Несколько предыдущих частей я посвятил рассматриванию картин, полных всевозможных интересных деталей. Сегодня же речь пойдёт о картинах, которые созданы так, что их нужно воспринимать не подетально, но целиком - иначе будет не то впечатление. Сегодняшний герой - импрессионист.
Клод Моне (1840 - 1926)
"Impression, soleil levant" - считается, что именно эта картина и дала название импрессионизму. Возник импрессионизм как реакция части (французских) художников на тогдашнюю академическую живопись, застрявшую в ренессансе, а порой и вовсе в античности. В России примерно те же мотивы двигали передвижниками. На мой взгляд, между ними вообще много общего, хоть их изобразительные методы и отличаются.
Любая энциклопедия нам расскажет о характерных приёмах импрессионистов: отрывистые мазки, избегание черного, пленэр, быстрая работа... На мой взгляд, главный вклад импрессионистов в историю живописи - окончательная победа цвета над формой. Если рассматривать всю историю изобразительного искусства как эволюцию от линии к цвету (через форму), то вот он - конечный пункт истории. Импрессионизм завершил искусство классическое и открыл художникам новый уровень - искусство современное.
Посмотрите: на картине выше нет ни одного контура. Кто-то из искусствоведов (кажется, Мутер) сказал об импрессионистах, что они изображали натуру не такой как она есть, а такой как она бывает. Прежние статичные формы и линии больше не годились, переменчивость и сиюминутность - это только цвет.
Но собственно про Клода Моне. Путь в изобразительное искусство он начал ещё школьником - с карикатуры. И даже достиг на этом поприще определённых успехов - картинки 15-летнего Моне продавались в местной художественной лавке. Там-то их и увидел худодник Эжен Буден, и полгода уговоривал Моне попробовать рисовать что-то более серьёзное. Моне поначалу сопротивлялся - пейзажи Будена ему казались скучными, и сам они рисовать их совсем не хотел. Чтобы Буден отстал, Моне всё-таки выбрался с ним на пленэр, и там проникся светом, цветом, воздухом. В общем, Буден стал первым учителем Клода.
Позже он поедет учиться живописи в Париж, и первой его успешной картиной там станет вот эта.
Камилла Донсьё, женщина, позировавшая для этой картины, станет позже его первой женой. Однако уже тогда он начал свои импрессионистские поиски, которые хоть и не сразу, но всё-таки принесут ему успех и достаток.
С Клодом Моне у меня вот какая интересная штука: мне очень нравятся его работы, но я совершенно не могу выделить какие-то из них. У меня нет любимых картин Моне, нет каких-то выделяющихся - Моне для меня художник достаточно ровный, без провалов, но и без головокружительных взлётов. Интересный, но не будоражащий. Приятный, умиротворяющий, уютный и гармоничный.
В 1879 году Камилла Моне умирает от туберкулёза. Свою вторую жену, Алису, Моне по сути увёл у одного из своих заказчиков. Вроде как они стали жить вместе ещё при жизни первой жены - Алиса помогала ухаживать за тогда уже больной Камиллой и двумя сыновьями Моне. Плюс, Алиса сама привела своих шестерых детей. Жилось им, судя по всему, нескучно.
А в 1883 году Моне с семейством (тогда уже добившись коммерческого успеха) обосновался в Живерни.
Моне переживёт и вторую свою жену. Они проживут вместе 33 года, но в 1911 году Алиса умирает. А в 1912 у Моне была диагностирована катаракта. В результате операций, зрение ему сохранили (уж не знаю, в какой степени). Но говорят, после операции у него изменилось цветовосприятие.
Чтобы посмотреть Моне живьём, не обязательно ехать за границу. Моне есть в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Благодарить за это нам следует Ивана Морозова и Сергея Щукина - именно их частные коллекции подарили России работы многих импрессионистов и модернистов: Моне, Матисс, Дега, Ренуар, Пикассо, Ван Гог и другие... Только смотреть их надо не в основном здании музея (которое с колоннами). Раньше они висели в Отделе личных коллекций (именно там я их и видел), а сейчас вроде как их перенесли в Галерею искусств стран Европы и Америки XIX-XX века.
Картин Моне в Пушкинском порядочно, я покажу только несколько моих любимых (ага, выше я говорил, что любимых у меня нет :))
Ну а закончить рассказ о Моне, конечно, следует кувшинками. В Живерни Моне устроил пруд с водяными лилиями, которые служили ему натурой - картин с кувшинками у Моне предостаточно. Однако самой масштабной задумкой художника (и, пожалуй, финальным аккордом его творчества) стала серия из огромных панорамных картин, которые предполагалось выставлять на стенах полукруглых залов.
В 1920-е годы в Музее Оранжереи в Тюильри для этой цели были построены два овальных зала.
С помощью гугла посмотрим, как это выглядит внутри:
Умер Клод Моне в возрасте 86 лет от рака легких. Похоронен в Живерни.
На этом заканчиваю, а следующий рассказ будет про моего любимого из русских пейзажистов (в чём-то даже похожего на сегодняшнего героя).
#искусство #художники
#изобразительное искусство #моне #импрессионизм