Найти в Дзене
Русский охотничий портал

Каждый кинжал – это воин

Все статьи раздела: Ножи

Алексей Гнедовский – страстный охотник, меценат, издатель «Русского охотничьего журнала» и его приложения «На острие клинка». Но к тому же он ещё и коллекционер – коллекционер кавказского холодного оружия.

Почему он начал собирать именно «Кавказ», что для него кавказское оружие, что вкладывается им в коллекционирование – спрашивает Михаил Кречмар.

Михаил Кречмар (М. К.): Начнём с главного: когда вы пришли к выводу, что это интересно и что это надо собирать? Вообще всё холодное оружие? Поговорим сперва о пути коллекционера.

Алексей Гнедовский (А. Г.): Это было лет тридцать назад. Мне подарили штык клинкового типа с рукоятью, времён Первой мировой. Это было боевое оружие, мощное, надёжное, покоцанное. Я взял его в руки и понял, что я хочу это собирать. Я по знакомым что-то собрал, потом на меня стали выходить дилеры, и началось коллекционирование.

-2

М. К.: А почему вы в итоге сфокусировались на кавказском оружии, на кинжалах? У вас друзья с Кавказа, близки кавказской культуре? Когда вы поняли, что это уникальная фишка, именно российская?

А. Г.: Понял я это лет десять – пятнадцать назад, лет через десять после начала коллекционирования холодного оружия. Мне сначала кавказское холодное оружие просто очень понравилось. Самобытность, разнообразие. Шашки, особенно кинжалы все, разные, с подписями владельцев, с подписями мастеров. Каждый раз ты имеешь дело с чем-то новым. Какие-то новые пласты открываешь для себя. Потом начал про всё это читать, изучать историю Кавказа, интересоваться историческим холодным оружием более внимательно, и понял, что меня это зацепило тем, что оно само по себе явление уникальное – на Кавказе-то! А ещё очень тесно переплетается с историей России в целом.

Кáма (абх. аҟама, азерб. qəmə, кабард.-черк. къамэ, карач.-балк. къама, осет. къама, арм. կամա) – холодное оружие, кинжал, использовавшийся у народов Кавказа, Закавказья и Ближнего Востока. Название кинжала пришло из тюркских языков.

Клинок длинный (30–50 см), прямой, обоюдоострый. Вдоль клинка по центру идёт узкий дол, причём долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично друг относительно друга. Сечение клинка – линзовидное. Клинок плавно сужается к острию. Рукоять узкая, без крестовины, с массивным навершием.

Кинжал носится в ножнах на поясе и на шее. Несмотря на хорошее проникающее действие, применяется в первую очередь как рубяще-режущее оружие. По причине малого веса клинка и смещённого к рукояти центра тяжести в качестве рубящего оружия малоэффективен. Является развитием линии колющего оружия.

-3

М. К.: А как вы собираете эти предметы? Вот, к примеру, когда я веду свою маленькую коллекцию этнических ножей, я связываюсь с какими-нибудь представителями коренных малочисленных народов Севера, звоню им, пишу. А вы как?

А. Г.: Нет, только дилеры в Москве. Я организовывал поездки экспертов, сотрудников музеев на Кавказ, в Ставропольский и Краснодарский края, но они все были связаны с выставками: мы ездили отбирать предметы на выставки, но уже у конкретных коллекционеров, желающих поучаствовать в выставке. И тогда музейный работник, куратор выставки, который знает, какая тема лучше представлена экспонатами, какая не очень открыта, с таким пониманием едет и говорит: а вот у нас таких предметов нету, гурийских кинжалов мало, мингрельских нету, черкесских мало. Отбираем в частных коллекциях.

М. К.: А ваши предметы вы отбираете у дилеров по какой-то системе?

А. Г.: Сначала, конечно, всё подряд. Правда, фальшивок у меня практически не было, а было – вот то, что нравится. То, что нравится, то, про что тебе наплетут дилеры профессиональные, с современными доделками – в частности, ножны очень часто доделываются. И сначала – всё подряд; а потом уже началось понимание, что есть система.

Помогли книги Эммы Григорьевны Аствацатурян, которые являются настольными книгами любого коллекционера кавказского холодного оружия: она первая дала систематику кавказского оружия в одном месте – по местам, по мастерам, по народам. У меня своя картина начала складываться; и вот уже лет после пяти – семи в коллекционировании я начал собирать по какой-то системе. У меня сложилось понимание, как всё это устроено, я начал искать то, чего мне не хватает, понимать, что такое редкая вещь, что – не редкая, что ценное, что – не очень ценное.

-4

М. К.: А с другими коллекционерами вы общаетесь?

А. Г.: Да, конечно, мы постоянно общаемся.

М. К.: А обмен какой-то предметами идёт?

А. Г.: Вы знаете, обычно коллекционеры очень активно меняются. Я – нет. Ну как-то так вот сложилось.

М. К.: А в скольких выставках вы принимали участие?

