Найти тему
На перекладных.

"Веселые картинки" - лучший детский журнал всех времен и народов

Легендарные "Веселые картинки".  Фото из открытых источников Сети.
Легендарные "Веселые картинки". Фото из открытых источников Сети.

Панегирик шедевру.

"Веселые картинки" - легендарный детский юмористический журнал. Его читали и в 4 года, и в 12 лет. Он имел почти 10 миллионов подписчиков. Но что гораздо более ценно, это был, наверное, единственный детский журнал, который если не читали, то хотя бы смотрели мальчишки. Другие журналы - "Мурзилка", "Пионер", "Костер" - все-таки оставались епархией девчонок, активных, социализированных. Они с восторгом делили власть в октябрятских звездочках, пионерских отрядах, становясь старостами, звеньевыми, председателями совета отрядов. А мальчишки уходили в свое хулиганское подполье. И единственным способом проникнуть туда был вовремя выписанный журнал "Веселые картинки". Чудо это происходило, потому что выпускали этот журнал выросшие мальчишки - мужики-карикатуристы. Профессионалы, лишенные сантиментов, каждый со своей судьбой непростой судьбой. И журнал в течение 20 лет получался веселый, отчаянный, непредсказуемый. В нем не было морализаторства, не было заигрывания с ребенком, попыток говорить на его языке. Авторы не старались прикинуться "своими в доску". Не умели. Это были очень сильные люди, добившиеся известных высот в своем деле. Вместе их собрал Иван Максимович Семенов.

Иван Максимович Семенов. Фото из открытых источников Сети.
Иван Максимович Семенов. Фото из открытых источников Сети.

Иван Семенов - отец-основатель.

То что именно Семенов "замутил" "Веселые картинки" не удивительно. Он с детства был человеком очень предприимчивым, и очень любил рисовать. Твердого характера было не занимать, не даром он из донских казаков. В юном возрасте они на пару с приятелем решили отправиться в далекое путешествие. Добрались до Баку, проникли в трюм парохода, отправляющегося в Персию, были обнаружены, извлечены и с позором изгнаны. Домой вернулись в общей сложности через три месяца, полные новых идей и впечатлений.

Рисовать он начал очень рано, первые рисунки появлялись в местах весьма неожиданных: на клочках оберточной бумаги, на заборах. Юный Иван подрабатывал, продавая папиросы. На упаковочных лентах рождались целые серии связанных в одну историю рисунков.

К систематическому обучению живописи и рисунку впервые он приобщился в школе. Преподаватель Гамбарцумов вел для желающих дополнительные занятия.

Школу закончить не пришлось , нужно было помогать матери. "Профессии" менялись как в калейдоскопе: грузчик, продавец, разносчик. На подмостках самодеятельного театра "Эльдорадо" он подвизался в качестве театрального художника, актера, сценариста.

В 1925, оставив выбранный поначалу медицинский Семенов, поступил в Ростовскую школу прикладных искусств. Теперь он определился вполне твердо в соответствии со своими наклонностями, способностями и желаниями.

Его манила карьера художника. Причем, была намечены и контуры будущей специализации - художник - карикатурист, иллюстратор.

  • 1926 год - в областной газете "Молот" печатается первая карикатура. Семенов становится штатным сотрудником.
  • 1931 год - в "Комсомольской правде" напечатана карикатура, отправленная в Москву.
  • 1931 год, осень - переезд в Москву.
  • 1932 год - работа в "Комсомольской правде".
  • 1935 год - работа в "Крокодиле".
  • 1940 год - работа в качестве иллюстратора. В его творческом активе иллюстрации к произведениям Джерома, Диккенса, Гашека, Носова, Барто.
  • 1941 - 1946 годы - корреспондент военно-морской газеты "Красный флот".
  • 1946 год - мобилизация, работа в "Крокодиле", "Правде", "Комсомольской правде", "Пионерской правде".
  • 1956 год - создание нового детского журнала "Веселые картинки"

1956 - был счастливым годом. Все совпало. Уже было придумано название нового журнала. Его подсказал проводящий каникулярное время на даче сын.

Очень вовремя подоспело постановление партии и правительства «О развитии детской литературы и детской периодики». Семенов в гордом одиночестве создал пилотный проект журнала и пошел с протянутой рукой по инстанциям. Журнал разрешили, деньги небольшие, но выделили. Можно было собирать команду.

Команда.

Он собрал великолепный коллектив. В "Веселых картинках" работали А. Лаптев, А. Каневский, К. Ротов, М. Битный, А. Сазонов, С. Кузьмин, Е. Мигунов, В. Чижиков, А. Елисеев, В. Сутеев. Каждое имя - отдельная страница в истории русской - советской карикатуры и истории книжной иллюстрации.

