Найти тему
Кино и книги

"Обвиняются в предательстве": 3 малоизвестных советских фильма о Великой Отечественной войне

Оглавление

Возвращаясь к теме советских военных фильмов, хочу предложить три редких на экране фильма о разведчиках или просто людях, на которых упало подозрение в предательстве. Они рассказывают о сложных человеческих судьбах, в которых грань между подвигом и предательством очень тонка. Героям приходится совершать жестокие и рискованные поступки, которые окупаются лишь великой целью, стоящей перед ними.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Хочу верить" 1965 г.

Киевский журналист Алексей Трофименко по материалам архивов и свидетельству участницы подпольной группы, служившей машинисткой в гестапо, пишет статью о том, что днепропетровское подполье в 1942 году сдала немцам работавшая в нем Людмила Зайковская. Публикация вышла блестящая, вызвала волну откликов.

Кадр из фильма "Хочу верить". Журналист Алексей Трофименко (Алексей Сафонов).
Кадр из фильма "Хочу верить". Журналист Алексей Трофименко (Алексей Сафонов).

В результате, в редакцию газеты пришла со своей воспитанницей бывшая соседка Зайковской - Зоя Ивановна. Она вырастила дочь Людмилы - Машу, по документам, числящуюся умершей от скарлатины. Женщина не опровергала версию о смерти девочки, когда-то созданную для немцев знакомой Зайковской, у которой та оставила дочь. Зоя Ивановна считала, что так будет лучше для того, чтобы Маша не пострадала из-за репутации матери.

Кадр из фильма "Хочу верить". Людмила Зайковская (Екатерина Крупенникова).
Кадр из фильма "Хочу верить". Людмила Зайковская (Екатерина Крупенникова).

Обе они не верят в предательство Людмилы Зайковской и полагают, что с ней могла произойти такая же история как с Машей: документы свидетельствуют одно, а правда - другая. Время было сложное и информация о предательстве могла оказаться ложной.

Редактор газеты направляет Алексея в Днепропетровск для доследования. Маша, которая хочет верить в невиновность матери, тоже едет туда. Журналист показывает ей сохранившиеся документы о сотрудничестве Зайковской с немцами, где она называет имена подпольщиков и выражает согласие на помощь гестапо.

Кадр из фильма "Хочу верить". Немецкий офицер Кернер (Уно Лойт).
Кадр из фильма "Хочу верить". Немецкий офицер Кернер (Уно Лойт).

Алексей все больше проникается переживаниями девушки, тем более, что некоторые новые свидетели утверждают, что знали Людмилу под другим именем - Галина Наливайко и видели после ее официальной смерти. Свидетельства то за, то против предательства являются одно за другим и все кажутся неоспоримыми.

Слух о том, что журналист, написавший разоблачение, теперь хочет защитить изменницу, вызывает новую волну писем, уже возмущенных. Редакция требует прекращения расследования, но Алексей готов и на увольнение, чтобы дойти до конца запутанной истории.

Кадр из фильма "Хочу верить". Бесстрашные охотники за истиной: Сергей (Игорь Ледогоров), Алексей и Маша (Екатерина Крупенникова).
Кадр из фильма "Хочу верить". Бесстрашные охотники за истиной: Сергей (Игорь Ледогоров), Алексей и Маша (Екатерина Крупенникова).

Фильм снят по одноименной повести Игоря Голосовского, написанной от лица главного героя - журналиста. Сюжеты как фильма, так и повести, интригуют, хотя и отличаются друг от друга. Зрителя бросает от одной версии к другой. Оценка некоторых персонажей меняется на прямо противоположную.

Картина сделана с характерным для фильмов 60-х годов вниманием к окружающему миру, атмосфере времени и в середине кажется несколько затянутой. Она довольно остро ставит вопросы о послевоенной судьбе людей, вынужденных рисковать не только жизнью, но и честью в интересах Родины. В фильме звучит популярная музыка 60-х, песня "В полях за Вислой сонной".

Из актерских работ на меня больше всего произвела впечатление игра Екатерины Крупенниковой, которой достались две роли: Людмилы и Маши. Очень выразительны также небольшие роли тяжелобольного и неугомонного доктора Николы Олексича (Никола Попович), и гестаповских офицеров в исполнении Анатолия Иванова (VIII) и Уно Лойта.

