В последний раз я ездил в плацкартном вагоне обычного пассажирского поезда около двадцати лет назад. Для простого и не богатого студента такой вариант передвижения в конце "девяностых" и начале "нулевых" был обычным делом.
В моей памяти про плацкарт остались теперь притупленные и далекие воспоминания.
Старые раздолбанные и скрипучие вагоны с бесконечно смердящими туалетами и "дырой" на улицу, ведра с зловонным мусором, полупьяные проводники, старый советский титан, грязные и дурно пахнущие матрацы и запах угля.
А еще, всепроникающий запах табака из тамбуров и заплёванные полы. Это была особая романтика железнодорожных приключений на рубеже "лихих" девяностых.
С тех пор прошло много лет, поезда дальнего следования как вид транспорта исчез из моей жизни уступив место автомобилям и самолетам.
Летом мне после многих лет вынужденной паузы, довелось возвращаться из Петрозаводска в Москву на двухэтажном фирменном поезде "Карелия".
Я был потрясен масштабом произошедших изменений в РЖД и уровнем комфорта в новых фирменных поездах. Аккуратные новые купе, чистые туалеты, розетки и USB-порты, кондиционеры, обилие электроники.
А несколько дней назад мне довелось оказаться в современном плацкарте обычного пассажирского поезда под номером 306, следующего из Сухуми в Москву .
Вышло так, что мне нужно было срочно вернуться из своего небольшого путешествия по Абхазии в Москву. И подвернулся вариант проделать пятичасовой путь из столицы Абхазии до Адлера, чтобы оттуда удобным воскресным рейсом улететь в Москву.
Поезд 306 "Сухуми - Москва" - обычный пассажирский поезд, ходит с 2004 года после двенадцатилетнего перерыва из-за войны в Абхазии. В поезде большая часть вагонов - плацкарт, есть несколько купе и даже один СВ. До Москвы состав идет 38 часов и это мрак.
Билет в плацкарт от Сухуми до Адлера обошелся мне в 850 рублей и оказавшись внутри я был немало удивлен произошедшими изменения даже в плацкарте.
В вагонах теперь два биотуалета с гораздо большим пространством, чем в старых советских вагонах. Хоят запах присутствует всё - равно и с чистотой есть некоторые проблемы.
Изменился и "титан" - водонагреватель и место "силы" каждого пассажирского вагона, будь- то СВ, купе или плацкарт. Титаны теперь компактные и больше похожи на электрические "бойлеры". Появился кондиционер, правда, он работает только при температуре выше 24 градусов на улице. Все оборудование стало полностью электронным и вагон уже мало напоминал старые советские плацкарты.
Изменились и спальные места в вагоне. Появились розетки на 220В, вместо старых бесформенных и скрученных матрасов - новые и удобные. Постельное белье уже давно запаковано в одноразовые пакеты. Стеклопакеты, удобные жалюзи - ничего общего с моими воспоминаниями из прошлого, когда из каждого окна "сифонило", а вместо жалюзей были смешные и грязные от угля занавески на проволоке. Помните такие да?
Одним словом достаточно чисто и вполне комфортно для такого вагона с минимумом личного пространства для пассажиров. Мне повезло, в Абхазии уже завершился курортный сезон и в вагоне оказалось всего 6 человек. Можно было неспеша созерцать в окно и погрузиться в воспоминания под перестук колёс о том, что раньше была трава "зеленее" и пломбир "слаще" и не то, что сейчас. Но и эти вагоны уже считаются устаревшими, сейчас РЖД активно внедряет плацкарты нового поколения, где уже у каждого пассажира появилось почти свое личное пространство, стало еще больше электронных фишек и еще больше комфорта. Поезда меняются вместе с прогрессом и это похвально.