Найти тему
Магия кино

Грозовые облака в аквариуме

Оглавление

В конце 70-х было сделано несколько важных и не очень открытый в области спецэффектов, все они стали причиной, по которой 80-е называют ренессансом спецэффектов – позволили снять то, что раньше не могли. Возможно, прием, о котором я расскажу ниже, не самый высокотехнологичный, но он помог кинематографистам создать несколько визуально эффектных и запоминающихся сцен в классических картинах того времени.

Cloud tank

Этот прием называется «Облака в аквариуме» (cloud tank). С одной стороны, это очень простой трюк, потому что не требует каких-то особых умений, его можно повторить дома. А с другой – на него нужно много времени и терпения. Иначе ничего не получится.

Автором приема считается трехкратный номинант на премию «Оскар» VFX супервайзер Скотт Скуайрс. На съемках фильма «Близкие контакты третьей степени» потребовалось создать виды быстро двигающихся «мистических» грозовых облаков, которые должны были пугать.

Для этого было придумано использовать съемочный аквариум со «слоеной» водой. Сначала в аквариум заливают соленую воду, Скуайрс предполагает, что это было что-то типа морской соли. Поверх этой воды кладут полиэтиленовую пленку, что-то легкое, но довольно плотное. Края пакета висят на стенках аквариума. Сверху на него наливают чистую воду.

-2
-3

Потом пленку аккуратно вытягивают, старясь не смешивать воду слишком сильно. Потом ей дают отстояться. И теперь прямо над границей между чистой и соленой водой можно впрыскивать другие жидкости. Например, краски, молоко и чернила. Эти жидкости будут распространяться в воде по горизонтали вдоль границы, потому что более плотная соленая вода не будет пропускать эту жидкость в свой слой.

-4

В эти облака можно также опускать другие объекты, например – маленькие лампочки или оптоволокно для подсветки облаков молниями или для создания других эффектов. Так делались «странные» облака для фильма «День независимости» и «Охотники за утерянным ковчегом».

Сегодня все это делают на компьютере с помощью симуляций. Это проще и быстрее. Потому что в случае с аквариумом подготовка каждого дубля (а после каждой съемки нужно выливать всю воду и начинать заливку аквариума заново) занимала минимум пол дня.

Ядерный взрыв в миниатюре, саранча и стаи комаров

Но вообще, съемка облаков и других эффектов в аквариуме – тема известная. Правда, там еще не догадались добавлять в слой воды соль.

Пожалуй, самым первым спецэффектником, снимавшим клубы облаков в аквариуме, был А. Арнольд Гиллеспи, глава спецэффектного отдела студии MGM во времена Золотого века Голливуда. В середине 40-х годов ему понадобилось снять ядерный взрыв для документально-игрового фильма «Начало или конец» (1947).

-5

Он вспомнил, как в 30-е годы они снимали фильм про Тарзана, в котором Тарзан прыгал в реку и сражался с крокодилом. Хищник, конечно же, был куклой. И когда Тарзан воткнул в него нож, из раны брызнула «кровь», создавшая в воде клубы «дыма».

Этот эффект послужил основой для разработки методов впрыскивания краски в чистую воду для создания эффекта ядерного гриба. К слову, вид в фильме получился очень убедительным. В 1952 году Гиллеспи повторил свой прием для картины «Сначала и потом» (на самом деле название фильма Above and Beyond здесь должно переводиться, как «Любой ценой»). Это история разработки и сброса на Хиросиму и Нагасаки ядерных бомб. А. Арнольд Гиллеспи повторил свой эффект, на этот раз «распылив» краску над лежащей на дне аквариума картой Хиросимы, предварительно, проделав в ней дырку, через которую и впрыскивал краску.

-6
-7
-8

В аквариумах также создавали и другие эффекты. Например, ментор Гиллеспи Джеймс Базеви создал в аквариуме тучи саранчи для фильма «Благословенная земля» (1937) – с помощью чаинок.

Такой же прием использован Клиффом Ричардсоном для сцены нападения комаров на персонажей картины «Африканская королева». Настоящие комары отказывались летать под жаркими съемочными софитами, пришлось использовать другие приемы.

#vfx #спецэффекты #cloud tank #близкие контакты третьей степени #vfxhistory