Найти тему
КОСМОС

Как проходит экскурсия в Чернобыль? Часть 2. ЧАЭС.

Оглавление

Ссылка на первую часть.

Зона

Очередь осталась позади, и мы отправились к станции, проводники обычно договариваются между собой о том, кто в какой последовательности объезжает Зону, чтобы не оказаться в одном месте в одно время. Дороги в Зоне на удивление качественны, на большей части территории Украины они куда хуже, поэтому от границы 30-ти километровой зоны до КПП на границе 10-ти километровой зоны мы доехали минут за 20, а потом ещё минут 10 до станции.

Первая остановка происходит прямо на дороге где-то в километре от станции, неподалёку от недостроенной третьей очереди ЧАЭС. Проводник сразу предупреждает: "С асфальта не сходить". С дороги открывается неплохой вид на здание станции и новое Укрытие, а также на то, что осталось от стройки 5-го и 6-го энергоблоков, отмыть их так и не удалось, поэтому они стоят и ржавеют все прошедшие 35 лет.

К сожалению, взять ракурс получше мне не удалось, толпа людей и ограничения правил безопасности сильно сужали манёвр.
К сожалению, взять ракурс получше мне не удалось, толпа людей и ограничения правил безопасности сильно сужали манёвр.

Во время остановки проводник рассказывает историю третьей очереди, и минут через 10 зовёт обратно в автобусы. После чего наш путь пролегает к северу от станции к мемориалу: "Тем, кто спас мир". Едем очень медленно, чтобы проводник успевал рассказывать историю этого места, а она большая. На этом моменте агентства обычно обещают остановку возле пруда-охладителя и кормление местных сомов, но он уже несколько лет, как спущен и не существует, но убирать это из описания поездок никто не спешит.

По дороге мы проезжаем воинскую пожарную часть, метрах в 400 от Укрытия, из которой в 86-м к станции выехали первые пожарные. В автобусе включаются записи переговоров диспетчеров той страшной ночью, что в совокупности с рассказом проводника создаёт поистине жуткую атмосферу. В голове строится картина, как парни возрастом 23-28 лет посреди ночи выскакивают из части и видят ужас этой катастрофы, но всё равно отважно срываются к месту аварии, навстречу костлявой (Дзен не любит корректное слово). Передать этот момент словами трудно, его можно лишь почувствовать, оказавшись там.

Смотровая площадка.

Объехав двор ЧАЭС с севера, мы подъезжаем к смотровой площадке и мемориалу. Здесь находится несколько объектов, съёмка которых запрещена, поэтому заснять можно было лишь сам мемориал и новое Укрытие.

От укрытия нас отделяет меньше сотни метров, а радиационный фон не превышает 3 микрозивертов в час, в большей части площадки даже до 1-го недотягивает. Масштабы нового Укрытия на таком расстоянии просто поражают, а проводник тем временем рассказывает о его размерах, назначении, структуре и строительстве. Минут через 15 мы вновь садимся в автобус и отправляемся в Припять. Отъезжая от смотровой площадки, вижу пару человек из другой группы, пытающихся сделать красивое фото, просунув телефоны сквозь решётку забора охраняемой зоны, чем закончилась их поездка, не знаю, но по рассказу проводника: несколько лет назад двое поляков также пытались сделать красивые фото, а когда охрана пришла их задерживать, стали сопротивляться. Ожидаемо, они получили от охраны Зоны прикладами по рёбрам и отправились в камеру СБУ. Нужно было слушать проводников. (Radioactive Team спасибо за доходчивое объяснение правил зоны, в нашей группе всё прошло без инцидентов).

По дороге к Припяти проезжаем следы прошлогодних пожаров возле ЧАЭС, картина выгоревшего леса выглядит жутко и напоминает события 86-го года. На той же самой дороге, но уже на обратном пути из Припяти, в какой-то момент проводники предлагают приложить дозиметры к стёклам автобуса и буквально через несколько секунд, приборы, настроенные на высокую чувствительность, начинают сходить с ума. Автобус посреди самой обычной дороги оглашается визгом десятка сирен секунд на 30. Проводник объясняет, что мы только что пересекли западный радиационный след, оставшийся после катастрофы 86-го года. Он значительно меньше заражён, чем северный, куда попали радиоактивные вещества во время первого выброса, но задерживаться здесь всё же не стоит. Выхватить телефон я успел уже в конце следа, и заснял лишь затихание детекторов. (Видео выше).

А через несколько минут нас ждала встреча с городом-призраком...

Продолжение читайте в следующей части, а чтобы не пропустить его: подписывайтесь на канал...

Автор: Фёдор Карасенко

Наука
7 млн интересуются