“Утром на четырех, днем на двух, вечером на трех” – помните загадку про возраст человека? Перед тем как пойти, большинство детей сначала осваивает навык ползания. Если ваш кроха не делает попыток передвигаться на четвереньках, а то и вовсе перепрыгивает этот этап и сразу становится на ноги и учится ходить, это может быть как нормальным вариантом его индивидуального развития, так и состоянием, требующим медицинской помощи. Попробуем разобраться, как их различить.
Что такое ползание на четвереньках?
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ползание на руках и коленях – это одна из моторных вех, то есть основных этапов двигательного развития ребенка. Всего таких моторных вех шесть:
1. Сидит самостоятельно.
2. Стоит с поддержкой.
3. Ползает на руках и коленях.
4. Ходит с поддержкой
5. Стоит самостоятельно.
6. Ходит самостоятельно.
Ползание для малыша – это первая возможность менять свое местоположение в пространстве, то есть быть активным участником событий. Представьте, вот кроха лежит, сидит или стоит у опоры, а вокруг него ходят взрослые. Он пока не может к ним приблизиться, а должен ждать, пока к нему подойдут, не может взять лежащую поодаль вещь, чтобы её рассмотреть. А потом малыш обнаруживает, что он больше не привязан к месту. Он может сам последовать за мамой, может добраться до нужной игрушки, догнать раньше недосягаемого кота. Какие открываются возможности! Сколько новой информации для мозга! Поэтому ползание важно не только для двигательного, но и для интеллектуального развития.
Польза ползания
- Тренируются и укрепляются все группы мышц: рук, ног, спины, шеи, живота.
- При ползании ребенок впервые начинает согласованно выполнять перекрестные движения: выдвигать правую руку и левую ногу и наоборот – левую руку и правую ногу. Это настоящая “революция” для его центральной нервной системы. В мозгу укрепляются нейронные связи, которые позже позволят так же согласованно действовать при ходьбе.
- Ребенок учится поддерживать равновесие и правильно переносить вес при движении.
- Развивается глазомер и способность ориентироваться в пространстве, выбирать путь и преодолевать препятствия.
Во сколько дети начинают ползать?
ВОЗ определяет границы нормы для развития навыка ползания куда шире, чем мы привыкли слышать на приеме у педиатров и неврологов, а также от всезнающих доброжелателей. Так, согласно её данным, ползать малыш может научиться в период от 5 до – внимание! – 13,5 месяцев. При этом ходить здоровый ребенок, опять же по данным ВОЗ, может начать до возраста в 18 месяцев. Так что, если малыш пополз только в год или в год и месяц, а пошел до полутора лет – это само по себе еще не говорит о задержке его развития.
Все ли дети ползают на четвереньках?
Некоторые дети начинают ходить, так и не научившись ползать. По данным ВОЗ это 4-5 детей из 100, или 4,3%. Такой вариант развития малыша тоже еще не свидетельствует о каком-то отклонении.
Родителей должны насторожиться, если ребенок плохо удерживает голову и
вообще не делает попыток к передвижению: не тянется за игрушкой, не старается добраться до цели перекатом, по-пластунски или как-то еще. В этом случае стоит для начала проконсультироваться хотя бы с педиатром.
Этапы ползания
Для того, чтобы начать ползать, малышу нужно освоить несколько подготовительных навыков. Первый из них – это умение уверенно удерживать голову, лежа на животе. Некоторые малыши справляются с этой задачей уже в 2 месяца, другие – к трем. Когда младенец способен, опираясь на руки, поднимать голову и поворачивать ею из стороны в сторону, приходит черед других этапов:
- Малыш начинает протягивать руки вперед, а затем подтягивать за ними тело – ползать по-пластунски. Хотя некоторые дети способны таким способом передвигаться довольно шустро, это еще не настоящее ползание, а только подготовка к нему.
- К рукам подключаются ноги. Ребенок поднимает не только переднюю часть туловища, но и становится на четвереньки. При этом его живот уже не касается пола.
- Из положения на четвереньках некоторые малыши могут начать садиться и сидеть без опоры. Другие сначала начинают ползать, а потом садиться.
- Раскачивание на четвереньках, попытки менять точку опоры. Малыш переставляет руки, пытается подключать к движению колени. На этом этапе он часто заваливается лицом вниз. Положите на пол специальный коврик или одеяло, чтобы ребенок не ударился.
- Уверенное ползание вперед с поочередной опорой на руки и колени.
- Ребенок одинаково хорошо ползает на четвереньках и вперед, и назад.
Как научить ребенка ползать?
Задача родителей – создать безопасные условия для тренировок, а также заинтересовать кроху. Сделать это несложно. Как только малыш начнет хорошо удерживать голову в положении лежа, переселяйте его на пол. Отныне все время, когда он не спит и не ест, он будет проводить тут. На постели двигаться неудобно, она пружинит и не дает отталкиваться от опоры, а еще небезопасно: младенец пока не понимает, где заканчивается кровать, и не может удержаться на краю. Также не подойдет для обучения манеж. Его территория ограничена, и ползти в нем попросту некуда.
С пола же и не упадешь, и поверхность здесь ровная, и путь открыт во все стороны. Чтобы стимулировать движение, положите перед малышом игрушку. Сначала пусть она лежит на расстоянии вытянутой руки, чтобы ребенок мог до нее дотянуться и посмотреть. Когда эта находка надоест, положите новую игрушку чуть подальше. Пусть кроха постарается до нее добраться самостоятельно.
Когда малыш начнет ползать хотя бы по-пластунски, не оставляйте его без присмотра ни на секунду и начинайте работать над безопасностью Будьте уверены, малыш будет тянуться ко всему, до чего сможет добраться, тащить в рот самые неподходящие предметы, биться о все выступающие углы. Поэтому убираем свисающие провода, запираем лекарства и бытовую химию, приобретаем заглушки на розетки, защиту на углы, стопперы на двери, блокираторы на ящики, дверцы мебели, не пользуемся скатертями.
Сами играйте с малышом на полу. Мама для ребенка привлекательнее всех игрушек, и к ней-то он точно захочет добраться. Также будет очень здорово пригласить в гости родных или друзей с уже умеющим ползать ребенком. Он станет одновременно и примером, и стимулом для движения.
Не стоит торопить ребенка: ставить его на четвереньки, показывать, как двигать руками и ногами. Он поползет, как только будет готов, как только достаточно окрепнут его мышцы, а мозг поймет, как управлять непослушным и пока неумелым телом.