Между ними – почти восемь столетий. Они были разными. Однако на главном этапе женской судьбы их истории удивительно схожи. Ни Евдокия Стрешнева, ни Феодора, названная позже святой, не были «фаворитками» царских смотрин. Войти во дворец им помог случай – впрочем, обе девушки назвали бы его чудом.
Средневековый конкурс красоты
831 год.
Юная Феодора беспокойно вертела головой: Жемчужный Триклиний, роскошная палата императорского дворца в Константинополе, поражал и подавлял одновременно; а впереди ждало главное испытание. Двадцатилетний император Феофил, владыка Византии, выбирает себе невесту среди первых красавиц империи. Подобно Парису, он вручит победительнице золотое яблоко. Ах, они, конечно, не богини - зато те спорили на интерес, а эти состязаются за императорскую корону. Икасия очень красива, точно богиня. И знатного рода. Куда до нее Феодоре, дочери военачальника из Пафлагонии, тоже, кстати, не худородной, но все же…
1626 год.
Боярышне Волконской не терпелось предстать пред царские очи; завтра смотрины, а пока она томится в тереме при дворце, куда ее поселили вместе с 60-ю другими претендентками. Рядом тихо всхлипывает наперстница, бедная родственница Евдокия – опять обиделась на злые слова; подумаешь, нежная какая. Ну, хоть не жалуется, не огрызается. Хочется обсудить с ней царя Михаила: 30 лет ему, вдовец, жена почему-то умерла после свадьбы. Да ладно, нынче все по-другому пойдет. Надо Дуньке сказать, чтоб платье несла – посмотреть еще раз на наряд охота, все ль на месте, не подшить ли чего.
… Так и знала Феодора: едва увидел император Икасию, сразу притянула его к себе ее красота. Точно завороженный подошел к девице, сказал не к месту – «чрез женщину зло излилось на землю». Что ответит избранница? Покорно опустит очи, кивнет, согласится… Так бы сделала сама Феодора. А Икасия, смелая какая, вздумала возражать; тихо так говорит Феофилу: «но чрез женщину бьют источники лучшего». Знает себе цену. Своенравная будет царица.
… Михаил с матерью, инокиней Марфой, пошли в гостевой терем, чтоб перед смотринами оглядеть красавиц. Марфа волновалась – одна ее интрига со сватовством уже закончилась печально: выбрал Михаил против воли матери девицу Хлопову, пришлось ее оклеветать, а после долго царя от нее отваживать. Не пойдет больше инокиня на подобное, и так согрешила крепко. Пусть Миша выбирает, кого хочет, на все воля божья.
… Не понравилось Феофилу, что Икасия ему возражает. Он ищет в женщине покорность, ум да смелость в суждениях ей ни к чему. Кто там следующий? Следующей оказалась Феодора из Пафлагонии. Тоже красотка хоть куда. Не веря своему счастью, приняла из рук василевса золотое яблоко.
… Инокиня Марфа негодовала. Снова Михаил учудил – приглянулась ему не боярышня знатных кровей, а прислужница Волконских Евдокия. Она, конечно, дворянка, но рода худого совсем. А Миша уперся, ничего слышать не хочет, говорит, обижают ее, познала она бедность и горе и тем мила ему еще больше. Сострадание это, а не любовь. Но Марфа обещала больше не вмешиваться.
Так еще до официальных смотрин государь Михаил Романов выбрал себе жену. Позже Евдокию Стрешневу назовут «русской Золушкой».
Чем сказка закончилась
Здоровая красивая жена – залог процветания рода. Благородная внешность, как пурпурная мантия, внушает уважение и трепет.
Феодора родила Феофилу семерых, но только двоих мальчиков, один из которых умер. Наследовал престол их сын Михаил, прозванный позже Пьяницей. Муж Феодоры, фанатичный иконоборец, подозревал супругу в том, что та почитает иконы, но Феодора удачно лгала. Едва избежала его расправы, жила как на вулкане. Впрочем, правил Феофил недолго, умер молодым. Феодора в ранге регентши при малолетнем Михаиле поправила финансовые дела империи, вернула почитание икон. Закончились казни, истребление образов и фресок, в том числе произведений искусства. Скрепя сердце передала Феодора империю беспутному сыну Михаилу. Тот велел постричь мать в монахини. Она умерла в 52 года.
А отвергнутая царем Икасия основала в Константинополе женский монастырь, вдобавок прославилась как поэтесса и композитор. Канонизирована, как и Феодора.
Евдокия Стрешнева, в замужестве Романова, единолично править империей и не помышляла; роль матери для нее стала главной. 10 детей – но к сожалению, только трое мальчиков; двое умирают в детстве. Третий, Алексей, становится царем. Едва спасли династию. Евдокия обожала наряды, потехи, вкусную еду. Разводила при дворе кумовство. Любила раздавать милостыню. Скончалась в 40 лет, через несколько месяцев после смерти супруга.
Вряд ли Феодору и Евдокию назовешь счастливыми. Но относительное благополучие обе, по-моему, заслужили.
Автор - Марина Туманова