У нас часто ссылаются на европейский опыт, так что стоит разобраться заранее.
Многие страны сейчас работают над улучшением экологической обстановки в городах (особенно в столицах). Почти всегда это связано с ограничением на передвижение транспортных средств и какой-никакой оплатой за это. В России тоже вводят разнообразные ограничения, некоторые пока находятся в стадии разработки, так что лучше заранее изучить зарубежный опыт, чтобы хотя бы понимать, что нас может ожидать. По традиции, мы в Top Gear берем пример Лондона, так как оттуда мы узнаем все из первых рук.
Итак, зона ULEZ, или Ultra-Low Emission Zone. Что в переводе значит Зона Максимально Низких Выбросов (сокращенно ЗМНВ, но это не звучит, так что у нас должны придумать что-то более приятное уху).
Что такое ULEZ?
Это зона со сверхнизкими выбросами, область в Лондоне, в которой требуется, чтобы вы: а) держали машину, загрязняющую окружающую среду, за ее пределами, б) ездили в ней на самых чистых автомобилях или в) платили 12,50 фунтов стерлингов (это около 1300 рублей по курсу). Зоны с низким уровнем выбросов того или иного типа либо уже действуют, либо вступают в силу в Бирмингеме, Оксфорде и Бате, а также в сотнях городов по всей Европе, но мы будем придерживаться лондонской зоны, учитывая, что она расширяется.
Если вам интересно, эти 12,50 фунтов стерлингов идут в бюджет Transport for London (лондонский Мосгортранс), который тратит их на общественный транспорт... в Лондоне. Во всяком случае, об этом они заявляют.
Если вы водите грузовик, который нарушает правила, вам грозит штраф в 100 фунтов стерлингов (почти 10 000 рублей по курсу). Но тогда вам придется стать водителем грузовика. А в Британии желающих в последнее время, кажется, совсем нет.
Что из себя представляет нынешняя зона ULEZ?
Лондонская зона ULEZ существует с 2019 года и находится в тех же границах, что и зона платных въездов в центр Лондона, то есть в основном от вокзала Кингс-Кросс на севере до моста Воксхолл на юге и от Гайд-парка на западе до Тауэрского моста на востоке. На схеме ниже это маленькая зона по центру (см.примечания на схеме).
Но с 25 октября 2021 года зона сверхнизких выбросов значительно расширится, охватывая все, что находится в пределах Северной и Южной кольцевых дорог (буквально ТТК в Москве). Это означает, что Шордич, Камден, Гринвич и даже места, которые обычно не забиты туристами, будут входить в расширенную зону ULEZ.
В какое время действует зона ULEZ?
В отличие от платы за въезд в центр Лондона, это не то, от чего можно избавиться, планируя поездку в ранние утренние часы. ULEZ — это дело круглосуточное и круглогодичное. Однако есть день, когда платить не надо - Рождество.
Каким автомобилям запрещено заезжать в зону ULEZ?
На самом деле не очень многим, если судить по тому, что мы видим сейчас на улицах Лондона. Официальные данные говорят о том, что четыре из пяти автомобилей в Лондоне уже соответствуют нормам выбросов.
Подавляющему большинству автомобилей в Лондоне меньше 15 лет, что удобно, учитывая, что любой бензиновый автомобиль, выпущенный с 2006 года, практически гарантированно соответствует стандарту Euro 4 и, следовательно, не попадает под запрет зоны ULEZ.
Если вы по-прежнему водите дизельный автомобиль, жизнь станет немного тяжелее - вам понадобится автомобиль, соответствующий нормам выбросов Евро-6, чтобы избежать платы в размере 12,50 фунтов стерлингов. Стандарт Евро-6 вступил в силу в 2014 году, поэтому все, что было произведено до этого года с дизельным двигателем, выдает в атмосферу слишком много твердых частиц и вредных оксидов азота, чтобы получить положительную оценку. Но опять же, это дизельное топливо, худшее из всех видов топлива. Ну, кроме мазута, который используют круизные лайнеры несмотря на то, что, по сути, это гудрон. Но мы отвлеклись.
Если вы мотоциклист, то вообще никаких проблем - конечно, за исключением смертельной опасности, которая вас поджидает во время обычной поездке по Лондону. Ваш байк просто должен соответствовать правилам Euro 3, учитывая небольшое количество топлива, которое вы используете - и тот факт, что правила выбросов для мотоциклов всегда идут на шаг позади автомобилей - поэтому любой новый мотоцикл, проданный в Великобритании после 2006 года, почти гарантированно будет соответствовать требованиям. OK.
