История королевства, власти, интриг и предательства, отношений между Елизаветой I, королевы Англии, и ее двоюродной сестрой Марией, королевы Шотландии, завораживала на протяжении веков. Две королевы никогда не встречались лично: их отношения велись исключительно через письма и посредников, многие из которых продолжаются и по сей день.
Вот история двух величайших фигур 16 века: соперниц, кузин, женщин, но больше всего королев.
Династия Тюдоров
У Генриха VII было 4 ребенка: Артур, Генри, Маргарет и Мэри. Елизавета I была дочерью Генриха VII и его второй жены Анны Болейн, в то время как Мария была внучкой Маргарет и ее мужа, короля Шотландии Якова IV.
Мария родилась, чтобы править: единственный законный ребенок короля Якова V, она унаследовала корону всего через 6 дней после того, как ее отец погиб на поле боя в 1542 году.
С другой стороны, у Элизабет (Елизаветы) был гораздо более извилистый путь к королевству. Она была вычеркнута из линии наследования в 1533 году, когда была казнена ее мать, и восстановлена в ней только в 1543 году, за обоими ее сводными братьями и сестрами, будущими Эдуардом VI и Марией I.
После многих лет политических интриг и религиозных разногласий при дворе, несколько раз едва избежав тюремного заключения, Елизавета в конце концов стала королевой в 1558 году в возрасте 25 лет.
Королевское достоинство
Мария была первой королевой Шотландии, а Елизавета - только второй королевой Англии. Понятие королевы-регентши все еще было относительно новым в Европе 16 века, и обеим женщинам пришлось приспосабливаться к вызовам, с которыми сталкивается общество, в котором доминируют мужчины.
Большая часть раннего правления Марии была регентством: могущественные дворяне, включая ее мать, Марию де Гиз, правили вместо нее, пока она не достигла совершеннолетия. В это время Мария-подросток была замужем за Франсуа, дофином Франции. Этот политический союз был направлен на объединение католических корон Шотландии и Франции против их общего врага, Англии.
Франциск умер спустя чуть больше года после того, как стал королем Франции, и Мария вернулась в Шотландию, чтобы всерьез взяться за дело правления. Однако она была плохо подготовлена к сложной и часто опасной политической ситуации в Шотландии, которая была нацией, разделенной по религиозному признаку.
Напротив, Елизавета привыкла к враждующим фракциям, двору и стране, разделенным по религиозному признаку. Наблюдая, как страна резко перешла от протестантизма к католицизму, она осторожно разыграла свою карту, чтобы не повторить ошибок своих сводных братьев и сестер, но вернула Англию к протестантизму.
В отличие от Мэри, Элизабет (Елизавета) отказалась выходить замуж, вместо этого улаживая за разными поклонниками со всей Европы, водя их за нос, чтобы заинтересовать и действовать в ее интересах, но никогда не делая и не принимая предложения. Ее выбор мужа, будь то иностранец или англичанин, имел бы огромные последствия: понаблюдав за браками своего отца и зная, что любой муж почти наверняка попытается отобрать у нее власть, она вместо этого стала "Королевой-девственницей".
Две женщины общались письмами большую часть своей жизни, часто с большой любовью, называя друг друга "сестрой-королевой": Элизабет написала Мэри о слухах, которые распространились после смерти ее второго мужа Генри, лорда Дарнли, при подозрительных обстоятельствах, и Мэри написала Элизабет после того, как Дарнли ворвался в ее комнату и убил ее придворного, Дэвида Риццио, у нее на глазах.
Конкуренты
Со временем стало ясно, что Елизавета не выйдет замуж и не будет иметь детей: Мария, с другой стороны, трижды выходила замуж и произвела на свет наследника мужского пола, будущего Якова VI Шотландского. Следовательно, ближайшей кровной родственницей Элизабет была Мэри, что также делало Мэри Элизабет наследницей. Это раздражало Элизабет: Мария была католичкой, а не протестанткой, что рисковало нарушить хрупкое религиозное урегулирование в Англии.
В 1568 году Мария бежала в Англию, будучи заключенной в тюрьму и вынужденной отречься от престола после того, как ее дворяне отвернулись от нее в прошлом году. Похоже, Мария думала, что Елизавета поможет ей вернуть свой трон в Шотландии, ожидая, что ее сестра-королева поддержит ее против восстания и узурпации. К несчастью для Мэри, Элизабет была более осторожна. Англо-шотландская дипломатия была делом деликатным, и Елизавета старалась не расстраивать протестантских лордов Шотландии.
Мэри судили в Англии за убийство Дарнли с использованием набора документов, называемых "письмами из шкатулки", которые, как теперь полагают историки, были в значительной степени сфабрикованы. Мэри не была признана виновной, но и не была оправдана. Она оставалась под "стражей" (под домашним арестом) в Англии по желанию Елизаветы: Елизавета рассматривала Марию как угрозу своему собственному трону, не в последнюю очередь потому, что она смогла бы заручиться поддержкой католиков, и она была известна как чрезвычайно очаровательная.
Интрига
Мэри была глубоко несчастна из-за того, что ее держали под стражей у Елизаветы: она была ограничена владениями графа Шрусбери в Мидленде, вдали от католического Севера и шотландской границы, но также и далеко от Лондона.
Несмотря на все старания Елизаветы, Марии удавалось переписываться с ведущими католическими дворянами и поощрять заговорщиков: в заговорах Рудольфи и Трокмортона в центре внимания была Мария, стремившаяся посадить ее на трон Англии и свергнуть Елизавету.
Мэри находилась под бдительным присмотром начальника шпионажа Елизаветы, сэра Фрэнсиса Уолсингема, который в конце концов собрал доказательства того, что Мэри была непосредственно вовлечена в заговор Бабингтона 1586 года. Мэри предстала перед судом за государственную измену и была признана виновной.
После нескольких месяцев раздумий Елизавета в конце концов подписала смертный приговор Марии 1 февраля 1587 года. Несмотря на то, что Мария была занозой в боку на протяжении большей части своего правления, Елизавета крайне не решалась совершить цареубийство. В конце концов, Мэри была ее кузиной и такой же королевой.
Элизабет не знала, что вскоре после этого ордер был подписан 10 членами Тайного совета, чтобы казнь могла быть проведена без промедления. Мария была казнена 8 февраля 1587 года в замке Фотерингей. Она была одета в красное, литургический цвет мученичества.
Наследие
Известие о казни Марии вызвало шоковую волну по всей Европе. Говорили, что Элизабет пришла в ярость, когда услышала, что произошло. Те, кто был вовлечен в интригу, были заключены в тюрьму или высланы на несколько месяцев, и почувствовали всю силу неудовольствия Елизаветы.
После смерти Марии ближайшим родственником Елизаветы был сын Марии, король Шотландии Яков VI. Они часто переписывались друг с другом, и Элизабет предлагала Джеймсу (Якову) как рекомендации, так и критику. Она никогда официально не называла его своим наследником, по-видимому, не в силах признать свою собственную смертность. Тем не менее, после ее смерти в 1603 году Джеймс (Яков) тоже стал королем Англии Джеймсом I, положив начало новой заре объединенной Англии и Шотландии. Это возвестило о начале новой династии - Стюартов.
Делитесь своим мнением в комментарии😉
#история #шотландия #англия #франция #политика #интриги #королева елизавета #королева мария