Роман Брэдбери каждый год выручает одиннадцатиклассников на декабрьском испытании. Какие бы направления нам ни предложили, история о пожарном Гае Монтэге позволяет проиллюстрировать любое из них.
Вот только некоторые проблемы (на самом деле, их гораздо больше), поднятые американским писателем в антиутопическом романе:
- Роль литературы в духовном развитии общества и каждого человека
- Разобщённость людей в современном обществе
- Деградация человека в бездуховном обществе
- Взаимоотношения в семье
- Предательство близких людей
- Жизненные ценности
- Страх и пути его преодоления
- Проблема памяти
Нынешний год не стал исключением. У прочитавших "451 градус по Фаренгейту" есть все шансы написать хорошее сочинение, какое бы направление они ни выбрали.
Прежде всего, как и любая антиутопия, роман Брэдбери будет подспорьем одиннадцатиклассникам, выбравшим второе направление:
Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Поговорим сегодня о том, как, по мнению американского писателя, человека изменят новые технологии.
Рэй Брэдбери описывает мир будущего, где люди перемещаются на ракетных автомобилях и пневматических поездах. Огромные скорости не дают возможности рассмотреть мир за окном современных транспортных средств, увидеть какие-то детали. Люди будущего не гуляют под дождем, не смотрят на небо, не знают, что по утрам на траве лежит роса, не замечают, что опавшие листья пахнут корицей. Тех, кто любит бродить по лесу и слушать пение птиц, отправляют к психиатру. Тех, кто ездит по шоссе со скоростью не более сорока миль в час, сажают в тюрьму.
Ускорение темпа жизни делает людей будущего беспощадными друг другу:
К концу дня мы так устаём, что только и можем либо завалиться спать, либо пойти в парк развлечений – задевать гуляющих или бить стёкла в специальном павильоне для битья стёкол, или большим стальным мячом сшибать автомашины в тире для крушений. Или сесть в автомобиль и мчаться по улицам – есть, знаете, такая игра: кто ближе всех проскочит мимо фонарного столба или мимо другой машины.
Новые технологии делают человека одиноким. Он перестаёт общаться с родственниками, любить , дружить. Монтэга удивляет, что в семье Клариссы принято вести неторопливые беседы, ведь он с женой почти не разговаривает. Рэй Брэдбери описывает хорошо нам знакомое техническое новшество, которого во время написания романа ещё не существовало:
В ушах у неё плотно вставлены миниатюрные «Ракушки», крошечные, с напёрсток, радиоприёмники-втулки, и электронный океан звуков – музыка и голоса, музыка и голоса – волнами омывает берега её бодрствующего мозга.
Милдред не снимает наушники ни днём, ни ночью. Она научилась читать по губам, потому что даже во время редких и коротких разговоров с мужем отгорожена от него наушниками.
Чтобы заполнить внутреннюю пустоту, Милдред постоянно занята просмотром телешоу. Уже три стены в их доме заменены телевизионными экранами, но она мечтает о четвёртой.
В обществе будущего, по мнению Брэдбери, потеряется ценность человека как личности:
Человек в наше время – как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… Люди не имеют своего лица.
К сожалению, предсказания писателя, сделанные в пятидесятых годах прошлого века, начинают сбываться. Многие проблемы, о которых он предупреждал, нам уже хорошо знакомы.
О том, как использовать роман Брэдбери для первого направления, можно прочитать здесь:
Все публикации о декабрьском сочинении собраны в статье-навигаторе: