Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Математические диктанты: что это, зачем их пишут, как к ним готовиться, чтобы получить 5. Примеры диктантов в начальной школе

Оглавление

Если с диктантом по русскому языку всё понятно, то что такое математический диктант? Ребенок приходит из школы и говорит: "Сегодня писали математический диктант. Я получил 3". Вы понимаете о чём речь? И за что тройка? Если нет и если хотите писать такие диктанты на пятёрки, тогда эта статья для вас. В конце будут примеры диктантов для 2, 3 и 4 классов за 1 четверть.

Я своим ученикам говорю, что сейчас у нас будет устный счёт, ответы будем писать в тетрадь самостоятельно. Такая формулировка легче воспринимается для детей в начальной школе.

Математический диктант - форма работы на уроке, в которой ученики воспринимают задание на слух и записывают только ответ.

Эта такая же работа для проверки знаний учеников, как и тест или контрольная. Но диктанты пишутся быстро, от 5, максимум до 15 минут от урока.

Учитель читает задание, где надо либо написать заданное число, либо вычислить, либо решить задачу. Ученики при этом не делают никаких записей, всё считают в уме. Задание читается несколько раз, оптимально 2-3. Дети записывают только ответ в столбик или в строчку с номером задания.

Это проверка умения считать устно, но проводится она сразу со всем классом и проверяется быстро. Удобная форма работы для учителя. Раз в две недели математические диктанты пишутся в тетрадях для контрольных работ, отметки идут в дневники и в журнал.

Помимо проверки умения считать устно такие диктанты развивают:

  • скорость
  • мышление
  • гибкость и точность мысли
  • закрепляют математические навыки
  • отрабатывают математическую терминологию
  • умение работать самостоятельно
  • самое главное - память
  • внимание
  • сосредоточенность
  • воображение

Часто бывает, что ребенок не может воспринимать задание на слух. Задачи он читает по учебнику, решает, но когда эти же задачи ему читают, он уже не может их решить и не понимает ни условия, ни решения.

Ещё дети привыкают к привычным контрольным и самостоятельным, записанным на доске или напечатанным на листочках, поэтому математический диктант, где ничего не записано, воспринимается у них с трудом. Отсюда бывают плохие отметки за устный счёт, при том, что за письменные контрольные работы отметки всегда хорошие. Вот поэтому учитель и проводит математические диктанты, чтобы развивать быстрое и качественное умение считать устно.

Теперь главный вопрос, который волнует многих родителей:

Как готовиться к математическим диктантам

Учителю:

  • Проводить минутки устного счёта в начале каждого урока
  • Распечатать и показать родителям хотя бы один вариант математического диктанта за год, чтобы они хоть знали, что вы им даёте и к чему готовить своих детей. А то будет такое удивление, как в начале моей статьи: "что за диктант и за что тройка?"
  • Отрабатывать сложные задания как можно чаще. Например, ученики часто "плавают" в понятиях "частное", "уменьшаемое", "делимое", "слагаемое" и т.д. Не могут устно найти площадь прямоугольника, путают с периметром. Задачи на слух - вообще крах. Для этого нужно отрабатывать всё это с детьми на каждом уроке.
Фото автора
Фото автора

Школьникам и родителям:

  • Тренироваться писать такие диктанты дома. Найти их можно в интернете, например, по запросу "математический диктант для 2 класса за 1 четверть". Или купить готовое пособие (для удобства оставлю ссылки на них в конце публикации).
  • Задавать ребенку чаще устные задания вида: "найди произведение 3 и 7", "18 увеличь/уменьши на 4" и другие, по дороге в школу, на прогулке, дома после выполнения домашнего задания.
  • Листочек с заданиями можно дать ребенку в качестве самостоятельной работы, если у вас нет возможности диктовать. Но необходимо ограничить время выполнения. Вам же нужно научить его считать быстро.
  • Развивать умение считать в уме быстрее. Для этого подойдут самые простые примеры в пределах 10 даже для четвероклассников. Вы пишете на листочке 10-20-30 несложных примеров: 3+5, 2+6, 8-4 и т.д. Даёте ребенку на их решение две минуты. Отмечаете ошибки и время выполнения, записываете это. Говорите, что завтра ждёт такое же задание. Увидите, что завтра ребенок справится с этим лучше и быстрее, со временем ошибок не станет, а считать он будет быстрее с каждым разом. У него включится интерес и желание побить свой рекорд и превзойти самого себя. Потом перейдите к примерам на умножение. Не забывайте хвалить ребенка.
  • Поговорите с учителем и выясните, какие задания он даёт на математических диктантах, спросите, в каких заданиях ошибается ваш ребенок, отработайте эти темы.
  • Часто ученик не может идти дальше, потому что у него не закреплены старые темы. Не бойтесь вернуться на несколько шагов назад в первый класс. Отработайте счёт в пределах 10 и 20, состав чисел. Это основная база любого математического диктанта. Отработайте таблицу умножения. Разберите с ним, что такое сумма, разность, произведение, частное и другие математические термины, объясните, как находить произведение. Например, задавайте не 3 умножить на 2, а "найди произведение трёх и двух".

Примеры математических диктантов за 1 четверть

2 класс

  1. Запиши число, в котором 3 десятка и 8 единиц
  2. Найди сумму чисел 40 и 5
  3. На сколько надо увеличить 6, чтобы получить 11?
  4. Уменьши 13 на 5.
  5. Уменьшаемое — 47, вычитаемое — 1. Найди разность.
  6. Вырази в сантиметрах 2 дм 9 см.
  7. Мама испекла 10 пирожков с картошкой и столько же с капустой. Сколько всего пирожков испекла мама?
  8. На двух тарелках лежало 16 конфет. На одной из них было 9 конфет. Сколько конфет на второй тарелке?

3 класс

1. Запишите самое большое однозначное число.

2. Число 45 уменьшите на 30

3. Число 18 увеличьте на 50

4. Найти сумму чисел 29 и 40

5. Найти разность чисел 70 и 1

6. Найти произведение чисел 3 и 5

7. Уменьшите 90 на 6.

8. В саду было 12 кустов смородины, крыжовника на 5 кустов меньше, чем смородины, а малины на 8 кустов больше, чем крыжовника. Сколько кустов малины было в саду?

  4 класс 

  1. Запиши число, в котором 44 десятка
  2. Найди произведение чисел 573 и 100.
  3. На сколько 1 тонна больше, чем 400 кг?
  4. Первый множитель 80, второй множитель 6, чему равно произведение?
  5. Увеличь в 4 раза число 900.
  6. Чему равна разность чисел 347 и 40?
  7. Дочери 6 лет, а мать старше её на 27 лет. Сколько лет матери?

Математические диктанты в книжном магазине Лабиринт для самоподготовки:

1-4 классы

5 класс

Диктанты для тех, у кого математика по учебнику Моро:

3 класс

4 класс

Для самостоятельной работы учащихся автора В. Голубь (не из простых!):

2 класс

3 класс

4 класс