Найти тему
Юрий Енцов

Талибы* и спорт - нет ничего общего

Вообще исламская религия Афганистана — это очень интересная тема. Эта страна находилась на периферии с одной стороны зороастрийского, с другой стороны буддийского влияния и частично индуистских культов. Все смешивалось в одно целое.

Мы об этом очень мало знаем. Государства не было, у пуштунов долгое время не существовало письменности. Язык пушту — беден на литературу. Только талибы продвигают пушту в качестве главного языка, на протяжении тысячелетней афганской истории только один язык был письменным — литературный фарси.

Династия Дуррани, первой поднявшая Афганистан как игрока на Среднем Востоке в ХYIII веке, была персоязычной. Пуштуны являлись людьми второго сорта. И вот теперь пушту начинает вытеснять дари — афганский вариант персидского языка. Прежде общество было неразвитым, без литературной традиции, без жестких государственных институтов, но — с родоплеменной демократией и достаточной эмансипацией женщин.

«СП»: — Говорят, что есть виды спорта, которые поощряются Кораном: бег, конный и верблюжий спорт, плавание, стрельба из лука?

— Есть. А есть те, что не поощряются. Например, фигурное катание. Так же не поощряется борьба. Хотя и в Турции и в Персии и в Афганистане издавна были очень популярны мастера боевых искусств, пахлаваны — знаменитые борцы, которые выступали за деньги на рынках. Они могли сразиться с любым желающим. В Иране в свое время это попало под запрет. И вот только сейчас традиция постепенно возвращается.

Борьба, по мнению богословов, вызывает нездоровый азарт — ненависть к единоверцу. В светском Египте во времена египетского социализма Насера так же обсуждался вопрос об участии египтян, и в частности женщин, в спортивных соревнованиях. Тогда вопрос был решен положительно. Однако с 80-х годов и там возобладал консерватизм. Египтяне лишились этой возможности, хотя из всех мусульманских стран — эта самая модернизированная, продвинутая, не считая Туниса.

«СП»: — Может быть, и в Афганистане традиции, в том числе спортивные — прорастут сквозь чуждые запреты?

— Это будет происходить медленно. Афганистан сохраняет консервативные традиции. Они блокируют любую попытку модернизации. Для того чтобы выбить из под талибов социальную базу, нужно менять уклад жизни, тогда измениться менталитет. А уклад — не измениться — нет экономических предпосылок.

Все навязываемое сверху сметается. В первой четверти ХХ века там был реформатор Аманула Эмир, он дал рывок Афганистану. Свергли! Второй рывок произошел при короле Захир Шахе в середине прошлого века. Свергли! Еще один рывок — произошел благодаря СССР — все заканчивалось крахом. А все потому, что остается ортодоксальная база.

Можно использовать такую метафору: Афганистан похож на табуретку. Ее можно сломать и тут же легко собрать заново. Получится такая же табуретка. А вот, например, Иран — ушел далеко вперед, это уже не табуретка, а хорошая, красивая мебель со вставками и украшениями. Если сломать, то собрать заново будет трудно…

Впрочем, мы можем увидеть афганских спортсменок выступающих за команды беженцев. Уехали из страны многие, и они вскоре могут получить разрешение на выступление в соревнованиях Международного олимпийского комитета. Но местным талибам от этого — ни жарко, ни холодно, они ведь телевизора не смотрят, и болеть не собираются. По крайней мере, открыто.

* Движение «Талибан», талибы — решением Верховного Суда РФ признано экстремистской и/или террористической организацией, ее деятельность на территории РФ запрещена.

Источник

Подписаться