В обиходе нашей жизни существуют мысли….
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни» - А.П. Чехов «Труд облагораживает человека» или «Письмо дисциплинирует сознание»
Замечали за собой, как во время монотонной физической деятельности возникают мысли в голове? Они там кружат и рождают ответ?
Когда в жизни человека появляется трудность, она прорабатывается эффективнее, когда включена в процесс связанный с телом: ходьба, «мять в руках», рисовать, взаимодействовать с песком и мелкими деталями, воздействовать на тело с помощью простукиваний, стоять на гвоздях. Эти действия катализируют мыслительный процесс, а во время усталости помогают снять напряжение.
Обращаясь к физиологии, вспомним, нейрон является структурной единицей нервной системы и передается импульсами в определенные участки коры головного мозга. При систематических нагрузках оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. То есть через взаимодействием с телом мы влияем на внимание, восприятие, память. А если вам кажется, что физической активности нет и все сохраняется на прежнем уровне, это иллюзия. При отсутствие систематической мышечной активности происходят нежелательные изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования подкорковых образований, отвечающих за работу органов чувств (слух, равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями (дыхание, пищеварение, кровоснабжение).
Кисти рук, ступни наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На ладонях и ступнях расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Поэтому когда происходит умственная работа, предлагается походить, сделать упражнения руками. Также и в обратную сторону, когда необходимо проработать интеллектуальный тупик, предлагается без анализа погрузиться в двигательную активность или задействовать кисти рук, ступни.
Эта мысль прослеживается также в телесно-ориентированной терапии, основателем которой является Вильгельм Райх. Он отмечал, что мышечное напряжение «зажимы в виде панциря» позволяют видеть блоки в психике человека. Например на вашем лице в виде морщин и уплотнений под кожей видны часто переживаемые эмоции. Если снять «зажимы», расслабляя участки хронического напряжения, то и эмоции высвобождаются. При снятии подавленных эмоциональных проявлений исчезают зажимы в теле.
Л.С Выготский раскрывал термин интериоризации, отмечая, что любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Например, когда человек учиться писать ручкой, то сначала запоминается физический компонент действия, затем он частично переходит в память и оттуда если мы захотим написать слово закрыв глаза, то поймем смысл целиком.
Как один из вариантов подтверждения практической эффективности этой взаимосвязи, существует диссертационная работа: “Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью”. Коррекционная работа проведена на выборке детей с умственной отсталостью. Через действие ручного труда (оригами, поделки, лепка и т.д), специалистам удалось сформировать умственное качество «ориентировка в задании».
Тело и мысли в нашей голове связаны глубже, чем казалось на первый взгляд. Физическое проявление действий человека, влияет на проработку внутреннего эмоционального состояния и интеллектуальной деятельности. Оно является важной частью продуктивной деятельности человека для повышения эффективности работы мыслительного процесса, психических функций, здоровья внутренних органов.
Ежедневные физические упражнения, работа с кистями и ступнями для ускорение мыслительного процесса и «сброс» напряженной головы с помощью физической активности - лучшая профилактика вашего психологического здоровья! Желаю здравия!
Эта статья продублирована на сайте: https://www.b17.ru/evgeniya_ok/
Список литературы:
- Диссертация Алинникова Лия Владимировна “Ручной труд как средство коррекции усмтвенного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью”
- П.Я. Гальперин “К учению об интериоризации”
- https://studfile.net/preview/9146449/page:5/ - системное и локальное влияние регулярных физических упражнений на организм
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
- Нейман Л.В., Богомольских М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 2003.