Начало
Глупости в «Пяти законах о человеческой глупости» Карло Чиполла. Часть 1/3
Глупости в «Пяти законах о человеческой глупости» Карло Чиполла. Часть 2/3
Подведем итоги
Один из выводов, который я сделал после прочтения данного бестселлера, что он оказался на удивление глупым и беспомощным на практике. Но зато хорошо задевает самолюбие читателя — приятно судить о дураках вокруг. Сразу чувствуешь себя как минимум выше, а значит и умнее... Но так ли это?
Опасное заблуждение, которое позволяет успокоиться и не развиваться. Очень выгодно себя сравнивать с худшими, тем более, они всегда найдутся по соседству.
Общие замечания
1. Полезно смотреть первоисточник. Перевод сокращенного варианта не дает того представления, который был заложен Автором. И «дырки», наспех и неумело заштопанные бытовыми рассуждениями не видны так явно.
2. Доверие к авторитетам не оправдывает себя. Не спасает, что писал не истаблогер, а ученый в аналоговую эпоху. И вступление, написанное другим авторитетом с мировыми именем — Насимом Талебом — не сделало работу лучше. При первой же проверке все рассыпается.
Что положительное есть в работе
1. Структурирование проблемы глупых людей как социального явления, полезно. Это, конечно, не законы, но первый шаг, гипотеза в сторону решения. Обоснованное обозначение проблемы — начало пути решения.
2. Критика теории равноправия. Это приятно думать, позволяет требовать, но на практике очень плохо работает. Одинаковые «общечеловеческие права» (актуальный список нужно сверить с текущими конъюнктурными трендами) не равно равенство в результатах. Как бы этого не хотелось.
3. Критика демократического устройства власти. Но Герман Оберт сделал это гораздо обоснованнее через описание механизма выборов худших во власть.
Отрицательные моменты в законах
1. Закон глупости — это хорошо звучит, привлекает внимания. Но не обосновано. Многочисленные «дыры» показывают, что это на этапе гипотезы находится.
2. Тиражирование известного мифа про врожденные интеллектуальные способности с фактическим отрицанием влияния социальной среды. Только с обратным знаком — обычно говорят, что гением надо родиться, а у Чиполла — дураком. Это никак не зависит от самого человека, а так распорядилась природа (Бог, гены и т.д.). Миф очень распространен уже много веков.
3. Категоричность в оценке без ограничений вместо допущения, что в одних обстоятельствах человек имеет выдающиеся результаты и получает Нобелевскую премию. А в других глупее обычного обывателя. То есть, допущена фундаментальная ошибка — оценка личности по отдельным действиям, а не анализ разных действий человека в зависимости от меняющихся обстоятельствах. Но это кратно усложнило бы модель.
4. Крайне упрощенная модель — взаимодействие описано между двумя объектами. Затем, через неоправданное обобщение, натягивается на всех людей. Не учтены разные групповые эффекты.
5. Попытка дать ОДНО объяснение сложному социальному явлению — «объяснения нет — или, лучше сказать, есть только одно объяснение: этот человек глуп» [1].
6. Опора на бытовое мышление вместо научного. Эмоциональная оценка, личный опыт без фиксации статистических данных, проверка гипотеза другими и т.д. И обращается Чиполла к такому же бытовому опыту читателя — везде есть люди, недовольные властью и чиновниками. И с глупыми людьми тоже каждый сталкивался не раз.
7. Противоречие самому себе. Глупые иррациональны и поэтому их действия не предугадать и нет возможности помешать. Но в то же время упоминаются «успешные общества», в которых некая фракция умных сдерживает дураков от глобальных разрушений. И одновременно Чиполла утверждает, что глупые люди выбирают других глупых, которые получают больше возможностей наносить вред всему обществу.
В конце предлагается схема для диагностики, чтобы понять характер взаимодействия с каким-то человеком и выработать стратегию поведения. Но если это глупец, то он не управляем. Если все-таки управляем, то Чиполла не говорит как это делать.
-------------
Итоги итогов — есть описание проблемы, есть критерии оценки глупца с преобладанием негативного результата его действий. Но дана широкая экстраполяция на все человечества, не указаны ограничения действий «законов» и не указаны направления для решений.
+ Ваши дополнительные возможности:
1) Уже 16 900 подписчиков в наиболее #интеллектуальный русскоязычный видеоканал, где можно в комфортной – а не как на ТV ток-шоу – атмосфере обсуждать сложные проблемы.
Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом
2) Начат приём вопросов от всех желающих по более 400-м направлениям творческой деятельности — вот верхний уровень их Оглавления: https://vikent.ru/map_000/
Ответы на Ваши вопросы будут даны вечером в 19:59 (мск) на онлайн-консультации в третье воскресенье октября, а именно:
24 октября 2021 года.
Ваши вопросы принимаются НЕ позже 11:59 (мск) 18 октября 2021 года: https://vikent.ru/w0/
Дополнительные материалы:
Отличие бытовое и научного мышления https://vikent.ru/faq/11/
Концепция «ограниченной рациональности» по Герберту Саймону: https://vikent.ru/enc/1071/
Подборка из 31 материала по теме «Проверка научных гипотез»: https://vikent.ru/enc-list/category/226/
Подборка по теме «Мифы о творчестве»: https://vikent.ru/miths/
Видео: 65 САМОобманов ЛИЧНОСТИ
Видео: ТАБЛИЦА А.А. МОРОЗОВА ОЦЕНКИ РЕШЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ — видео, 20 мин
Источники
1. The basic laws of human stupidity by Carlo M. Cipolla. With a foreword by Nassim Nicholas Taleb. «A classic» Simon Kuper, Financial Times
2. Чиполла Карло: https://vikent.ru/author/2528/
3. Пять законов глупости по Карло Чиполла: https://vikent.ru/enc/7003/
4. THE BASIC LAWS OF HUMAN STUPIDITY by Carlo M. Cipolla. illustrations by James Donnelly https://web.archive.org/web/20130216132858/http://www.cantrip.org/stupidity.html
#глупость #законы_глупости #глупые_люди #ошибки #заблуждение