Соответствует ли моя машина правилам ULEZ?
Ну, это зависит от обстоятельств - если вы водите оригинальный маслкар семидесятых, то нет. Если вы водите современный бензиновый автомобиль, то да.
Есть гибрид любого вида? Что ж, даже 20-летний Prius одобрен ULEZ, так что ваш гибрид почти наверняка будет в безопасности. Если вы водите электромобиль, у вас все в порядке, но за рулем старого дизеля вы почти наверняка попадете на крючок. У вас есть винтажный мотоцикл BSA, Vincent или Matchless? Это прекрасно. Но вы все равно будете платить за поездку на нем в пределах ULEZ. Никакого уважения к старине.
Если у вас есть какие-либо сомнения, у Transport for London есть удобный инструмент, с помощью которого вы можете проверить, просто указав номер автомобиля.
Есть ли исключения, если жить в зоне ULEZ?
Есть несколько вариантов освобождения от оплаты за ULEZ, но они регулярно меняются, поэтому стоит постоянно проверять.
Например, лондонские такси освобождены от уплаты сборов, но у них есть отдельные правила, которые требуют вывода из эксплуатации и замену автомобилей до достижения ими 15-летнего возраста. Эти временные рамки могут быть сокращены до 12 лет, и любое зарегистрированное в последнее время такси должно иметь нулевой уровень выбросов.
Транспортные средства для людей с ограниченными возможностями освобождены от уплаты налога, но только в течение льготного периода до 26 октября 2025 года, чтобы дать владельцам возможность обновить автомобили. Если вы являетесь пациентом учреждений Государственной службы здравоохранения и слишком больны или недееспособны, чтобы пользоваться общественным транспортом, вы можете подать заявление на получение скидки на любые поездки к месту лечения и обратно.
К счастью, вы можете подать заявление на освобождение от налога на любой автомобиль старше 40 лет, который используется в частном порядке, поэтому любой, кто продает буррито за 10 фунтов стерлингов из старого фургона Citroen H, все равно должен заплатить.
Очень важно, что, если вы живете в Зоне сверхнизких выбросов, вы не будете освобождены от уплаты сбора с 25 октября 2021 года. Было исключение для старой, меньшей зоны ULEZ, но это больше не применяется в пределах новой, более крупной зоны ULEZ.
Каким должен быть автомобиль, чтобы соответствовать требованиям ULEZ?
Естественно, соответствующим требованиям ULEZ. По сути: «Мотоциклы Евро-3 и бензиновые автомобили Евро-4, дизели Евро-6, и что-то вроде старых автомобилей, механизмов и так далее».
Могу ли я переделать свой автомобиль под требования ULEZ?
Ну да, но это действительно вопрос того, с чего вы начинаете, сколько вы готовы потратить и как далеко вы готовы зайти.
Если вы сделаете электрический рестомод, это определенно сработает. Если вам действительно нравится автомобиль, который у вас есть, и вы не можете себе представить, что откажетесь от него, установка электрической трансмиссии убережет его от любых поражений в правах - даже предстоящие правила Евро-7 не будут содержать пунктов об автомобилях с нулевым уровнем выбросов. И да, это та часть, где у вас должен разгореться пожар по поводу того вреда, который наносится окружающей среде при создании электромобилей. Чувствуете себя лучше? Превосходно. Давайте двигаться дальше.
В случае неудачи с чем-то настолько серьезным, вы можете обратиться к чуть менее радикальному варианту замены двигателя. Мы видели все, от Defender с заменой двигателя на Ford Ecoboost до Toyota MR2 с пятицилиндровым турбоеграгатом Audi, так что это вполне возможно. Практичность? Что ж, мы сайт не про это.
Очевидно, что любое преобразование потребует инженерных работ, тестирования MOT и подачи заявления на освобождение от пошлин, которое доказывает, что вы привели все в соответствие правилам. Итак, если вы не прикипели к своей машине, вы можете просто подумать о ее замене. Или принять метод дзен-буддизма и избавиться от нее, не покупая ничего другого. Лондон - особенно удобное место для передвижения без машины, благодаря метро, поездам, трамваям, автобусам, велосипедным дорожкам и т.д. Хотя, откровенно говоря, в этом плане Лондону до Москвы еще далеко.
