В Российском массовом сознании существует устойчивый миф о потенциально могучей российской экономике, способной к невероятным рывкам и прорывам. Дескать, сейчас у нас временные трудности, но когда-нибудь, да прям в ближайшее время, все изменится, и мы всем покажем. В любом случае, Россия игрок высшей лиги, догоняет Евросоюз, США, ну теперь еще и Китай, а где-то по миру разбросаны страны-аутсайдеры из третьего мира. Между тем, если взять, например, такую экзотическую страну как Фиджи, затерянную где-то у черта в океане, и посмотреть на ее уровень экономического развития, то увидим, что он и сейчас не слишком отличается от российского, а при некоторых обстоятельствах мог быть гораздо выше. В середине двадцатого века Фиджи развивалось быстрыми темпами, на уровне Сингапура, да и общий уровень развития был вполне сингапурский. Потом начались временные трудности…
Почему я заговорил о Фиджи? Как-то в одной гостинице за завтраком я случайно познакомился с пожилым австралийцем Риком, и речь зашла о странах третьего мира и о фиджийской экономике. Просто Рик родился и вырос на Фиджи, его отец стоял у истоков создания местного телевидения и принимал участие в разработке местной конституции, т.е. входил в довольно высокие слои. Рик сейчас инженер предпенсионного возраста, и по рабочим делам каждый год приезжал на Фиджи с инспекциями для оценки технического состояния инфраструктуры: мостов, дорог, систем водоснабжения и пр. По крайней мере так было в доковидные времена. Вот что он рассказал: в середине двадцатого века, при англичанах, качество строительства всего было очень высоким. Вся инфраструктура, созданная тогда, до сих работает без особенного вмешательства и реконструкции. Он также говорил о хорошем состоянии экономики тех лет. Все на Фиджи началось меняться в восьмидесятые годы.
В 1970 г. Фиджи получили независимость. В 1986 г. произошел первый военный переворот. В начале двадцатого века англичане нанимали для работы на плантациях гастарбайтеров –индийцев, многие из которых переезжали на острова окончательно. К восьмидесятым индийцы составляли на островах уже большинство. Тем более что в силу менталитета, исторического бэкграунда и пр. они оказались более экономически и политически активными, чем коренные фиджийцы. Индийцы составляли преобладающую часть среди разного рода элитных групп: в бизнесе, политике и т.д., что, естественно, не нравилось исконным островитянам.
В результате серии военных переворотов коренные фиджийцы провозгласили себя привилегированной в политическом отношении группой. Вследствие этого многие индийцы эмигрировали, и коренные фиджийцы составляют сейчас большинство населения. Но одновременно экономика впала в стагнацию и практически не развивается. С одной стороны, Фиджи одна из наиболее развитых стран Океании. С другой стороны, когда-то она соревновалось с Сингапуром, но где теперь Сингапур и где Фиджи?
30 лет застоя и никакого развития. Рик говорит, что запас прочности был большой, но уже близок к пределу. Скоро все начнет сыпаться.
У Фиджи все в порядке с ресурсами: хорошие природные условия, плодородные почвы, есть полезные ископаемые, можно ловить рыбу или просто торговать рыбными квотами. В доковидные годы транснациональные гостиничные сети активно входили на острова и строили курорты.
Но на Фиджи большая коррупция, и народу страны от ее ресурсов ничего не достается. Даже в столице никакого экономического шевеления. 30 потерянных лет и неясные перспективы.
Да, еще одно интересное наблюдение от Рика. Большинство фиджийцев живет в частных домах или в небольших апартаментах, на 3-6 квартир. Все более-менее приличные дома содержат круглосуточную охрану. Охрана ничего особенного не делает, так, ходит, маячит. Но без охраны велика вероятность, что дом обворуют. Т.е. сотни мужчин, да и женщин тоже, ничего не производят, а только бродят круглосуточно вокруг домов. А самая массовая профессия в городах – это водитель такси.