Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Прибытие

Оглавление

***

Космические монстры врать не станут. Самая зверская фантастика 2010-х от создателя "Убийцы".

(Arrival, 2016, США)

- Простого английского языка, и того они не понимают! Ну читайте по слогам, бестолочи!
- Простого английского языка, и того они не понимают! Ну читайте по слогам, бестолочи!

Всё-таки неплохо быть чукотским кинобардом, который что видит на экране, о том и поёт, аккомпанируя себе на бубне. И вещи в их истинном свете тоже видит, о чём, собственно, и поёт.
Другим гораздо хуже. Особенно маститым киноведам на зарплатах. Этим надо постоянно оглядываться друг на друга, дабы не ляпнуть что-то "не в струю". И раз уж все аплодируют какой-нибудь хрени, то и им надо аплодировать, даже если от этого кино их самих тошнит.
Ну а как иначе?

Красноречивый пример такого лицемерия - "Прибытие" Дени Вильнёва. Которое, похоже, не облизал лишь тот киноакадемик, кто лежал в коме. Хотя у любого нормального человека от финальной эскапады "Прибытия" срабатывал рефлекс "Данунафиг!" и отвисала челюсть. И не в лучшем смысле её "отвисания".

А всё потому что Вильнёв запудрил людям мозги в стиле заправского сетевого мошенника - тоже прикрылся умирающим ребенком. После чего растроганный зритель пустил слезу и уже не смог воспринимать объективно эту историю, чья героиня Луиза - вся из себя великомученица.

Только вот она ли здесь страдает? Ведь на самом деле более эгоистичной и жестокой стервы в кинофантастике 2010-х, пожалуй, не найти.

Самый грандиозный "щит" для своей рекламы M&M's, естественно, с позором профукали.
Самый грандиозный "щит" для своей рекламы M&M's, естественно, с позором профукали.

Сразу уточню: речь далее пойдет только и исключительно о фильме, а не о его литературном первоисточнике, где, как утверждают читавшие его, такие капут и ахтунг не наблюдаются.
Да и фильм начинается вполне здраво: на Землю прилетает космический корабль инопланетян-осьминогов (точнее, семиногов, но не суть важно) и люди пытаются установить с ними контакт. Для чего привлекают к работе крутого языковеда Луизу (Эми Адамс), которая и должна донести до пришельцев весь смысл и радость народно-английского языка. А они ей - смысл своих кракозябров, ведь им улетать домой, не покалякав с нами за "жизнь, вселенную и всё такое"© , было бы невежливо.

Впрочем, на этом вся научность в "Прибытии" и заканчивается.
Судите сами: НИКТО на Земле, кроме Луизы, не допёр до столь элементарной мысли, что учить пришельцев английскому можно... с помощью школьной доски (затем - планшета). НИКТО, повторюсь. А ведь даже в детских садах люди используют это "ноу хау" с незапамятных времён. И с большим успехом, хотя дошколята будут явно глупее высокоразвитой внеземной цивилизации.

А что за язык у самих осьминогов?
- Оооо, да он настолько непостижим для нас, - жалуются ученые светила, - что над решением его загадки мы сутками напролет бьёмся, как пчёлы об мёд! Только гляньте на эти кляксокруги, нарисованные семипалым щупальцем!
Окей, супер. И что в итоге?
Будете смеяться: не знаю, как там в книге, но в фильме эта загадка не стоила и выведенного песца. И вот нам показывают англо-осьминожий разговорник, где, вы не поверите, каждая "их" фраза - это и есть типа круг. А слова - фрагменты кляксы, составляющие круг.

То есть ага - если бы японцы рисовали свои иероглифы не в линию, а по окружности, это и был бы "сверхсложный" инопланетный язык.
Ну обалдеть теперь! Дешифровщик германской "Энигмы" Тьюринг из "Игры в имитацию" (2014) - щенок по сравнению с нашей мозговитой Луизой. Ломавшей себе башку тогда, когда сразу можно было подойти к осьминогам и знаками спросить, как "по ихнему" пишется то или иное слово.

Ну хоть что-то объединяет лично меня с местными космическими осьминогами: почерк у нас с ними одинаково жуткий.
Ну хоть что-то объединяет лично меня с местными космическими осьминогами: почерк у нас с ними одинаково жуткий.

А канарейка, которую Луиза носит в клетке на свои встречи с пришельцами? Так, как делали шахтеры минувших веков, на случай, если вдруг откуда-нибудь прорвутся вредные газы, которые птичка учует раньше.
Одно смущает: люди тщательным образом подбирают слова и интонации, чтобы, упаси Бог, гости не поняли их ошибочно, а рядом вовсю заливается птичка. И ни до одного хомо сапиенса не доходит, что осьминоги могут отвлекаться ещё и на расшифровку "птичьего языка", а она им надо, эта лишняя головоломка?

