Найти тему

Танкэндо и дзюкэндо - японские боевые искусства, о которых вы не слышали

Кажется, не существует на свете такой вещи, из которой итальянец не сделал бы пиццу, американец деньги, а японец - высокое искусство. Только в Японии в ранг настоящего, без шуток, искусства могли возвести застолье с чаем, поделки из бумаги и, конечно, самые разнообразные способы навалять своему ближнему.

Дзюкэндо - это боевое искусство, возникшее во второй половине 19 века. По нему проводятся соревнования. Для него разработаны свои комплексы формальных упражнений - ката (по ката в дзюкэндо тоже проводят соревнования, как же иначе). В нем есть своя японская красота и эстетика. А на самом деле это - штыковой бой!

Современные соревнования Японской федерации дзюкэндо. Обратите внимание, что палки в руках бойцов в общих чертах имитируют приклад и цевье винтовки 19 века.
Современные соревнования Японской федерации дзюкэндо. Обратите внимание, что палки в руках бойцов в общих чертах имитируют приклад и цевье винтовки 19 века.

Огнестрельное оружие стали завозить в Японию португальцы в 17 веке. Они же познакомили местных самураев с байонетами - штыками, которые вставлялись рукояткой прямо в ствол ружья, превращая его в подобие копья. Но на тот момент японцы идею не оценили.

К теме вернулись в эпоху Мэйдзи, когда Япония решила стать современным развитым государством, а для этого ей нужна была настоящая и тоже современная армия. Вооружение винтовками со штыком в то время считалось золотым армейским стандартом во всем мире. Но вот приемы штыкового боя, которые японцы пытались перенять у европейцев (для передачи опыта нанимали французов) их не устроили - слишком грубо, просто и примитивно. Тогда на службу армии Императора были призваны мастера владения копьем (содзюцу), которым поручили разработать комплекс приемов и упражнений с этими их европейскими штуками - штыками. Что и было сделано в течении нескольких лет. Результатом стало дзюкэендзюцу (от японского дзюкэн - штык), которое уже в наше время трансформировалось в более спортивное и менее прикладное дзюкэндо.

А это уже танкэндо. В роли отомкнутого штыка - деревяшка с рукояткой и мягкой пластиковой накладкой на конце. Отличие от японского танто - кинжала - в том, что режущие удары не наносятся, только колющие.
А это уже танкэндо. В роли отомкнутого штыка - деревяшка с рукояткой и мягкой пластиковой накладкой на конце. Отличие от японского танто - кинжала - в том, что режущие удары не наносятся, только колющие.

Японцы не были бы японцами, если бы прост остановились на этом. Ведь солдат может просто не успеть примкнуть штык к винтовке. Или штык, наоборот, придется снять, чтобы орудовать им в тесных траншеях или в помещении. Как же он выживет, если мы до сих пор не придумали для него специальное боевое искусство как раз на этот случай? - примерно так рассуждали японские отцы-командиры. И все заверте...

Результатом очередной армейской разработки конца 19 века стало танкэндзюцу - искусство боя отомкнутым штыком. В его основу легли традиционные приемы владения японским кинжалом тан. С поправкой на необычную для японцев форму штыка и его акцентом на колющую способность. Ну, а когда армия отказалась от штыка, эти приемы бережно сохранили в оспортивленной дисциплине танкэндо - тоже со своими мастерами, ката, соревнованиями и эстетикой.

Кстати, опыт двух мировых войн показал, что никаких преимуществ в бою махание штыком на японский манер не дает. Зато войны прошли, а два красивых искусства остались.