Найти тему
Задача выжить

Полный провал? Корветы проекта 20380 уже хотят серьёзно модернизировать.

Появилась интересная информация, согласно которой самые массовые корветы ВМФ России решили довольно серьёзно переделать, по сравнению с оригиналом. С чем связано такое решение и не является ли это косвенным подтверждением неудач проекта?

Источник: ПАО "АСЗ". На фото "Громкий" - второй корвет проекта, построенный для ТОФ. Корабль уже отметился в самых масштабных учениях флота, прошедших в мае возле крупнейшей базы ВМС США - тогда навстречу нашей КУГ экстренно отправили несколько эсминцев типа "Арли Бёрк".
Источник: ПАО "АСЗ". На фото "Громкий" - второй корвет проекта, построенный для ТОФ. Корабль уже отметился в самых масштабных учениях флота, прошедших в мае возле крупнейшей базы ВМС США - тогда навстречу нашей КУГ экстренно отправили несколько эсминцев типа "Арли Бёрк".

Являясь самыми массовыми на флоте, корветы проекта 20380 безусловно столкнулись с порцией критики – местами конструктивной, а где-то безосновательной. Основная претензия сводилась к крайне слабому комплексу ПВО, якобы неудачному РЛК и ненадёжным двигателям корабля, которые будто бы часто ломаются, но начнём по порядку. Есть у нас такой корвет с именем «Стерегущий» - это головной корабль проекта и, по сути, большинство претензий сводились именно к нему. В качестве элемента ПВО там стоит Кортик-М, что нехарактерно для проекта 20380, но связано это с недоработкой «Редута» на момент строительства «Стерегущего», а это, напомним, 2008 год сдачи – ни о какой нормальной работе «Редута» речи идти не могло. Все последующие корветы идут уже с нормальным ЗРК и проблем в этой сфере не имеют. Что касается радиолокационного комплекса, то основу на корветах первых серий составляет РЛС общего обнаружения Фуркэ-2 и РЛС целеуказания Монумент-А, и именно к последней были основные претензии.

Источник: Минобороны России. На фото тот самый "Стерегущий" с ослабленной ПВО. На месте привычного "Редута" стоит "Кортик", к которому большинство претензий. Однако именно этот корвет является значимым для ВМФ, так как именно с него началось постепенное восстановление флота.
Источник: Минобороны России. На фото тот самый "Стерегущий" с ослабленной ПВО. На месте привычного "Редута" стоит "Кортик", к которому большинство претензий. Однако именно этот корвет является значимым для ВМФ, так как именно с него началось постепенное восстановление флота.

Дело в дистанции её работы – в идеальных условиях РЛС могла давать ЦУ на 90 километров, что для ракетного вооружения корабля крайне недостаточно, при стрельбе того же Урана на 280. С такой критикой нельзя не согласиться, ведь против серьёзного противника такие характеристики явно недостаточны. С другой стороны, это объясняется тем, что корветы проекта 20380 не должны уходить далеко от берегов и действуют в зоне тотального превосходства различных береговых РЛС и морской авиации. А для несложных целей и повседневных задач нам вполне хватит и Монумента, но об этом чуть позже. Идём дальше и сразу переходим к двигателям. Первое, что бросается в глаза – это наличие российских
ГЭУ ДДА-12000, что нехарактерно для тех времён, когда даже на МРК ставились немецкие и китайские аналоги, но не наши. Кризис двигателестроения конкретно разгулялся после тяжёлых 90-х, но на 20380 всё же решили рискнуть – известно о нескольких поломках ГЭУ головного корабля, но вот все последующие довольно успешно ходят в море и никаких особых нареканий нет. Хорошее тому подтверждение недавний переход «Гремящего» на Тихоокеанский флот, во время которого он прошёл чуть ли не пол мира в составе КУГ и справился с задачей успешно.

Источник: forums.wrk.ru, автор - Alex71. На фото две версии корвета проекта 20380, кругом выделены основные отличия, помимо мелких косметических.
Источник: forums.wrk.ru, автор - Alex71. На фото две версии корвета проекта 20380, кругом выделены основные отличия, помимо мелких косметических.

Ну а теперь к модернизации. Всего существует 3 версии корвета – головной «Стерегущий» с ослабленным вооружением, классический и всем знакомый 20380, а также модернизированный вариант по типу «Героя Российской Федерации Алдара Цыденжапова». Последний отличается наличием изменённой надстройки и нового РЛК, а в остальном он всё тот же 20380, без изменений по вооружению и ПВО. Только вот новый РЛК у него в разы мощнее – имя ему Заслон. Видит он теперь не на 90, а на все 300 километров, что для такого корабля колоссальный результат, позволяющий работать на максимальную дистанцию имеющимся ракетным вооружением без каких-либо ограничений. Про летательные аппараты тоже не забыли – самую сложную цель, выполненную по технологии Стелс он увидит за 75 километров, чего вполне достаточно для реакции. Работа РЛК в активном режиме ведётся в сантиметровом и дециметровом диапазонах, что и обеспечивает прекрасную «видимость» самых скрытных и дальних целей. Помимо вышеперечисленного РЛС способна к активному радиоэлектронному подавлению, занимается разведкой и так далее – очень многофункциональный комплекс.

Источник: Реклама ЗАО «Заслон» на МВМС-2015, bastion-karpenko.ru. На схеме представлен РЛК "Заслон" и его элементы.
Источник: Реклама ЗАО «Заслон» на МВМС-2015, bastion-karpenko.ru. На схеме представлен РЛК "Заслон" и его элементы.

Но теперь самое интересное – непосредственно модернизация. Стало известно, что её пройдут все корветы классического проекта 20380 в ходе планового ремонта, который обычно длится пару месяцев. За это время корабли пройдут обслуживание ГЭУ и других систем, а также получат новую надстройку и РЛК, а потом на испытания и в строй. Но самое главное, что до этого уровня будет улучшен первый корвет проекта – «Стерегущий». В ходе модернизации, помимо обновлённого РЛК, корвет получит долгожданный «Редут», что снимет с него клеймо самого слабого корвета серии, правда над ним придётся работать уже не пару месяцев, а чуть дольше, ввиду большего количества работ, однако это того стоит. По поводу числа кораблей – сейчас на флоте в классическом варианте имеется 6 единиц, а все остальные либо уже модернизированы («Алдар Цыденжапов» и «Резкий»), либо построены/строятся по проекту 20385.

Источник: bastion-karpenko.ru. На фото один из 4-х АФАР-модулей "Заслона". Помимо этого, на корабле останется РЛС общего обзора Фуркэ, являющуюся ничем иным, как корабельной и немного улучшенной версией станцией от "Панциря-С".
Источник: bastion-karpenko.ru. На фото один из 4-х АФАР-модулей "Заслона". Помимо этого, на корабле останется РЛС общего обзора Фуркэ, являющуюся ничем иным, как корабельной и немного улучшенной версией станцией от "Панциря-С".

Вся эта затея связана, в первую очередь, с желанием ВМФ начать действовать подальше от родных берегов, чтобы корабли чувствовали себя более уверенно и, как показала практика, наши корветы вполне способны решать сложные задачи на серьёзном удалении, где основной фокус сейчас приходится на Средиземное море, а в перспективе Африка. Стоит также отметить, что вскоре проект 20380 появится и на Чёрном море – это «Ретивый» и «Строгий», передача которых должна состояться уже в 2022 году, что косвенно подтверждает теорию.

Дорогой Друг, пожалуйста, поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись - нас больше 23 000. Спасибо каждому!