Инновационное развитие нашей страны напрямую связано с уровнем образования наших граждан. Получение высшего образования – один из важных этапов в жизни большинства граждан. На данный момент в Российской Федерации уровень высшего образования в полном объеме не является конкурентоспособным на мировом рынке, а именно не удовлетворяется уровень классифицированных специалистов. За последние десять лет существенно увеличилось число вузов и их филиалов, соответственно и специалистов в различных областях, но качество профессионализма дипломированных специалистов чаще всего не соответствует требованиям мирового рынка. Это приводит к тому, что российские специалисты не конкурентоспособны в мировом рынке. Чаще всего ведущие специалисты перебираются в другие страны, так как там уровень профессионализма оценивается в денежном эквиваленте более высоко.
Все это говорит о том, что нужно искать новые пути решения возникших проблем в существующей системе высшего образования. Для этого государство организует целевые программы для развития образования в целом, и конкретно для поддержки и развития высшего образования в России.
«Государственная политика» в современном мире имеет множество определений. Например, Сморгунов Л. В. Дает следующее определение: «государственная политика ˗ это совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной и муниципальной власти с привлечением институтов гражданского общества» [Алпацкий 2013]. От формирования целей и установок государственной политики напрямую зависят результаты в разных областях, в том числе и в области образования.
Начнем с того, что политика, проводимая относительно высшего образования в РФ нацелена на то, чтобы образовательные подсистемы тесно взаимодействовали друг с другом и постоянно развивались. То есть
существует часть организаций «при вузах», например колледжи и подготовительные школы. Это говорит о том что, в сфере образования представлены вертикально-интегрированная форма отношений. Такая организация отношений помогает обеспечивать гибкость образовательных программ и мобильность учащихся.
Также постепенно для такого формата внедряется и практическая деятельность в обучения для подготовки квалифицированных специалистов. Например, в России есть множество медицинских школ и подготовительных курсов, в которых будущие абитуриенты могут на практике изучать какие-то азы. Но, к сожалению, такие меры проводятся не во всех учреждениях и не по всем специальностям. При поступлении во многие вузы на втором или третьем курсе для студентов организована практическая деятельность, для того, чтобы лучше разбираться в своей профессии.
Основным направлением государственной политики в сфере высшего профессионального образования в последние годы являются:
· вариативность профессионального высшего образования, поддержка региональных программ по развитию высшего профессионального образования;
· поддержка университетов, реализующих инновационную деятельность;
· внедрение новых организационных форм и финансово-экономических механизмов;
· улучшение и разработка новых образовательных стандартов, которые смогут в большей степени обеспечивать гибкость образовательных программ в высших учебных заведениях.
Государственная политика в сфере высшего образования занимает значительное место, так как именно от проводимой политики зависит развитие и уровень высшего образования в России. Так, в п. 1 ст. 7 Российская Федерация определяется как социальное государство, политика которого также направлена и на свободное развитие человека.i В п. 1 ст. 3 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что, прежде всего государственная политика в образовательной сфере основывается на признании приоритетности образования.ii Однако анализируя сложившуюся к 2020 году ситуацию,
можно проследить тенденцию снижения бюджетного финансирования высших образовательных организаций. Если государство заинтересовано в развитии своих граждан, а именно в росте квалифицированных специалистов различных направлений, то число бюджетного финансирования должно увеличиваться, что противоречит сложившимся реалиям [Посконина 2015].
Выше представлена таблица, в которой указано количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность в период с 2000-х по 2018 гг.
В целях поддержки развития образования в России была введены целевые государственные программы, но самыми масштабными из них стали:
1. «Развитие образования» с 2018 по 2025 годы. В цели данной программы входили такие пункты как: выход российского образования на мировой рынок; увеличение численности обучающихся в высших учебных заведениях; увеличение численности прошедших обучение на онлайн-курсах; вузы как центры создания и развития инноваций.iii
2. Также программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», которая была утверждена Правительством Российской Федерации от 29 марта 2019.
Эти программы направлены на поддержание высокого качества образования на всей территории России. А также сформулированы таким образом, что при меняющихся запросах со стороны населения, они будут актуальны, так как они также направлены на повышение реализации молодежной политики в целях развития страны.
У России имеется опыт проведения масштабных реформ в области системы образования в целом. Отдельно существуют и специальные программы относительно высшего образования, которые с 2018 года находились в разработке и будут применены с 2020 года. Одним из таких является «Проект стратегического академического лидерства». Этот проект направлен на то, что именно специалисты высшего уровня будут обеспечивать подготовку студентов и впоследствии это приведет к технологическому рывку нашей страны. Кроме того такие университеты лидеры должны стать двигателями для развития регионов. Также с 2012 года в России реализуется масштабный проект, запущенный Минобрнауки, о котором речь пойдет позже.
