Видишь штуку, похожую на римский храм, украшенную мечами, щитами и знамёнами? Это ампир. Он призван продемонстрировать мощь государства и непоколебимую преданность народа своему императору, повелителю людей, зверей, рыб, растений и небесных светил.
Отдельностоящие колонны и триумфальные ворота - это тоже ампир. Великие римляне ставили такие по случаю военных триумфов. Идею подхватили придворные архитекторы молодого, блистательного и ЧСВэшного Наполеона Бонапарта. Так возник европейский ампир.
Русские, изгнав супостата-француза с исконно православных земель, в душе остались обожателями всего французского и зафиксировали военный успех, построив в своей столице ряд зданий по последней парижской моде.
Конечно, Росси, Воронихин, Монферран, Тома-де-Томон были зодчими исключительного таланта, и русский ампир нельзя назвать копипейстом французского. У нас и своё видение, и свой размах.
Казанский собор, Исаакий, Главный Штаб с колонной, Михайловский дворец, Биржа на стрелке - прекрасные образцы русской адаптации имперского стиля.
Второе пришествие ампира на Руси случилось в эпоху Иосифа Сталина, не менее ЧСВшного, чем его коллега Буанапарте. Самые эффектные сооружения в стиле сталинского ампира, высотки, достались Москве. В Ленинграде планировали строить нечто похожее по размаху, но случилась война.
В итоге, среди ленинградских сталинок есть крепыши, но нет истинных гигантов. Весь сок сталинского ампира у нас сосредоточен вдоль Московского проспекта. Кстати, бывшего проспекта имени И. В. Сталина.
Больше архитектурных историй вы найдёте в телеграм-канале
НА ОСТРОВАХ