Что касается того, что вам нужно попробовать, чтобы добиться соответствия ULEZ ... ну, иногда можно. В некоторых случаях вы можете модернизировать дизели стандарта Евро 5 с помощью селективного каталитического восстановления и аммиака, необходимого, чтобы сделать их совместимыми с Евро 6 (и, следовательно, ULEZ), но сколько это стоит для вас - совсем другой вопрос. Что касается бензина, не соответствующего стандарту Евро-4, возможно, пора его списать - либо за пределы центра города, либо полностью.
Что я могу сделать со своей старой машиной, если она не соответствует требованиям ULEZ?
Что ж, есть очевидное: просто платите 12,50 фунтов стерлингов каждый раз, когда вам нужно куда-то ехать обязательно на своем автомобиле. По нескольким причинам подумайте о том, чтобы ездить в Лондоне реже - вы сэкономите деньги, которые можно было бы потратить на полные две пинты пива в пабе Soho. К тому же, и в этом суть схемы ULEZ, вы не будете так сильно загрязнять воздух в Лондоне.
Далее все становится немного более экстремальным. Что-то вроде экстрима «до свидания, старушка».
Внедорожник мог бы получить новую жизнь в сельской местности или на гонках на выживание. Если вы живете в Лондоне и получаете пособие, вы можете получить от 1000 до 2000 фунтов стерлингов за свой мотоцикл или автомобиль, не отвечающий требованиям ULEZ, по схеме утилизации, но убедитесь, что ваши колеса не принесут счастья кому-то другому, прежде чем отправлять их на свалку. Да, даже если это из British Leyland.
Другой вариант - оставить свою старую машину, не загоняя ее в зону сверхнизких выбросов, и подобрать что-нибудь, что соответствует требованиям ULEZ для повседневных поездок. Те 20-летние Prius, о которых мы говорили ранее, доступны за тысячу или две фунтов, а покупка подержанных означает, что вы избегаете экологических (и, ну, знаете, обычных) затрат на покупку нового.
С другой стороны, есть гранты на экологически чистые автомобили, но экономия 2500 фунтов стерлингов будет не больше, чем небольшой подсластитель при покупке электромобиля за 60 000 фунтов стерлингов.
Или, если вы думаете, что можете полностью обойтись без машины, почему бы не оставить ее на выходные?
Есть еще что-то, на что стоит обратить внимание?
Одна вещь, о которой легко забыть, заключается в том, что обычная Зона с низким уровнем выбросов по-прежнему применяется практически для всего Большого Лондона, и что за въезд взимается плата в размере 100 фунтов стерлингов (почти 10 000 рублей), если вы находитесь в транспортном средстве, которое не проходит по ее (по общему признанию, менее строгие) стандарты. Как правило, это грузовики и фургоны, но несколько моделей пикапов и других транспортных средств коммерческого типа также не проходят проверку.
Итак, если вы находитесь на ферме в своем 20-летнем Hilux и, скажем, испытываете настоятельное желание ехать прямо на Карнаби-стрит на обед, вы заплатите 100 фунтов стерлингов, чтобы попасть в Большой Лондон, или 12,50 фунтов стерлингов за проезд в пределах ULEZ и еще 15 фунтов стерлингов (почти 1 500 рублей) в качестве платы за сам факт проезда в центр. А это на наши деньги почти 13 000 рублей за поездку в центр на вашем, например, старом 124-м Мерсе. Про Жигули и говорить нечего.
И послушайте, это наихудший сценарий. Почти на любой другой машине дорога до центра Лондона стоит 27,50 фунтов стерлингов (это 2 700 рублей). Тем не менее, мы знаем, что Dishoom восхитителен, но, может быть, просто выберем карри, которое делают немного дальше от центра?
Что в итоге? Сейчас в Лондоне категорически невыгодно ездить на чем-то старом, дизельном или коммерческом. Либо совсем новые машины за 2700, либо электромобили бесплатно. И это не учитывая стоимость парковки в центре, которая варьируется от 400 рублей в час в центре до 80 рублей в час на окраинах с ограничением от 2 до 4 часов для нерезидентов. Москва в этом плане пока город свободы, как ни крути.