По мнению некоторых исследователей, катары были сильнейшими конкурентами католической церкви в Европе в XII-XIII веках. Считается, что основной целью "Альбигойского крестового похода" было уничтожение "опасной ереси". В результате этого похода религиозное движение было практически стерто с лица земли.
В чем суть учения катаров я попробую объяснить в данной публикации, также в конце бонусом я расскажу, почему я считаю, что Булгаков использовал некоторые идеи их учения для написания романа "Мастер и Маргарита".
С первых веков существования христианства были верующие, которые трактовали Библию и учение Иисуса Христа по-своему, но эти попытки в прошлые века почти всегда подавлялись с помощью насилия.
Когда возник катаризм точно не известно. Есть сведения, что в XII веке уже существовали катарские общины во главе с епископами. Религиозное движение катаров было тесно связано с такими течениями как: манихейство, богомилы, павликиане.
Учение катар существенно отличалось от традиционного христианства:
1. Катары верили в два равных принципа мироздания: добро и зло. В их представлении Бог и Дьявол были равнозначными независимыми сущностями. Физический мир катары рассматривали как зло, которым управляет Дьявол, а духовный мир они рассматривали, как добро, которым управляет Бог.
2. Катары признавали только Новый Завет. Ветхозаветный Бог Яхве был по их представлению воплощением зла. Главным их аргументом было то, что ветхозаветные книги изобилуют жестокостью. Светлый Бог, по мнению катаров, не мог совершать убийства и творить зло.
3. Катары верили, что души людей - это падшие ангелы, заключенные в физические оболочки. Души вынуждены перерождаться на земле, пока не найдут путь к спасению.
4. Катары не верили в ад и посмертные мучения, они считали что наш мир с постоянным перерождением душ и есть подобие ада.
5. Не совсем понятно, кем был Иисус Христос в учении катаров, то ли эманацией светлого Бога, то ли ангелом сошедшим на землю, но в их представлении он точно не был человеком. Катары не верили в искупительную жертву Иисуса, а христианский крест считали орудием убийства. По их мнению, Христос пришел в этом мир, чтобы указать людям (падшим ангелам) путь ко спасению.
6. Катары не верили во внезапный разрушительный армагеддон. Они считали, что души будут переходить в царство света и добра не единовременно. Познавшие истину души, покидают материальный мир и так будет происходить до тех пор, пока истину не осознает последняя душа.
7. Избранные катары не употребляли мясо, а только постную пищу и рыбу. Тем не менее они считали, что мир не совершенен и не принуждали всех отказываться от мясного.
8. Катары не строили церкви, не признавали церковную иерархию и обряды. Следовательно, они не признавали власть католической церкви. Катарскими проповедниками могли быть как мужчины, так и женщины.
9. Катары называли друг друга добрые люди. Подобно как Иисус сказал:
Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Евангелие от Иоанна 10 глава.
Но были в учении катар и негативные стороны.
10. Катары не особо одобряли рождение детей, поскольку, по их мнению, наш материальный мир от дьявола. Но катары делились на избранных, которые отреклись от всего мирского и обычных людей. Избранные отказывались от плотских наслаждений, скоромной пищи, а обычные люди могли делать что угодно.
11. Катары верили, что простой человек может грешить, главное перед смертью пройти обряд consolamentum (утешение) от избранных, тогда отпускались все грехи и человек попадал в царство света. Обряд можно было пройти только 1 раз в жизни.
12. По некоторым источникам, в определенных случаях катары одобряли самоубийство. Например, если тяжело больной человек проходил обряд consolamentum, а потом выздоравливал и не был уверен в том, что не продолжит грешить.
Религиозное движение катаров вызывало доверие и симпатию у людей. Еще бы, можно было грешить и не носить деньги в церковь, поэтому учение очень быстро распространилось по Европе. Оно было популярно во Франции, Германии, Италии, Испании. Естественно это не понравилось Римской католической церкви, которая теряла паству и деньги.
В 1209 году папа римский Иннокентий III организовал Альбигойский крестовый поход против катаров. В течении 20-ти лет религиозное движение было почти полностью уничтожено, погибли десятки тысяч человек.
Теперь, как и обещала, я расскажу, почему я считаю, что идеи для религиозно- философской линии романа "Мастер и Маргарита" Булгаков почерпнул в учении катаров.
Во-первых, Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого был Иисус Христос, называет всех людей добрыми, катары тоже называли друг друга добрыми людьми.
Во-вторых, Воланд и Иешуа Га-Ноцри в романе равноценны и равноправны. Обязанности каждого из них четко разделены: Воланд наказывает, Иешуа прощает.
В третьих, Иешуа Га-Ноцри, так же как и катары, проповедует о том, что человек когда-нибудь перейдет в царство истины:
Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».