Следует отметить, что ранее проводимые государственные программы относительно образования (как общего, так и высшего) не привели к успехам. Например, была Федеральная целевая программа развития образования (далее именуемая ФЦПРО), реализуемая с 2006 по 2010 годы, данные о результатах программы не представлены на официальном сайте ФЦПРО, кроме того нет и других документов для наглядности результатов. После завершения программы в 2010 году, ФЦПРО продлили с 2011 по 2015 года, цели и задачи остались прежними, так как проблемы предыдущих годов так и не были решены.
*На основе имеющейся статистики можно сказать о том, что государственное финансирование высшего образования с 2000-х годов очень медленно растет, а в последние годы даже снижается (млрд. рублей в постоянных ценах 2017 года).
В России реализовывается масштабный проект «5-100», он был запущен после президентского указа от 7 мая 2012 годаiv Минобрнауки России. Данный проект является государственной инициативой, направленность всего проекта сфокусирована на нескольких целях:
1. Попадание не менее пяти вузов РФ в сотню лучших университетов мира
2. Рост престижности российского образования на мировой арене
3. Повышение индекса цитирования научных статей На реализацию данного проекта выделялось множество субсидий.
Для наглядности ниже представлена таблица.
(Источник: расчет на основе данных для 2013-2017 гг. – Федеральное казначейство https://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyjbyudzhet/)
Исходя из данных, которые представлены в таблицы, можно увидеть, что проект до 2017 года активно финансировался, несмотря на кризисную ситуацию в 2014 году. Но за 2018-2019 года виден некий спад в государственном финансировании программы. Для того чтобы оценить выгодно ли такое серьезное финансирование, ниже приведена таблица результатов по годам. Также стоит уточнить, что результативность программы оценивалась по 3-ем мировым авторитетным рейтингам:
1. Times Higher Education World University Rankings;
2. QS World University Rankings;
3. SJTU Academic Ranking of World Universities.
По итогам реализации проекта к 2016 году Счетная палата выявила целый ряд нарушений таких как: нарушение условий предоставления субсидий, нарушение университетами использования субсидий, недостаточно нормативное обеспечение.
Как вывод по реализации данного проекта можно сказать следующее: анализ нормативных документов относительно образовательной сферы по проекту 5-100 показал, что выделяемые государством субсидии помогли в рамках поставленных задач добиться цели лишь частично. Количество публикаций российских преподавателей явно увеличилось в высоко цитируемых журналах мира. Тем самым такая поддержка государства является не только ярким примером работы простой финансовой поддержки развития высшего образования России, но и повышение уровня результативности университетов в научной деятельности [Шибанова 2018].
Но очень важно также отметить, что некоторые университеты использовали некорректные методы для получения данных субсидии и боле того прибегали к использованию недобросовестных методов для улучшения показателей (рейтинга). Такие действия скорее привели к ухудшению статуса некоторых университетов России. Это говорит о том, что нужно запустить реорганизационный процесс в данной области, в соответствии с «Законом об образовании» РФ и при выделении субсидий проследить за корректностью их использования. Для сравнения с государственными программами разберем программы, которые реализуются за счет государственного бизнеса.
«Газпром нефть» является ведущей энергетической компанией в России, более 51-го процента акций этой компании принадлежат государству. И именно эта государственная компания проводит ряд мер по поддержке и развитию высшего образования в России. «Газпром нефть» направляет каждый год (с 2017 года) по 100 млн. рублей для реализации программ в профильных высших учебных заведениях (чаще всего именно технической направленности), тем самым поддерживая высшее образования в России. Благодаря реализации такой поддержки открываются новые магистерские программы в вузах по всей России.
Участники программы могут развивать и реализовывать свои научно-исследовательские проекты в ведущих городах России (Москва – университет МГУ и Санкт-Петербург – Политехнический университет), так как именно там предоставляют лучшее оборудование.
Самыми привлекательными аспектами проводимой программы являются стажировки и практики от компании «Газпром», так это достаточно перспективное начало для построения будущей карьеры. Самых талантливых и активных после прохождения стажировки официально трудоустраивают в компанию. Так по итогам 2017 года были трудоустроены 380 аспирантов и выпускников, ранее проходивших практику в компании. Даная программы – воплощение бизнес проекта, в котором инвестиции возвращаются в виде высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, поддержка высшего образования со стороны бизнеса дает высокие результаты, которые выражаются в специалистах высшего уровня в технологической сфере.