Кадр из фильма "Хочу верить". Доктор Олексич с дочерью Светланой (Светлана Данильченко).
Кадр из фильма "Хочу верить". Доктор Олексич с дочерью Светланой (Светлана Данильченко).

В остальных ролях: Алексей Сафонов (Алексей Трофименко), Игорь Ледогоров (Сергей, редактор днепропетровской газеты), Людмила Глазова (Зоя Ивановна), Мария Самойлова (тетя Дуся) и многие другие известные советские актеры.

Режиссер - Николай Мащенко. До такого мастерства как в "Оводе" он еще не вырос, но снял достойный фильм. Повесть И. Голосовского тоже советую почитать. Написано легко, более подробно и, хотя некоторые образы и линии сюжета другие, книга может ответить на некоторые вопросы, не освещенные в экранизации.

"Чужое имя" 1966 г.

В придорожном кафе случайно встречаются учительница Ольга Павлова и директор автобазы Василий Степанович Буткевич, ее довоенный друг. Они не виделись двадцать пять лет. Буткевич подвозит знакомую на своей машине и в разговоре с водителем упоминает фамилию одного из шоферов автобазы - Ильина.

Кадр из фильма "Чужое имя". Большой, но добрый начальник Василий Степанович (Павел Панков).
Кадр из фильма "Чужое имя". Большой, но добрый начальник Василий Степанович (Павел Панков).

Ольга упоминает, что ее первый муж тоже носил такую фамилию. Он был в партизанах и похитил важные документы из немецкой комендатуры в Короткевичах. Затем его арестовали и она больше ничего не знает.

Буткевич обнаруживает полное совпадение не только фамилии, но и имени, отчества, места рождения шофера Ильина с мужем Ольги. Для верности Василий Степанович расспрашивает своего подчиненного не партизанил ли тот в здешних местах, не имел ли отношения к операции по короткевичской комендатуре. Ильин, хмурясь, подтверждает.

Счастливый тем, что он разыскал живым мужа Ольги, Буткевич устраивает им встречу сюрпризом, не думая о том, что, сейчас у женщины уже другой муж и такое свидание может принести не только радость, но и неловкость. Он намеками зазывает Ольгу к себе на работу и одновременно вызывает Ильина.

Кадр из фильма "Чужое имя". Встреча, на которую возлагались такие надежды.
Кадр из фильма "Чужое имя". Встреча, на которую возлагались такие надежды.

Ситуация оборачивается неожиданно: Ильин и Ольга смотрят друг на друга как совершенно незнакомые люди. Поставленный в тупик Буткевич отпускает шофера, а перед Павловой отвирается тем, что хотел узнать нет ли у нее сведений о партизанском движении, нужных знакомому журналисту.

Директора автобазы одолевают подозрения, что хорошо знакомый ему шофер Виктор Поликарпович Ильин - не тот за кого себя выдает. В конце концов, он сообщает об этой странной истории знакомому прокурору.

Картина динамичная с увлекательным сюжетом. Она рассказывает о сложных переплетениях человеческих судеб, о том что опасность обнажает в человеке основу характера и, иногда, создает героев из, казалось бы, сомнительных людей. Эпизод похищения списков подпольщиков из комендатуры выглядит чересчур лихо для непрофессионала, как и беспечность немцев, но кино - есть кино.

Самая яркая роль в фильме досталась Юрию Саранцеву, сыгравшему своего героя в двух образах: в виде отчаянного и невезучего парня, жизнь которого катится куда-то не туда до встречи с настоящим Ильиным, и надежного сильного мужика, бывшего партизана-героя с озорством в характере, оставшимся от молодости. Он перевоплощается так, что можно подумать, будто снимались два разных артиста.

Персонажу Павла Панкова, играющего директора автобазы, отведено не так много времени, но в начале фильма он просто блистает в качестве главного двигателя интриги. Красива и убедительна Клара Лучко в роли героини, потерявшей любимого человека и винящей себя за это. Как всегда хорош Альгимантас Масюлис - немецкий офицер.

Алексей Сафонов, как и в предыдущем фильме, играет положительного героя, что в его фильмографии встречается нечасто.

