Найти тему

Броненосец "Котэцу": звезда гражданских войн Америки и Японии

Приветствую вас друзья! Построенный во Франции для одних американцев, чтобы воевать с другими американцами, этот корабль стал в итоге первенцем броненосного флота Страны Восходящего солнца и сумел по-настоящему "разгуляться" уже в ходе японской междоусобицы.

История первого броненосца японского флота берет свое начало в 1863 году, когда во французском городе Бордо на верфи "Арман Фрерэ" были заложены по заказу Египта два броненосца под названиями "Хеопс" и "Сфинкс". Однако египтян использовали лишь как прикрытие - настоящим заказчиком являлось правительство Конфедеративных Штатов Америки. Напомним, в самом разгаре шла Гражданская война в США и южане, не имевшие достаточно развитой промышленности, но отчаянно нуждавшиеся в различном вооружении и снаряжении для ведения боевых действий, пытались закупать в Европе великое множество всего, включая боевые корабли.

По конструкции он представлял собой относительно небольшой броненосец с композитным корпусом и сильно выступающим таранным форштевнем. Нормальное водоизмещение корабля составляло 1390 тонн, полное 1560 тонн. Длина корпуса вместе с тараном составляла 59,1 метра, по ватерлинии 55,7 метра.Ширина корпуса составляла 9,6 метра. По требованию заказчиков (настоящих, разумеется), осадка корабля должна была составлять не более 4,27 метра, поскольку предполагалось его использовать как в море, так и на Миссисипи. Правда уложиться в норматив у строителей не получилось и фактическая величина осадки соствила 4,6-4,8 метра. Для реки это было многовато, а в море недостаточно. По этой причине броненосец не отличался особо выдающейся мореходностью и был валким.

-2

Силовая установка была двухвальной и состояла из двух двухцилиндровых горизонтальных паровых машин и двух котлов. Интересной особенностью было расположение гребных валов. Каждый вал был размещен в отдельном вспомогательном киле (скеге), между которыми обводы корпуса кормовой части образовали своеобразный туннель. В каждом киле был устроен вырез для четырехлопастного винта. На конце каждого киля устанавливался руль. Оба руля работали синхронно, приводясь в действие единым штуртросом. На испытаниях силовая установка корабля сумела развить мощность в 1300 л.с. и скорость в 10,8 узла. В повседневной службе же эти значения были меньше - 1200 л.с. и 9 узлов.При запасе угля в 95 тонн броненосец мог пройти 1200 миль восьмиузловым ходом. В дополнение к паровым машинам корабль имел и парусное вооружение брига, размещавшееся на двух мачтах. Общая площадь парусов - 700 кв.м.

Броненосец в сухом доке. Вид на носовой артиллерийский каземат с открытым орудийным портом
Броненосец в сухом доке. Вид на носовой артиллерийский каземат с открытым орудийным портом

Надводный борт до верхней палубы был защищен кованными железными бронеплитами, установленными на деревянном борту из тикового дерева толщиной 700 мм. Толщина брони в районе ватерлинии составляла 114 мм. Выше и в оконечностях она составляла 87 мм. На верхней палубе были расположены два артиллерийских каземата, забронированные плитами толщиной 102-114 мм.

-4

Корабль нес вооружение из одной 229 -мм и двух 160-мм нарезных казнозарядных орудий Армстронга. Тяжелое орудие размещалось в носовом каземате, два других - в кормовом. В каждом каземате было прорезано по четыре орудийных порта, позволявших орудиям вести огонь в разных направлениях.

Экипаж броненосца состоял из 130 офицеров и матросов.

Правительство Наполеона III, хотя и благосклонно смотрело на Конфедерацию, в то же время не желало портить отношения с официальным Вашингтоном. По крайней мере раньше времени. Поэтому, когда информация об истинных заказчиках броненосцев выплыла наружу, император французов надавил на владельцев верфи, чтобы те поскорее избавились от кораблей, продав их каким нибудь другим покупателям. К тому же после Геттисберга поддерживать явно проигрывающих южан было уже нерентабельно, как с экономической, так и с политической точки зрения.

