Возвращаясь к теме советских военных фильмов, хочу предложить три редких на экране фильма о разведчиках или просто людях, на которых упало подозрение в предательстве. Они рассказывают о сложных человеческих судьбах, в которых грань между подвигом и предательством очень тонка. Героям приходится совершать жестокие и рискованные поступки, которые окупаются лишь великой целью, стоящей перед ними.
"Хочу верить" 1965 г.
Киевский журналист Алексей Трофименко по материалам архивов и свидетельству участницы подпольной группы, служившей машинисткой в гестапо, пишет статью о том, что днепропетровское подполье в 1942 году сдала немцам работавшая в нем Людмила Зайковская. Публикация вышла блестящая, вызвала волну откликов.
В результате, в редакцию газеты пришла со своей воспитанницей бывшая соседка Зайковской - Зоя Ивановна. Она вырастила дочь Людмилы - Машу, по документам, числящуюся умершей от скарлатины. Женщина не опровергала версию о смерти девочки, когда-то созданную для немцев знакомой Зайковской, у которой та оставила дочь. Зоя Ивановна считала, что так будет лучше для того, чтобы Маша не пострадала из-за репутации матери.
Обе они не верят в предательство Людмилы Зайковской и полагают, что с ней могла произойти такая же история как с Машей: документы свидетельствуют одно, а правда - другая. Время было сложное и информация о предательстве могла оказаться ложной.
Редактор газеты направляет Алексея в Днепропетровск для доследования. Маша, которая хочет верить в невиновность матери, тоже едет туда. Журналист показывает ей сохранившиеся документы о сотрудничестве Зайковской с немцами, где она называет имена подпольщиков и выражает согласие на помощь гестапо.
Алексей все больше проникается переживаниями девушки, тем более, что некоторые новые свидетели утверждают, что знали Людмилу под другим именем - Галина Наливайко и видели после ее официальной смерти. Свидетельства то за, то против предательства являются одно за другим и все кажутся неоспоримыми.
Слух о том, что журналист, написавший разоблачение, теперь хочет защитить изменницу, вызывает новую волну писем, уже возмущенных. Редакция требует прекращения расследования, но Алексей готов и на увольнение, чтобы дойти до конца запутанной истории.
Фильм снят по одноименной повести Игоря Голосовского, написанной от лица главного героя - журналиста. Сюжеты как фильма, так и повести, интригуют, хотя и отличаются друг от друга. Зрителя бросает от одной версии к другой. Оценка некоторых персонажей меняется на прямо противоположную.
Картина сделана с характерным для фильмов 60-х годов вниманием к окружающему миру, атмосфере времени и в середине кажется несколько затянутой. Она довольно остро ставит вопросы о послевоенной судьбе людей, вынужденных рисковать не только жизнью, но и честью в интересах Родины. В фильме звучит популярная музыка 60-х, песня "В полях за Вислой сонной".
Из актерских работ на меня больше всего произвела впечатление игра Екатерины Крупенниковой, которой достались две роли: Людмилы и Маши. Очень выразительны также небольшие роли тяжелобольного и неугомонного доктора Николы Олексича (Никола Попович), и гестаповских офицеров в исполнении Анатолия Иванова (VIII) и Уно Лойта.
В остальных ролях: Алексей Сафонов (Алексей Трофименко), Игорь Ледогоров (Сергей, редактор днепропетровской газеты), Людмила Глазова (Зоя Ивановна), Мария Самойлова (тетя Дуся) и многие другие известные советские актеры.
Режиссер - Николай Мащенко. До такого мастерства как в "Оводе" он еще не вырос, но снял достойный фильм. Повесть И. Голосовского тоже советую почитать. Написано легко, более подробно и, хотя некоторые образы и линии сюжета другие, книга может ответить на некоторые вопросы, не освещенные в экранизации.
"Чужое имя" 1966 г.
В придорожном кафе случайно встречаются учительница Ольга Павлова и директор автобазы Василий Степанович Буткевич, ее довоенный друг. Они не виделись двадцать пять лет. Буткевич подвозит знакомую на своей машине и в разговоре с водителем упоминает фамилию одного из шоферов автобазы - Ильина.
Ольга упоминает, что ее первый муж тоже носил такую фамилию. Он был в партизанах и похитил важные документы из немецкой комендатуры в Короткевичах. Затем его арестовали и она больше ничего не знает.
Буткевич обнаруживает полное совпадение не только фамилии, но и имени, отчества, места рождения шофера Ильина с мужем Ольги. Для верности Василий Степанович расспрашивает своего подчиненного не партизанил ли тот в здешних местах, не имел ли отношения к операции по короткевичской комендатуре. Ильин, хмурясь, подтверждает.
Счастливый тем, что он разыскал живым мужа Ольги, Буткевич устраивает им встречу сюрпризом, не думая о том, что, сейчас у женщины уже другой муж и такое свидание может принести не только радость, но и неловкость. Он намеками зазывает Ольгу к себе на работу и одновременно вызывает Ильина.