Дуэт Евгения Ташкова и Владимира Балашова, изображавших, соответственно, правильного и не очень правильного сотрудников прокуратуры, по-моему, - дань времени. В шестидесятых показывали конфликт старого, обвинительного мышления и нового, гуманного, между работниками органов, например, в кинофильме "Верьте мне, люди!".

"Софья Грушко" 1972 г.

Украина. Заканчивается война. В солидном, с тяжеловесной старинной мебелью, кабинете - двое: начальственного вида мужчина и молодая женщина. Мы не видим ее лица. Руководитель говорит о том, что знает всю компрометирующую ее информацию и она, конечно, хотела бы видеть его мертвым, но будет и в дальнейшем работать на него, так как борьба не окончена.

Однажды к ней придут и назовут пароль, а пока она может ждать прихода Красной Армии. Закончив запугивание, начальник шутит, что победители всегда забирают красивых женщин и, может быть, неправильно оставлять ее русским. Камера, наконец, показывает лицо женщины: действительно, очень привлекательное. "А может быть просто вы не победители?"- вызывающе спрашивает красавица.

В послевоенное время наша постаревшая героиня смотрит телевизор с двумя не менее красивыми дочерьми. "Опять война!"- капризно замечает одна из девушек, а мать, глядя на взрывы на экране, мысленно переносится в прошлое.

Под такими же взрывами она, медсестра Софья Грушко, с лейтенантом из отступающих войск РККА переносит в дом спеленутых младенцев из детского дома. После вступления немцев у нее на руках останутся мальчик, три девочки и этот раненый лейтенант, Семен Лихолай, которого Софья будет прятать и выхаживать.

Кадр из фильма "Софья Грушко". Лейтенант Семен Лихолай (Степан Олексеенко).
Кадр из фильма "Софья Грушко". Лейтенант Семен Лихолай (Степан Олексеенко).

Между молодыми людьми легко протянулась ниточка симпатии. Они договорились встретиться в Киеве на Владимирской горке после войны. Семен уже выздоровел и собрался уходить, когда явились немцы и потребовали, чтобы он сдался, иначе убьют детей. Его вывели на расстрел. Падая после выстрела, Семен успевает обернуться и увидеть, что стреляла Софья.

В основе сценария лежит пьеса Вадима Собко "Голосеевский лес", может быть поэтому некоторые речи в фильме звучат слишком декламационно. Причем, в начале-то, диалоги мне понравились: "Хорошо кто-то сказал: число дураков - неисчислимо", "Ну как там?" - "Плохо. Сковываем силы противника. "Безумству храбрых - поем мы песню!"

Впрочем, в исполнении Нинель Мышковой даже длинная речь о том, что борьба за коммунизм продолжается в мирной жизни, звучит естественно. Речь, кстати, актуальная, но текст все же чересчур плакатный.

Кадр из фильма "Софья Грушко". Михаил Кондратьевич - неожиданный жених Любы. Как говорится: "весь упакован", но - добрый малый. Никогда еще актер Брондуков не был так близок к образу героя-любовника.
Кадр из фильма "Софья Грушко". Михаил Кондратьевич - неожиданный жених Любы. Как говорится: "весь упакован", но - добрый малый. Никогда еще актер Брондуков не был так близок к образу героя-любовника.

Нинель Мышкова (Софья Грушко) - очень красива, также как и ее партнер по фильму Степан Олексенко (Семен Лихолай). В картине - букет красивых актеров и актрис: Орыся Бурда (Вера), Елена Аминова (Надежда), Лариса Хоролец (Любовь), Владимир Петров (Василий).

Даже Борислав Брондуков, хорошо одетый, с автомобилем "Чайка" и переозвученный молодым голосом - шикарный жених. Ему выпала интересная роль: человека, который познакомился с девушкой из выгоды, и оказался порядочным в минуту неожиданных испытаний. На дне рожденья героини звучит очень красивая песня о лебедях на украинском языке: "Песня о верности".

Надеюсь, фильмы из сегодняшнего обзора заинтересуют вас. Приятного просмотра! Если статья вам понравилась, ознакомьтесь с предыдущей на военную тему: "В бой идут одни моряки": 3 интересных советских фильма о военнослужащих флота в годы Великой Отечественной войны".

-13