А. Лаптев - талантливейший художник, иллюстрировавший "Приключения Незнайки и его друзей" Носова, "Мертвые души" Гоголя, "Басни" Крылова, произведения Некрасова, Шолохова. Создавал книги для детей и в качестве автора, с собственными иллюстрациями.

А. Каневский -  автор иллюстраций к детским книгам, в числе которых «Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Мойдодыр» К. И. Чуковского, произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя, В.В. Маяковского, а также множества карикатур, автор образа самого главного конкурента "Веселых картинок" - Мурзилки. Мурзилку он придумал в 1926 году, а в 1937 - модернизировал, снабдив красным беретом, красным шарфом и фотоаппаратом.

К. Ротов - великолепный мастер - карикатурист, работал в в журнале «Крокодил», печатался во многих журналах и газетах: «Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок», «Прожектор», «Огонёк», «Смехач», «30 дней», «Лапоть». Иллюстрировал книги Маршака, Ильфа и Петрова, Агнии Барто, Андрея Некрасова — «Приключения капитана Врунгеля», Лазаря Лагина — "Старик Хоттабыч", Сергея Михалкова — "Три поросёнка", Валентина Катаева — «Белеет парус одинокий». Человек очень непростой судьбы, прошедший лагеря, и вернувшийся в профессию.

М. Битный -график, карикатурист. В "Веселых картинках" тяготел к сказочной стилистике и отвечал за "портреты" животных, то есть выступал как карикатурист - анималист. Его очень ценил Семенов.

Уже первые рисунки М. Битного, появившиеся в «Веселых картинках», показали его умение как-то по-своему подойти к решению темы, дали возможность почувствовать, что в этом молодом и несколько неуклюжем парнишке живет талантливый художник, безумно увлеченный своей работой. В тот период среди его друзей-товарищей уже ходила кем-то брошенная шутливая поговорка: «За одного Битного двух не Битных дают, да и тех не берут.

А. Елисеев - график, карикатурист, театральный художник, актер. Рисовать пытался еще в школе. Как потом признавался, свою карьеру художника начинал с шаржей на родных учителей. После окончания Полиграфического института работал в "Крокодиле", "Мурзилке". Иллюстрировал книги А. Барто, С. Маршака, В. Маяковского, Распе, А. Мелентьева.

Е. Мигунов - художник - мультипликатор, карикатурист, иллюстратор. Внес неоценимый вклад в развитие советской мультипликации. Участвовал в создании первых полнометражных мультфильмов, писал программы обучения художников мультипликаторов, внедрял новые технологии, восстанавливал технологический процесс производства кукольных мультфильмов после войны. Иллюстрировал книги Волкова об Изумрудном городе, Велтистова об Электронике, Булычева об Алисе Селезневой, произведения братьев Стругацких. В 1941 году вместе с приятелем А. Сазоновым, будущим автором Самоделкина, вступил в Московское ополчение, скрыв инвалидность.

С. Кузьмин - художник - карикатурист, сотрудник "Крокодила".

Обладатель легкого ясного таланта и "одушевленного" летучего штриха.

В. Чижиков - один из самых юных членов команды, пришел в "Веселые картинки", когда ему исполнился 21 год. Художник - карикатурист, иллюстратор. Работал в "Крокодиле", "Мурзилке", "Вечерней Москве", "Пионерской правде", "Юном натуралисте", "Огоньке", "Неделе". Среди авторов, произведения которых он иллюстрировал - А. Барто, А. Волков, К. Чуковский, Заходер, Пляцковский, Михалков, Андерсен, Драгунский и многие, многие другие. Он является автором образа олимпийского Мишки - талисмана московской Олимпиады.

То есть подобралась совершенно сумасшедшая команда, самые талантливые и профессиональные люди в своем деле. Они собрались вместе, чтобы делать веселый журнал для детей. Семенов звал лучших, абсолютно не боясь, что кто-то нарисует талантливее и веселее чем он. Они все были уверены в себе, не было даже легкого намека на зависть, если и была конкуренция, то совершенно здоровая. Все бросалось в копилку, в огонь общего дела. В редакции практиковались "темные заседания", когда собирались и художники, и литераторы и накидывались темы для будущих рисунков.

Среди сотрудников журнала были так называемые «темисты» – те, кто умеет хорошо придумывать сюжеты для рисования и может поделиться ими с остальными. Темисты у нас были гениальные. Они со своими набросками приходили на «темные совещания». Совещания проходили в комнате, где было много-много стульев и всего один стол. За столом сидел Иван Максимович. Он оглядывал всех и спрашивал: «Ну, кто смелый?» Кто-нибудь из темистов выходил и отдавал ему свои эскизы. Он их показывал всем собравшимся и следил за реакцией: если люди улыбались, эскизы откладывались в одну сторону. Если реакции не было – в другую.