Поскольку войны шли не только в новом, но и в старом свете тоже покупатели на корабли нашлись довольно быстро. 1 февраля 1864 года началась война между Данией и Пруссией. Датчане первыми изъявили желание купить один из строившихся броненосцев: в марте 1864 года они приобрели находившийся на стапеле "Сфинкс". 25 октября того же года корабль наименованный "Стэркоддер" вошел в состав датского флота. Любопытно, что и пруссаки заинтересовались "французским продуктом" - в июне 1865 года они приобрели "Хеопса", который в прусском флоте стал "Принцем Адальбертом". Там он тихо и мирно прослужил до 1871 года, после чего был сначала выведен в резерв, а в 1878 году пошел на слом.

"Сфинкс" незадолго перед продажей датчанам, 1864 год.
"Сфинкс" незадолго перед продажей датчанам, 1864 год.

К концу октября 1864 года потомки гордых викингов войну вчистую проиграли. Казна была пуста, и чтобы ее пополнить датчане решили продать прослуживший всего пару месяцев "Стэркоддер" его изначальным заказчикам. 6 января 1865 года броненосец прямо на рейде Копенгагена поднял флаг Конфедерации. Южане в очередной раз переименовали корабль - на этот раз он был назван "Стоунволл" ("Stonewall"), что переводится как "Каменная стена". Такое же прозвище носил один из самых знаменитых генералов Конфедерации Томас Джексон. В январе 1865 года бронированный таран появился в заливе Киберон, где запасся провизией и приготовился пересечь Атлантику. Командир корабля лейтенант Томас Пэйдж уже вывел было его в море, чтобы пересечь Атлантику, когда во время шторма в Бискайском заливе в корпусе открылась течь и были повреждены рули. Пришлось для их исправления зайти в испанский порт Ферроль.

Тем временем о местонахождении броненосца мятежников стало известно правительству США. На его перехват оно отправило небольшую эскадру из двух деревянных фрегатов — "Ниагара" и "Сакраменто" во главе с кэптеном Томасом Крейвеном. Соединение прибыло в Испанию в порт Ла-Корунья — в девяти милях от Ферроля — всего несколько дней спустя после "Стоунволла". Узнав о расположившихся неподалеку федералах, Пэйдж решил драться и 25 марта 1865 года он вывел "Стоунволл" в море. В лучших рыцарских традициях морской войны командир броненосца южан направил Крейвену формальный вызов на бой.

Однако командир эскадры северян вызов не принял и предпочел за лучшее "отсидеться" в порту. Решение на самом деле здравое - Крейвен прекрасно сознавал возможности своих фрегатов и их шансы на успех в бою против неприятельского броненосца. Однако его рациональные доводы не смогли убедить военный трибунал, под который благоразумный кэптен попал после окончания войны. Поскольку противник на бой не явился, лейтенант Пейдж увел корабль в Лиссабон, пополнил там запас угля, а затем вышел в Атлантику.

На этом рисунке изображен выход "Стоунволла" из гавани Лиссабона
На этом рисунке изображен выход "Стоунволла" из гавани Лиссабона

Несмотря на малую мореходность, проблем с переходом через океан не возникло. Более того он умудрился внезапно атаковать Порт-Роял - базу северян в Южной Каролине. 6 мая "Стоунволл" зашел в Нассау на Багамах, а затем взял курс на Кубу. Когда корабль пришел в Гавану его уже там поджидал отряд кораблей северян во главе с мониторами "Монаднок" и "Каноникус". К тому же пришли известие о поражении Конфедерации и окончании войны. Не желая сдавать корабль хоть теперь уже и бывшим, но врагам, Пейдж продал его испанскому генерал-губернатору за 16 000 долларов. Из этих денег он выплатил жалование своим морякам и распустил команду. Испанцам броненосец оказался без надобности и они вернули его американскому правительству. 15 ноября 1865 года корабль в сопровождении двух колесных пароходов "Род Айлэнд" и "Хорнет" вышел из Гаваны и 24 ноября прибыл на верфь "Washington Navy Yard".По пути броненосец случайно применил свой таран. В ночь с 22 на 23 ноября, когда корабль шел под парусами в Чесапикском заливе на его пути попалась груженая углем шхуна, которая и была отправлена на дно ударом шпирона броненосца. К счастью обошлось без человеческих жертв.