А. Г.: Я организовывал две выставки: одну – в 2013 году в Санкт-Петербурге; вторую – в этом году, в Москве, «Империя и Кавказ». А принимал участие в очень многих, я даже не помню, в скольких. В Питер много отдавал; в Москве…

М. К.: А с какими-нибудь современными кавказскими мастерами вы познакомились?

А. Г.: Общаюсь. Это мастера – кавказские оружейники, но не те, которые специализируются исключительно на традиционном холодном оружии. В основном это члены Гильдии мастеров-оружейников, которые делают современное художественное оружие. Из Нальчика, из Владикавказа…

-5

М. К.: А что вас больше интересует в оружии, которое вы коллекционируете, его историческая составляющая или художественная?

А. Г.: Всё вместе. И историческая, и художественная, и конкретные мастера – всё это добавляет ценности.

================================================

Если вам нравится статья - подпишитесь на наш канал

================================================

М. К.: На Кавказе, насколько я понимаю, было много центров производства оружия. А первичный материал – сталь для клинков – он откуда брался? Самое главное в каждом кинжале, насколько я понимаю, это «железяка». Откуда они в основном были? Что-то им поставляли из Европы, но ведь что-то они изготавливали на месте?

А. Г.: Насколько я знаю, из Европы им поставлялись прямо готовые предметы (в основном длинноклинковое: шашки и сабли). Очень много оружия, где клинок шашечный прямо сделан в Европе для Кавказа. И итальянские, и немецкие, и венгерские клинки были. Делался прямо шашечный клинок, там гусар изображён, скажем – они делались специально для Кавказа. Клинки кинжальные производились в основном на месте, хотя хороший металл привозили из Ирана, Турции. И, конечно, много делали из местного материала; кавказские клинки зачастую не очень хорошего качества. Кустарщина, конечно, проигрывает массовому современному производству. То есть да, были отдельные мастера, но сказать, что вот все кавказские кинжалы были очень хорошего качества, нельзя.

-6

М. К.: Так же как и о японских клинках…

А. Г.: Конечно. Тем более что технологически это не Япония. Производство в конце XIX –начале XX века во Владикавказе, в Тифлисе – это оружейные центры, там было полупромышленное производство клинков, на очень хорошем уровне. А если, например, взять черкесов (мы очень мало про них знаем) – территория колоссальная, весь Краснодарский край, и очень много их там жило, буквально десятки племён черкесских; но до сих пор не известно ни одного оружейного центра.

И мастеров мы практически ни одного не знаем. Мы их идентифицируем по форме клинка кое-где и, в основном, по орнаментике. Но ясно, что это была такая кустарщина на местах. Без полупромышленного производства, просто человек в домашней кузне что-то делал. В основном все кавказские клинки – это то, что сейчас принято называть «дамаск». То есть это просто слоёная сталь, они многократно сталь слоями складывали и так сковывали. Широко пользовались промышленной сталью – рессорами, например. Доставали хорошую промышленную сталь и ковали из неё. Не было – делали свою, слоёную.

-7

М. К.: А как делятся кинжалы кавказских народов – на Северный Кавказ, Закавказье? Как они разделяются по украшению, орнаменту?

А. Г.: Это достаточно общее деление. Традиции Северного Кавказа – это строгий стиль, без золота. Я общался с кавказцами-коллекционерами, и люди, которые с Северного Кавказа, говорят, что вообще на Северном Кавказе не принято было украшательство из золота, с золотыми деталями. И практически нету их. Ну, за исключением Владикавказа – но это отдельная история, потому что это русский город, там были промышленные центры, Гузунов, Мудунов, у которых были крупные мастерские с разделением труда.

Они делали эти вещи потоком на заказ для русских офицеров, для казаков, и там, конечно, людям могли сделать «золото». Но всё равно это не совсем чисто кавказская тема. Владикавказ – это хорошее, качественное оружие, но оно всё-таки сориентировано на русских. А то, что южнее Кавказского хребта, всё, что Закавказье, почти всегда так или иначе украшено золотом, позолотой. Ну, чистое золото, конечно, очень редко, в основном позолота, и очень красивые, вычурные узоры. Есть ещё Дагестан – крупный и очень древний оружейный центр: в изделиях присутствуют черты как северокавказских, так и закавказских изделий.

Обратите внимание: вот классический грузинский кинжал, у него золото, рукоять из слоновой кости. Вроде бы не самый дорогой кинжал, но хороший, вот «1842 год» – золотом сделано, всечкой; а с другой стороны написано «Тифлис» по-арабски. Здесь тоже слоёная сталь, если присмотреться, видна хорошо. Вот, например, Кутаис, Грузия…

-8

М. К.: Мы сейчас больше всего знаем Кубачи и Дагестан. Там же очень много серебра, драгметаллов, на изделиях? Или это новая мода, уже дань современности?

А. Г.: Дагестан – это всё-таки оружейный центр, где золото тоже присутствовало. Потому что он отличается – это не классический Северный Кавказ. Знаете, как разделяют оружиеведы и этнографы эти области? Северный Кавказ, Закавказье и Дагестан. Они отдельно совсем. И в Дагестане очень часто делают позолоту. Любой коллекционер вам скажет, правда, что чем богаче сделан прибор, тем меньше шансов, что у этого кинжала будет хороший клинок.

