Найти тему

Образ "Героя нашего времени" Михаила Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (род. 15 октября 1814 года) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. В данной статье мы рассмотрим главного персонажа романа “Герой нашего времени”.

Образ Печорина в романе Лермонтова не обходится без главного атрибута байронического героя - скуки. Главный герой не может обойтись без того, чтобы не напомнить читателю, что ему все надоело, он любил многих женщин и был ими любим и только путешествия ещё как-то трогают его душу:

По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог.

К такому поведению героя подталкивает богатство, талант и удача. Михаил Лермонтов отмечает на протяжении повествования, что Печорин крутился в высших кругах светского общества, был приятен в беседе, мог поддержать умный разговор, знал тонкие нити человеческой души, много путешествовал, никогда не бедствовал и, судя по развязке с Грушницким, и по тому, что сам воевал - его не раз миновала вражеская пуля.

Другой чертой байронического героя является некоторая демонизация образа.

“Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо” - как говорит Мефистофель в “Фаусте” Гёте. В этой трагедии главный герой, постигнув все мудрости мира, искал новых тайных откровений, ради которых он совершил сделку с дьяволом. В повествовании читатель убеждается, что не все поступки Мефистофеля столь однозначны и даже спасение Фауста было возможно через него.

В главе “Бэла” Печорин выступает как абсолютное зло. В результате его интриги погибает отец Бэлы, а затем и она сама - и можно только гадать, сколько кровных войн породила выходка русского офицера. Главного героя трудно оправдать и совсем невозможно назвать любовью то, что с Бэлой вытворил Печорин - натаскал девушку как какое-то домашнее животное. Впрочем, Бэла спокойно принимает ярмо, что не характеризует её с положительной стороны - придет время и женщины обретут субъектность в мировом искусстве: появится такая героиня, как Тэсс из рода д'Эрбервиллей Томаса Харди.

В отношении княжны Мери Печорин поступил уже не так однозначно. Грушницкий выступает как романтик и следует канонам рыцарской любви - буквально восторгается каждым её словом и добивается её со всей страстью. Когда его надежды разрушены, Грушницкий вызывает Печорина на дуэль, хотя ему стоило быть благодарным: в конце концов, Печорин мстит за разбитое сердце своего друга и поступает с княжной Мери абсолютно так же, как та поступила с Грушницким.

В таком свете Печорин поступает как дьявол и через искушения открывает людям их истинную суть. Он на протяжении главы строит любовный треугольник ради развлечения. Эту идею сам Печорин развивает во внутреннем монологе:

Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?.. Уж не назначен ли я ею в сочинители мещанских трагедий и семейных романов — или в сотрудники поставщику повестей, например, для «Библиотеки для чтения»?.. Почему знать?.. Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками?..

Стоит отметить интересную деталь - это романтизация образа “героя нашего времени”. На вопрос Грушницкий или Печорин, Ленский или Онегин к женской аудитории последние получают больше восторженных откликов. Проблема здесь заключается в том, что герои стоят друг друга и выбор дается из худшего. Богатый жизненный опыт и сплин никак не оправдывают поведение Печорина с Бэлой и Максимом Максимычем. С другой стороны, на что рассчитывал Грушницкий, преследуя княжну, сам при этом с повадками нарцисса-павлина и куда более выраженным, чем у Печорина, эгоизмом?

Любопытно, что Михаил Лермонтов дал название “Герой нашего времени”, говоря о XIX веке, хотя байронический герой не раз ещё будет воплощен в произведениях мирового искусства. Речь, конечно, больше не о конкретном веке, а о проблеме отцов и детей, а “наше” и “ваше” время - молодых и старых. Это объясняется в вопросе Максима Максимыча к рассказчику, как представителя старшего поколения к младшему:

[Печорин]Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня;
<...>
Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, — продолжал штабс-капитан [Максим Максимыч], обращаясь ко мне, — вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошная молодежь вся такова?

Главной проблемой романов про “героев нашего времени”, что в них не дается ответ, а что же делать восторженным, умудренным опытом, страстями и страданиями молодым людям?

Этим и объясняется актуальность таких произведений на все времена. Во многом такие произведения гиперболизируют главного героя в каком-то качестве, но задают главный вопрос о смысле человеческого существования. Тут, конечно, мудрецов вагон и маленькая тележка: Вольтер предлагает взращивать свой сад, Толстой и Достоевский - искать или строить бога, экзистенциализм - великую победу в признании поражения перед бессмысленностью жизни и так далее.

Для современного же читателя роман “Герой нашего времени” предлагает уделить время и поразмышлять на эту тему. Хорошим дополнением романа является описание Кавказских гор, где приходилось служить (если быть точнее, куда его сослала царская власть) Михаилу Лермонтову. Также особой похвалы заслуживает структура романа, во многом новаторская находка автора: повествование ведется как бы от некоторого путешественника, который случайно узнает об истории Печорина из рассказов его сослуживца и из его записей.

А что вы любите перечитывать из классики? Делитесь мнением в комментариях!

Автор: Роман Мыскин

#книги #литература #лермонтов #печорин