Следует также отметить, что для развития высшего образования по всей России, бизнес должен перенимать инициативу у государства в финансировании университетов, так как участие бизнеса в сфере образования может помочь сократить коррупцию в данной области (контроль будет осуществляться с двух сторон 1- государство, 2- бизнес), а самое главное развить эту сферу. Университеты в свою очередь должны быть открыты к предпринимательским инициативам, так как предпринимательству может научить только сам управленец и, конечно, практика [Мансуров, 2018]. Именно благодаря кооперации бизнес структур и государства, число бюджетных мест может значительно увеличиваться, студентам будет проще находить практику и реализовывать свой потенциал.
Еще одной ведущей госкорпорацией является компания «Росатом». Данная корпорация нацелена на развитие высшего образования в сфере естественных и точных наук. В целях развития атомной области «Росатом» организовал программу сотрудничества с ВУЗами, которые входят в состав «Консорциума опорных вузов Госкорпорации «Росатом». Университетам выделяется финансирование, а также студентам предоставляется практика и стажировки разной направленности. Такие способы взаимодействия дают результат, издание Times Higher Education (Великобритания) опубликовало рейтинг четырех ста ведущих ВУЗов мира и свое место там занимает и российский университет – НИЯУ МИФИ. Для привлечения студентов на программы связанные с атомно энергетическими отраслями, реализуется программа по расширению мест для прохождения практики в ведущих организациях атомной отрасли.
В 2014 году был проведен масштабный проект - «EMCOSU» по исследованию взаимодействия бизнеса и высшего образования, участники: Болгария, Словения, Польша, Венгрия, Испания, Россия и др. Данный проект из опросов выявил, что практически для каждой компании важны такие модели сотрудничества как: мобильность, научная деятельность студентов, разработка учебных программ [Кекконен, Сигова 2016].
В целом стоит отметить то, что работа получилась направленной на сравнение эффективности государственной политики и политики бизнеса в сфере высшего образования в РФ. Политика, проводимая государством, как выяснилось в ходе сравнения, больше направлена на сохранение имиджа (чтобы специалисты были репрезентативны в мировом сообществе), такие специалисты полезны для России, так как могут сохранять уровень престижа страны.
Таким образом, Россия, как и другие ведущие страны, более эффективно развивает политику взаимодействия бизнеса и высшего образования. Программы реализуется через государственные компании, путем выделения бюджета университетам разной направленности, также привлекаются партнеры для развития высшего образования в РФ. Стоит отметить, что чаще финансируются университеты технической направленности (естественные науки). Цель данных программ – это увеличение количества высококвалифицированных специалистов. То есть финансирование высшего образования со стороны бизнеса (как государственного, так и частного) является более выгодным для страны, так как бизнес структуры направленно инвестируют в будущее (привлекая лучших выпускников) – в специалистов широкого профиля, которые смогут привнести инновационные идеи и принести прибыль компании.
Библиографический список.
Список использованной литературы:
1. Алпацкий Д. Г. Государственная политика в сфере высшего технического образования // Вестник ГУУ. - 2013. - № 8. – С. 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-po.. (дата обращения: 03.07.2020).
2. Бондаренко Н. В. Образование в цифрах: 2019 : краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ. - 2019. – С. 96.
3. Кекконен А.Л., Сигова С.В. Развитие моделей сотрудничества высшего образования и бизнеса: Европейский и Российский опыт // Инновации. - 2016. - №3 (209). – С. 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-modeley-so.. (дата обращения: 04.07.2020).
4. Мансуров О. Страна теоретиков. Почему российские вузы не готовят предпринимателей // Forbes. Карьера и свой бизнес. – 2018. - URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/363131-str.. (дата обращения 04.07.2020).
5. Посконина Ольга Васильевна Государственная политика современной России в сфере высшего образования // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2015. - №2. - С. 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennayapo.. (дата обращения: 04.07.2020).
6. Шибанова Е. Ю., Платонова Д. П., Лисюткин М. А. Проект 5-100: динамика и паттерны развития университетов // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - №3 (115). – С.17. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-5-100-dinami.. (дата обращения: 04.07.2020).
Список использованных источников:
i ст. 7, "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) {КонсультантПлюс}
ii ст. 3, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об образовании в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}
iii Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 20.06.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" {КонсультантПлюс}
iv Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" {КонсультантПлюс}
v Проект 5-100 [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA %D1%82_5- 100#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 04.07.2020).