Ситуация оборачивается неожиданно: Ильин и Ольга смотрят друг на друга как совершенно незнакомые люди. Поставленный в тупик Буткевич отпускает шофера, а перед Павловой отвирается тем, что хотел узнать нет ли у нее сведений о партизанском движении, нужных знакомому журналисту.
Директора автобазы одолевают подозрения, что хорошо знакомый ему шофер Виктор Поликарпович Ильин - не тот за кого себя выдает. В конце концов, он сообщает об этой странной истории знакомому прокурору.
Картина динамичная с увлекательным сюжетом. Она рассказывает о сложных переплетениях человеческих судеб, о том что опасность обнажает в человеке основу характера и, иногда, создает героев из, казалось бы, сомнительных людей. Эпизод похищения списков подпольщиков из комендатуры выглядит чересчур лихо для непрофессионала, как и беспечность немцев, но кино - есть кино.
Самая яркая роль в фильме досталась Юрию Саранцеву, сыгравшему своего героя в двух образах: в виде отчаянного и невезучего парня, жизнь которого катится куда-то не туда до встречи с настоящим Ильиным, и надежного сильного мужика, бывшего партизана-героя с озорством в характере, оставшимся от молодости. Он перевоплощается так, что можно подумать, будто снимались два разных артиста.
Персонажу Павла Панкова, играющего директора автобазы, отведено не так много времени, но в начале фильма он просто блистает в качестве главного двигателя интриги. Красива и убедительна Клара Лучко в роли героини, потерявшей любимого человека и винящей себя за это. Как всегда хорош Альгимантас Масюлис - немецкий офицер.
Алексей Сафонов, как и в предыдущем фильме, играет положительного героя, что в его фильмографии встречается нечасто.
Дуэт Евгения Ташкова и Владимира Балашова, изображавших, соответственно, правильного и не очень правильного сотрудников прокуратуры, по-моему, - дань времени. В шестидесятых показывали конфликт старого, обвинительного мышления и нового, гуманного, между работниками органов, например, в кинофильме "Верьте мне, люди!".
"Софья Грушко" 1972 г.
Украина. Заканчивается война. В солидном, с тяжеловесной старинной мебелью, кабинете - двое: начальственного вида мужчина и молодая женщина. Мы не видим ее лица. Руководитель говорит о том, что знает всю компрометирующую ее информацию и она, конечно, хотела бы видеть его мертвым, но будет и в дальнейшем работать на него, так как борьба не окончена.
Однажды к ней придут и назовут пароль, а пока она может ждать прихода Красной Армии. Закончив запугивание, начальник шутит, что победители всегда забирают красивых женщин и, может быть, неправильно оставлять ее русским. Камера, наконец, показывает лицо женщины: действительно, очень привлекательное. "А может быть просто вы не победители?"- вызывающе спрашивает красавица.
В послевоенное время наша постаревшая героиня смотрит телевизор с двумя не менее красивыми дочерьми. "Опять война!"- капризно замечает одна из девушек, а мать, глядя на взрывы на экране, мысленно переносится в прошлое.
Под такими же взрывами она, медсестра Софья Грушко, с лейтенантом из отступающих войск РККА переносит в дом спеленутых младенцев из детского дома. После вступления немцев у нее на руках останутся мальчик, три девочки и этот раненый лейтенант, Семен Лихолай, которого Софья будет прятать и выхаживать.
Между молодыми людьми легко протянулась ниточка симпатии. Они договорились встретиться в Киеве на Владимирской горке после войны. Семен уже выздоровел и собрался уходить, когда явились немцы и потребовали, чтобы он сдался, иначе убьют детей. Его вывели на расстрел. Падая после выстрела, Семен успевает обернуться и увидеть, что стреляла Софья.
В основе сценария лежит пьеса Вадима Собко "Голосеевский лес", может быть поэтому некоторые речи в фильме звучат слишком декламационно. Причем, в начале-то, диалоги мне понравились: "Хорошо кто-то сказал: число дураков - неисчислимо", "Ну как там?" - "Плохо. Сковываем силы противника. "Безумству храбрых - поем мы песню!"
Впрочем, в исполнении Нинель Мышковой даже длинная речь о том, что борьба за коммунизм продолжается в мирной жизни, звучит естественно. Речь, кстати, актуальная, но текст все же чересчур плакатный.
Нинель Мышкова (Софья Грушко) - очень красива, также как и ее партнер по фильму Степан Олексенко (Семен Лихолай). В картине - букет красивых актеров и актрис: Орыся Бурда (Вера), Елена Аминова (Надежда), Лариса Хоролец (Любовь), Владимир Петров (Василий).
Даже Борислав Брондуков, хорошо одетый, с автомобилем "Чайка" и переозвученный молодым голосом - шикарный жених. Ему выпала интересная роль: человека, который познакомился с девушкой из выгоды, и оказался порядочным в минуту неожиданных испытаний. На дне рожденья героини звучит очень красивая песня о лебедях на украинском языке: "Песня о верности".
Надеюсь, фильмы из сегодняшнего обзора заинтересуют вас. Приятного просмотра! Если статья вам понравилась, ознакомьтесь с предыдущей на военную тему: "В бой идут одни моряки": 3 интересных советских фильма о военнослужащих флота в годы Великой Отечественной войны".