Броненосец CSS "Stonewall " в 1865 году.
Броненосец CSS "Stonewall " в 1865 году.

Но на родине он уже не был востребован. Война была окончена, флот и расходы на него начали сокращать. Стали думать, что делать с броненосцем. Решение пришло в следующем году, когда его захотел приобрести сёгунат Токугава, желавший усилить свой флот. Американцы были несказанно рады, поскольку самураи были готовы выложить за корабль аж 400 000 долларов! Пока бывший "Стоунволл" пробирался вокруг Южной Америки к новым хозяевам, политическая ситуация успела поменяться. Когда в апреле 1868 года он прибыл к японским берегам американцы уже не торопились передавать его сторонникам сёгуна. Выдумав предлог, они вновь подняли над ним звездно-полосатый флаг, ожидая кто-же победит в японской междоусобице. Все это время на корабле размещалось американское торговое представительство. В январе 1869 года корабль в восьмой раз сменил владельца - теперь им стало императорское правительство Японии.

Уже "Котэцу"  и уже на Дальнем Востоке.
Уже "Котэцу" и уже на Дальнем Востоке.

В Императорском флоте корабля первоначально назвали "Котэцу", что переводится как "Бронированный". По сути это было даже не имя, а обозначение класса корабля. Только в 1871 году броненосец получил собственное имя "Адзума".

В качестве флагманского корабля "Котецу" принял участие в бою при Мияко 6 мая 1869 года. Противники императора, т.н. Республика Эдзо, составили по-азиатски хитрый план. Три корабля "Каитэн" , "Банрю" и "Такао" должны были войти в гавань под иностранными флагами, взять на абордаж "Котэцу" и атаковать остальные правительственные корабли. Однако у "Такао" возникли поломки в машине, а "Банрю" вообще унесло в море. В результате "на дело" пошел только флагман флота повстанцев - , паровой фрегат "Каитэн". Он ночью вошёл в гавань Мияко под флагом США. Подойдя вплотную к "Котэцу", повстанцы подняли флаг Республики Эдзо и попытались взять броненосец на абордаж. Однако сделать это они не смогли - отражению атаки немало поспособствовал незадолго до того установленный пулемет Гатлинга. "Каитэн", вынужденно выйдя из боя, направился на Хоккайдо. Опоздавший же к началу боя "Такао", был захвачен императорским флотом.

Японский рисунок на которой изображена битва у залива Хакодатэ, 7 мая 1869 г. На переднем плане "Котэцу", за ним колесный двухтрубный пароходофрегат "Кассуга".  В этом бою на "Кассуге"  младшим офицером участвовал будущий командующий Объединенным флотом в годы русско-японской войны Хэйхатиро  Того.
Японский рисунок на которой изображена битва у залива Хакодатэ, 7 мая 1869 г. На переднем плане "Котэцу", за ним колесный двухтрубный пароходофрегат "Кассуга". В этом бою на "Кассуге" младшим офицером участвовал будущий командующий Объединенным флотом в годы русско-японской войны Хэйхатиро Того.

7 мая "Котэцу" принял участие в бою в бухте Хаккодате, где были добиты остатки морских сил Республики Эдзо: "Кайтен" получил тяжелые повреждения, а "Банрю" был потоплен.17 мая 1869 года потеряв практически весь флот и большую часть сухопутных сил, Республика Эдзо капитулировала, что означало окончание гражданской войны.

Дальнейшая послевоенная служба первого японского броненосца была лишена ярких эпизодов, а активная её часть оказалась весьма недолгой. Из-за использования сырой древесины, невысокого качества постройки и низкой надежности механизмов, "Адзума" уже в 1872 году был выведен в резерв. В море он больше не выходил. В 1888 году он был официально исключен из списков флота, но ещё двадцать лет использовался в качестве блокшива, пока не был наконец разобран.

Источники: С. Балакин "Триумфаторы Цусимы. Броненосцы японского флота", К. Малль "Гражданская война в США", материалы сайтов Vikipedia и Ibiblio.org

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. Делитесь нашими публикациями в соцсетях - это поможет развитию канала! И до новых встреч на "Историческом броневичке"