого мужа она хотела поставить крест на личной жизни