Найти в Дзене
Ваш Реставратор

Азбука как произведение искусства: реставрация издания В.В. Лебедева

Азбука, В.В. Лебедев, 1925 год.

Несмотря на то, что педагогика как наука стала развиваться только с XVIII века, детская психология и вопросы сознания ребенка интересовали ученых и мыслителей на протяжении тысячелетий! Японские дзен буддисты старались радоваться простым вещам с такой же трогательность, а великий художник XX века Пабло Пикассо неустанно повторял «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок».

В отечественной науке настоящий скачок в исследовании детской психологии произошел в 1920-1930-х годах. Например, большую лепту в изучение процессов воспитания внес ученый Л. Выготский. В этом смысле повальное увлечение интеллигенции психологией находило отражение и в творческих поисках.

Детская книга 20-х годов вышла из недр этих новаторских экспериментов. Главным действующим лицом её стал художник Владимир Васильевич Лебедев. Ему суждено было разработать принципы детской книги, которые нередко берутся за основу и в наши дни. Удовлетворить познавательный интерес ребенка, его желание побольше узнать, а для этого вспомнить свое детство- вот, чего добивался художник.

И сегодняшним гостем нашей мастерской стало издание «Азбуки» 1925 года. Мы отреставрировали обложку и восполнили утраты на страницах, теперь книга может прослужить не одному поколению или стать частью коллекции. Дело в том, что графика Лебедева не ограничивается детской аудиторией, известны случаи, когда издания собирали взрослые в качестве примера «нового» искусства.

Отметим, что к моменту создания «Азбуки» он уже считался мастером и профессионалом, за его плечами были работы над произведениями Киплинга и Маршака. Но Лебедев всегда искал лаконичную и выразительную художественную форму, и азбука в этом смысле помогает в полной мере раскрывать замысел через простые фигуры и предметы.

-3

Конечно, традиция оформления известными художниками детской литературы не нова. В России этот путь проложили деятели общества «Мир искусства» во главе с Бенуа. Он также оформил свою «Азбуку» в духе доминирующего направления в искусстве того времени, модерна. Если сравнить издания Бенуа и Лебедева, то мы не найдем практически ничего общего! Как отмечают исследователи, Бенуа создал азбуку для избранных, тогда как Лебедев ориентировался на массового читателя. А читатель этот не знал ни традиции семейного уюта, ни красивых книг. Дети бедноты начинали с нуля, им могла помочь только книга. Такая же доступная, ясная и чёткая, как привычные для них уличные плакаты, афиши и вывески. Такую «Азбуку» дал Лебедев детям, никак, однако, не поступившись искусством.

-4

Композиции строятся предельно просто: на каждой странице огромная буква словно магнитом притягивает к себе маленькие фигурки животных и предметов, название которых начинается на эту букву. Рисунки расположены таким образом, чтобы подчеркивать архитектонику литер: изгиб тела змеи повторяет форму буквы «З», якорь поддерживает вертикаль буквы «Я».

Благодаря таким особенностям издание ожидаемо стало невероятно популярным у широкой аудитории и быстро стало букинистической редкостью. Сегодня "Азбуку" можно найти на различных аукционах, а ценовой диапазон составляет 300-500 тысяч рублей! Глаз искушенного взрослого восхитится конструктивно четкой игрой графических ритмов, чёрного и белого, гармонией всей несложной композиции. От ребенка требовалось узнать букву, назвать предметы и запомнить их в единстве с буквой.

Лаконичность стиля и простота форм «Азбуки» Лебедева и сегодня остаются актуальными не только в качестве учебного пособия, но и как прекрасный пример искусства 1920-х годов.

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook Telegram