Вот у Кубачей есть очень характерный почерк: они изготавливают стальные ножны и по этим стальным ножнам делают всечку серебром. Вырезают в стали рисунок и вбивают серебро в эти пазы, при том, что каждый узор – это «ласточкин хвост» внутри. Не представляю себе, сколько времени они это делали! Вколачивали – и появляется вот такая красота… Качество фантастическое: они безо всяких компьютеров, безо всяких ЧПУ делали всё идеально ровно, соблюдая симметрию.

М. К.: А небольшие рукояти – это какая-то чисто местная характерная черта? Ведь очевидно, что эти пазы не соответствуют руке взрослого мужчины.

А. Г.: Вы знаете, я думаю, что это просто декоративные кинжалы, которые в быту не использовались. Это не значит, что ими ничего не зарежешь, но я считаю, что тут удобство рукояти принесено в жертву каким-то декоративным соображениям, соотношению пропорций, что ли. У меня есть друг, Солтан Эльканов, очень известный коллекционер и эксперт. Он всё знает про кавказские кинжалы, он там живёт, я задавал ему этот вопрос, он отвечает: ну, я не знаю. Просто не знаю. Конечно, когда кинжал боевой – там всё сразу нормально с рукоятью, –

Алексей вынимает из хранилища несколько огромных кинжалов, больше похожих на короткие мечи. – Вот видите: большие кинжалы – они с большими рукоятями, и они вполне себе оружие.

-9

М. К.: Вы, как коллекционер, наверняка знаете, как у них трансформировалось это дело? Поправьте меня, если я что-то не то скажу. До третьей четверти XIX века они имели в меньшей степени декоративный характер – это было оружие. Кавказцы всё время воевали друг с другом и с русскими, всё время резались, и т. д. Потом замирение Кавказа произошло, в 1861–1862 году. А более позднего времени, скажем, между Первой и Второй мировыми войнами, вам попадались какие-то кинжалы? Советского времени?

А. Г.: Конечно! Я их специально не собирал, но попадались.

М. К.: Они чисто декоративного или, так сказать, прикладного характера?

А. Г.: Ну вот, к примеру, грузинский кинжал, большой, военный. 1923 год. В 20-е – 30-е годы, пока не начали гайки закручивать, все мастера работали, продолжали их изготавливать. При этом я думаю, что декоративные кинжалы были всегда: богатый человек заказывал такой себе как парадное оружие. Идёшь в набег – берёшь функциональный кинжал: большой, тяжёлый… А куда-нибудь на свадьбу цепляешь на себя что-нибудь побогаче. Ну вот, например, Новочеркасск, бебут. Их вообще было очень мало, но вот слоёный дамаск, посмотрите, пожалуйста…

-10

М. К.: А бебутов вообще мало делали, да?

А. Г.: Их вообще очень мало, процентов, наверное, пять, десять максимум.

М. К.: Делать сложно, или не модные просто?

А. Г.: Я думаю, что просто не модно. Например, крисов сделано в мире огромное количество, а уж крис всяко сложнее бебута. Он, конечно, был дороже в производстве. Это новочеркасский; а вот изогнутый такой, страшный, как коготь, оттуда же. Русская работа, Новочеркасск. Они все XIX века. У меня есть несколько предметов, которые считаются совсем старыми – конец XVIII, например. Грузинский кинжал. У него и форма другая немножко, и клинок немножко другой. И, конечно, у грузин очень тонкая работа, можно посмотреть по чернению. Как он кисточкой это делал, вообще непонятно. Конечно, микроскопа у него не было. Такое впечатление, что рисунок объёмный прямо. Это гладкая чернь на серебре – её сперва вырезали, потом затирали или заплавляли.

-11

М. К.: А у вас есть кинжалы, которые принадлежали каким-нибудь известным людям из этого мира?

А. Г.: Да. У меня есть кинжал, принадлежавший правнуку Суворова, – «Князь Аркадий Суворов» было написано, сейчас затёрто; кинжалы, принадлежавшие членам конвоя; есть кинжал, который был подарен грузинскому князю. Много есть с подписями, но, как правило, они не очень понятны.

М. К.: А сегодня что там творится с этим производством? Количество мастеров уменьшилось, наверное, и всё это в декоративность ушло?

А. Г.: Конечно. Представляете, какой был там раньше спрос, когда у каждого мужчины было как минимум по одному кинжалу начиная с четырнадцатилетнего возраста; а если человек был побогаче, их было два, четыре, пять. Их колоссальное количество было сделано и делалось. Они же изнашивались, ломались. Количество кинжалов, сделанных на Кавказе, исчисляется многими-многими миллионами. И каждый кинжал – это отдельный человек, со своими привычками, страстями, обычаями. Человек-воин.

Оригинал статьи в сайте Huntportal.ru

Если вам понравилась статья - подпишитесь на канал

Больше материалов об охоте и оружии есть на нашем сайте huntportal.ru

Следить за новыми публикациями можно в Facebook, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter

Наши фотографии в Instagram и видео на YouTube