Но самое забавное, что все эти "трудности перевода" притянуты за слоновьи уши. Ибо по сюжету пришельцы запросто плетут с людьми временные петли: вроде как ты-из-будущего можешь послать самому себе в прошлое подсказку, что озарит тебя проорческим знамением.
Круто, слов нет!
Один вопрос: а сразу послать самому себе в прошлое англо-осьминожий разговорник из будущего Луизе было нельзя? Там-то он уже есть, и общение с пришельцами здесь гораздо быстрее устаканилось бы.
Нельзя! Потому что тогда героям "Прибытия" и дурака валять не пришлось бы, а чем ещё им прикажете зрителя развлекать?

Эпизод с генералом из Китая - и вовсе что-то с чем-то!
Представляете картину: высокопоставленной шишке ВС Китая звонит на "мобилу" какая-то неадекватная американка и просит его не бомбить
Воронеж корабли инопланетян. А чтобы его припугнуть, она передаёт ему слова, которыми он... сюсюкался со своей женой в койке! Типа ну как я тебя урыла, вояка твердолобый?
Как поступил бы на месте этого генерала любой другой? Правильно: послал бы шантажистку к чёрту, а к себе домой - спецов по поиску "прослушки".
Однако этот слизняк и впрямь тупой, как китайский валенок: тотчас впадает в панику и даёт отбой боевой тревоги - о-го-го, как его напугали!

У нас это называется "дай пять", у них - "дай семь". Сразу видно: более высокоразвитая цивилизация.
У нас это называется "дай пять", у них - "дай семь". Сразу видно: более высокоразвитая цивилизация.

И напоследок - самое нажористое. То, о чём упоминалось в начале.
Присядьте на всякий случай и уберите подальше от себя острые предметы, а то мало ли.
Итак, после всех этих временных петель Луиза узнает, что её ещё даже не зачатая (!) дочь доживет лишь до совершеннолетия, а потом заболеет и умрёт в долгих муках. И что делает Луиза? Как любая нормальная мать в этой ситуации, она отказывается от зачатия обреченного на жуткую смерть ребенка?
Чёрта лысого! С героическими слезами на глазах она заделывает со своим мужиком дитя-смертника, а кинокритики и зрители всего мира захлебываются от восхищения и устраивают ей овацию: вах, какая храбрая баба! Почти святая!
Умоляю, только не говорите мне, что вы тоже рыдали вместе с этой живодеркой и стоя ей аплодировали.

***

В общем, итог ясен - более человеконенавистнической фантастики в 2010-х вряд ли выходило.
Однако, не поверите, но нашлись отморозки, бросившиеся защищать изуверку Луизу, когда я опубликовал этот пост в год выхода фильма.
Аргументов у них было всего два:
1. Вы всё врете! Осьминоги просветили Луизу, что всё будущее предопределено, и она не сможет ничего в нём исправить!
2. Вы всё врёте! Даже пожить полтора десятка лет для Ханны, её дочери - это хорошо! И пусть она в итоге скончается в адских корчах! Но ведь что-то она в своей короткой жизни и повидала! Вот почему Луиза - героическая мать и женщина, пример которой достоин подражания!

Хорошо.
Раз наглядный пример из фильма оказался для "возражателей" чересчур сложен, давайте его максимально упростим: "убьём" Ханну быстро и гуманно. К примеру, на пешеходном переходе самосвалом.
Вот как это будет выглядить в рамках логики Вильнёва:

...Погода в то весеннее утро было чудесной. Луиза и Ханна завтракали, дочь радостно ей о чем-то рассказывала, но кое-что всё же омрачало мысли Луизы.
Проблема в том, что аккурат сегодня, в 2:12 пополудни, на пешеходном переходе Норт-авеню девочка должна была попасть под грузовик. И умереть. Машина расплющит колесами Ханну так быстро, что она, наверное, даже не успеет ничего понять.

Луиза была в курсе, что именно так все и случится. Знала об этом во всех кровавых деталях. Как и о том, что в среду она похоронит останки дочери в закрытом гробу на кладбище Роузхилл.
Одна загвоздка: признаться в этом Ханне мать не могла. Пусть даже ничто не мешало Луизе обнять её и удержать дома, чтобы она не оказалась в фатальную минуту на той улице.

Увы, но так было нельзя. Нельзя - и точка! Ведь пришельцы-осьминоги, с которыми Луиза была знакома, рассекретили ей её будущее. И авторитетно заявили: не пытайся ничего изменить - это бесполезно. Честно-честно, даём щупальце на отсечение!
И как было им не поверить? Они летали по космосу на больших звездолетах, у них было по многу щупалец, они рисовали странные иероглифы и выглядели так круто! А вы бы сами им не поверили?

Вот поэтому Луиза завтракала, держала рот на замке и лишь ласково улыбалась Ханне. Которую через четыре часа соскоблят с асфальта на Норт-авеню в пластиковый мешок для трупов. И которую Луиза вовсе не собиралась отговаривать туда идти. Нельзя - и точка! Ибо когда тебе раскрывают твое будущее космические осьминоги, рыпаться без толку, так? Да и с чего бы им желать Луизе плохого, согласны?
Вы же согласны, правда?

Что ж, если и это не кажется вам маразматической дикостью, тогда что?

Трейлер фильма: