Три "камаза" песка заказывали? Долгожданная эпическая фантастика от создателя "Бегущего по лезвию 2049".
(Dune, 2021, США)
А мы с вами еще ворчим: ну почему Голливуд постоянно снимает фантастическую отсебятину, а от классики мировой фантастики носы воротит?
Как видим, не воротит. Ну или не каждую пятилетку.
Причем не воротит даже тогда, когда предыдущая киноадаптация культового романа Фрэнка Герберта ("Дюна" Д. Линча, 1984) ударилась о коммерческое дно кинопроката. Да с такой силой, что этот треск вошел в историю и, небось, по сей день икается старенькому Линчу.
"Дюну" Дениса Жановича Вильнева ("Убийца", "Прибытие", "Бегущий по лезвию 2049"), судя по итогам ее проката, видимо, постигла та же судьба. 165-миллионный бюджет картины собран лишь на 78 % - почти как у Линча. А ведь на сей раз нам подсунули даже не законченную историю, а лишь первую часть масштабной дилогии, причем съёмки второй вроде бы еще только начались.
Как говорится, да чтоб у меня было столько же денег и я мог снимать эпическую фантастику просто так, "в охоточку", не думая ни о каких кассовых сборах.
Чем хороша и чем плоха новая "Дюна" - вернее, пол-Дюны, - по версии главного мирового режиссера-фантаста второй половины 2010-х?
Ну, во-первых, это красиво.
Свою репутацию художника грандиозных фантастических полотен Дени Вильнев опять не уронил, превращая каждую свою сцену в произведение киноизобразительного искусства. И даже когда эти сцены выдержаны в духе минимализма - а в кино про голую пустыню и архитектурный бетонный кубизм они почти все такие, - тем не менее и композиция антуража, и игра света и тени, и футуристические костюмы героев у Вильнева столь шикарно гармонируют между собой, что глаз не оторвать. Без шуток! Этот мужик взаправду выдающийся, стильный художник, даром что фломастерами по ватману не скрипит.
Про подбор актеров можно сказать то же самое.
Вроде бы все они до единого - звезды второй величины, но все четко на своих местах и в подобающих образах. Даже загримированный в огромного толстяка Стеллан Скарсгард и ни разу не показавшая лицо из-под вуали Шарлотта Рэмплинг, хотя на эти "безликие" роли можно было запросто взять кого-нибудь неизвестного.
К сожалению, плохая новость в том, что если вы не читали книгу или на худой конец не смотрели "Дюну" Линча (как вариант - мини-сериалы по романам Герберта начала 2000-х), то понять, о чем здесь идет речь, вам будет сложновато. Даже в контексте событий - как это делается, например, в "Звездных войнах", - Дени считает абсолютно ненужным вам что-либо объяснять. Типа перебьетесь, а то ишь какие неженки стали - всё вынь вам да положь на тарелочке в разжеванном виде!
Итак, что обнаружит в вильневской "Дюне" зритель с нулевым багажом знаний об этой фантастической вселенной?
Перво-наперво - крайне странную феодально-галактическую империю далекого-далекого будущего. Где для межзвездных перелетов используются... пряности, напоминающие красный перец.
Каким именно образом? Да ПАТАМУШТА! Используются и всё. А добывают их прямо из песка (!) на жаркой пустынной планете Арракис. Чем вот уже давным-давно промышляет богатенькая и влиятельная семейка барона Харконнена.
Ну окей, пусть будет так, жалко, что ли?
Ан нет, не будет. Потому что однажды император издал указ: "Барон Харконнен - прочь с Арракиса, герцог Атрейдес - занять его место! И продолжать повышать надои пряностей с одного кубометра песка!"
Зачем вдруг понадобилась эта перестановка феодалов, явно чреватая враждой и мощным кризисом на рынке пряностей? ПАТАМУШТА! Ну любит император создавать себе глобальные пролемы на ровном месте - почему бы и нет? Пусть все разорятся, зато какие прикольные лица у них от этого станут!
И вот герцог Атрейдес пакует чемоданы и переселяется со всей своей семьей, приближенными и армией на Арракис. Прямо на всё готовенькое, хотя съехавший Харконнен и не отказал себе в удовольствии устроить напоследок немало пакостей - это как водится.
Семейка у Атрейдеса тоже странная. Вместо положенной ему герцогини он почему-то сожительствует с членшей какого-то могучего женского ордена гипнотизеров и телепатов. Однако любимый сын герцога Пол считается его законным наследником, вдобавок он и сам уже немножечко гипнотизер и ясновидящий.
Более того, не успел Пол сойти со звездолета, как арракчане стали хором скандировать ему: "Привет, Избранный! Как ваше ничего?". Что, правда, немного парня напрягает, но и льстит, чего уж там.
За великосветской болтовней Атрейдесов, их знакомством с аборигенами, их движухой и разгребанием проблем на новом месте службы минует примерно две трети фильма.
Но всё это время Харконнены тоже не сидят в депрессии, а готовятся к возврату своей "пряной" планеты, а потом идут войной на несчастных Атрейдесов. Причем идут ужеплечом к плечу с... императорской гвардией!
То есть э-э-э... сначала император сам выгоняет барона, а потом дает ему войска для отвоевания Арракиса? Который император своим же указом у него и отобрал? Но почему?
Ответ вы знаете: ПАТАМУШТА!
Повторюсь: это для меня и других знакомых с "Дюной" Герберта в "Дюне" Вильнева не будет загадок. Все его недосказанности мы "доскажем" себе сами - чай не перетрудимся.
Но если вы к "счастливчикам" вроде нас не относитесь - мое вам сочувствие. Ибо додумывать за авторами сюжет вам придется столько, что мама не горюй!
***
В общем, шедеврально красивый, но о-о-очень затянутый фильм-завязка грандиозной фантастической эпопеи. Всё самое интересное в которой - ха-ха! - вы увидите лишь во второй серии.
Да и с первой серией, чую, у многих возникнет недопонимание, ведь в детали и дипломатические тонкости гербертовского мира Вильнев - снова ха-ха! - вас не посвятит.
Тем не менее Дени остается самим собой, и смотреть его дорогую и мрачную фантастику всё равно эстетически приятно. Не умом, так глазами. И это уже чистая правда, безо всяких там ха-ха.