Это были настоящие мозговые штурмы, замешанные на большом энтузиазме и горячем желании сделать крутой выпуск. В качестве литературных экспертов привлекались не только А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, но и менее именитые, но не менее талантливые Л. Кассиль, А. Постников. Работал в журнале будущий режиссер А. Митта. Студийная атмосфера давала плоды. Все обожали свое детище. Не самый молодой и романтичный К. Ротов признавался:

"Крокодил" - мой долг, а "Веселые картинки" - моя любовь.

Журнал.

Журнал был новаторским. В первые года своего существования он выходил в необычном альбомном формате. Еще для первого номера была придумана группа сквозных персонажей, которые бы сопровождали читателей на протяжении всех выпусков, являясь своеобразными проводниками между двумя мирами - взрослых и детей. Сначала это была великолепная пятерка - придуманный Семеновым Карандаш, в блузе художника и с красным грифелем вместо носа, Незнайка , Буратино, чешский приятель Гурвинек и Петрушка. Чуть позже к ним добавились - Самоделкин, нарисованный А. Сазоновым, и Дюймовочка - единственная "дама" в чисто мужской компании.

Дюймовочку долго в Клуб принимать не хотели. Потому что никто ее за веселого человечка не держал: то на ней чуть жаба не женился, то крот. Но проблем с мужским коллективом в клубе у нее вроде не было, а если и были, то это надо у Карандаша спрашивать.

Так комментировал появление нового персонажа В. Чижиков. Тем не менее, чтобы уж совсем не оттолкнуть девчонок от журнала Дюймовочку в Клуб приняли.

Эта дерзкая банда носилась из номера в номер, заглядывая в самые разные уголки и и интересные места - на игрушечную фабрику, на хлебозавод и на завод, где делают сахар. При этом использовался монтаж – веселые человечки на фоне фотографий с реальными видами. Журнал никогда не был политизированным и морализаторским, но от функции познавательного органа никогда не отказывался. Все время изобреталось что-то новое. Появлялись новые рубрики. Самоделкин вел свой раздел - учил мальчишек мастерить. Для обиженных невниманием девчонок открылось своеобразное ателье - можно было вырезать куклу, а потом ждать костюмы для нее в следующих номерах. Печатались ребусы, кроссворды, загадки, даже настольные игры. Но основой основ всегда были картинки. Веселые. Составлявшие серии, которые складывались в смешные истории. Очень разные. Картинки Ротова нельзя было спутать с работами Чижикова, а Каневский рисовал совсем не так как Мигунов. Сергей Кузьмин стал автором первых советских комиксов с "пузырями" для вставки реплик героев.

Но несмотря на разность темпераментов, подходов, техник, которые использовались, все работы подчинялись одному главному принципу. Все рисунки должны были быть добрыми. В них должен присутствовать юмор. Только юмор. Не сатира. Как вспоминал литературный редактор Ф. Шапиро, все подчинялись этому негласному правилу. Известный советский карикатурист Ю. Ганф даже отказался из-за от сотрудничества с журналом: изменить себе не мог, а нарушать общую атмосферу журнала не хотел.

Главное, к чему мы стремились, – чтобы было смешно.

Так коротко сформулировал Ф. Шапиро их общее кредо, которому они оставались верны в течение почти 20 лет.

Конец.

Об этом тоже рассказал Феликс Шапиро, которого можно назвать своеобразным летописцем канонических "Веселых картинок".

Однако таким, как я вам рассказал, веселым и остроумным, таким живым журнал был до конца семидесятых годов. В 1978 году в журнал пришел новый главный редактор, человек другой эстетики. Его художественные взгляды сильно отличались от взглядов Ивана Максимовича Семенова. В «Веселых картинках» не стало темистов, исчезли «темные совещания». Появились новые художники. Не плохие, нет. Но не юмористы. А это совсем другое дело. Это очень сказалось на стиле журнала. Как будто бы раньше в «Веселых картинках» ели художественную пищу ресторанного приготовления, а теперь перешли на меню студенческой столовой. Так что те, кто родился в восьмидесятых, настоящих «Веселых картинок» уже не знали.

Журнал счастливого двадцатилетия.
Журнал счастливого двадцатилетия.

Что можно добавить? Мифа, легенды, запала "Веселых картинок" времен Семенова и компании хватило на то, чтобы пережить всех нонконформистов и концептуалистов, которые пришли в 1977-1978 году и позже стали иконами современного искусства. Журнал продолжает издаваться. От него даже отпочковались две "дочки" - "Фома" - журнал про животных и "Эскиз", знакомящий детей с искусством. Конечно, вряд ли можно войти в одну реку дважды и хотя бы приблизиться к успеху и атмосфере прежних "Веселых картинок", но все-таки приятно, что журнал по-прежнему живет.