Найти тему
Спасатели Экстремум

Выживание в лесу по школьным учебникам

Часто наши читатели сокрушаются, что в современной школе не учат ориентироваться в лесу. Неужели и правда не учат? Ведь нынче даже специальный предмет в школе есть – основы безопасности жизнедеятельности называется. Вполне себе программные знания. Благо проверить несложно, ибо школьник в доме имеется, и учебник по ОБЖ у него тоже в начале года еще не потерян.

Школьный учебник ОБЖ для 9 класса, в целях эксперимента стыренный у сына спасателя. С возвратом.
Школьный учебник ОБЖ для 9 класса, в целях эксперимента стыренный у сына спасателя. С возвратом.

Способы ориентирования и выживания в природе неожиданно обнаружились в главе «основы безопасности личности, общества и государства». Ок, не будем отказывать любителю лесных прогулок в его праве называться личностью. Итак… что советует учебник?

Я наивно рассчитывал увидеть советы о том, как подготовиться к походу в лес, как одеться, что взять с собой, о необходимости изучить заранее местность и предупредить родных, куда и зачем направляешься. Нет! Нет, нет и нет. Ничего из того, о чём мы здесь повторяем из статьи в статью, в школьных учебниках не упоминается.

Авторы (надеюсь, им сейчас икнулось) предлагают сразу без подготовки перейти к выживанию: сориентироваться по сторонам света, построить временное укрытие, добыть воду и пищу, подать сигналы бедствия. Знаете, что мне это напоминает? Телефонную игрушку жанра Survival, залипательно, но к реальной жизни отношения не имеет.

«Для успешного ориентирования необходимы карта или план, компас или навигатор». Если их нет (а их нет, мы ж к походу в лес не готовились) учащимся предлагается ориентироваться по местным признакам. Да-да, тому самому мху на деревьях и муравейникам. Должен признать, авторы учебника весьма расширили мои знания о неработающих приметах. Ну по крайней мере, в лесах Ленинградской области не работающих. Теоретически я допускаю мысль, что где-то существует мох, растущий исключительно на северной стороне дерева. Итак, чтобы вы тоже знали: кора деревьев с севера темнее, смолы больше с южной стороны, снег быстрее тает с южной стороны, а в оврагах – с северной. Ягоды и фрукты с южной стороны созревают быстрее. Поняли, да? Сразу уж из того же учебника картинку с ягодами покажу. Отгадаете, где там юг, а где север?

Ориентирование по ягодам
Ориентирование по ягодам

Потом составители учебника вспоминают таки о весьма достоверных ориентирах – солнце и звёздах, в паре абзацев учат, как найти север с помощью небесных тел. Вот только о самом главном они не вспоминают. О цели этого ориентирования!! Цель какая? Из леса выйти, к людям. Нееее… север ищем, остальное трын-трава. «Для определения сторон света по компасу, отойдите подальше от железнодорожных путей и линий электропередач»… Чтоооо???? Зачееем??? Чтобы пятёрку по ОБЖ получить? Или чтобы из лесы выйти и выжить? Если второе, то почему нет абзаца «НЕ УХОДИТЕ от линейных ориентиров – дорог, железных дорог и ЛЭП, идите вдоль них»?

Шанса выйти из леса самостоятельно школьникам однозначно не предоставляют. Поэтому переходят к подаче сигналов. Например с помощью зеркала в полнолуние проходящему мимо судну или самолёту… Если думаете, что я брежу, - нет. Это я всё еще учебник цитирую. «Еще одним способом подачи сигналов является развешивание на вершинах возвышающихся деревьев флагов, сшитых из пёстрых кусков ткани». Ну допустим, есть у потеряшки с собой кусок ткани, пёстрый… Дерево кто-нибудь в своей жизни видел? Настоящее такое высокое дерево, повыше остальных в лесном массиве. Ну? Сможет человек до его вершины подняться и флаг там закрепить? До вершины? Где тонкие ветки? Да еще так, чтобы листва не мешала заметить этот невесть откуда взявшийся пёстрый флаг. В учебнике такие деревья существуют: вот так выглядят.

Выдуманное авторами учебника дерево, на вершину которого выдуманный ими потерявшийся сможет повесить выдуманный пёстрый флаг
Выдуманное авторами учебника дерево, на вершину которого выдуманный ими потерявшийся сможет повесить выдуманный пёстрый флаг

Дальше читать еще страшнее, там предлагают факел изготовить из песка, пропитанного бензином, а для дыма куски резины туда побросать; добывать огонь трением, кипятить воду в пластиковой бутылке (тут я всплакнул), ловить зайцев силками, рыбу запекать в глине и фольге…

А в аннотации к учебнику сказано, что он совместно с МЧС разрабатывался, с институтом по проблемам ГОЧС… Неловко и за авторов, и за экспертов. Хотелось пожелать им в лесу оказаться, по муравейнику ориентироваться и воду в пластиковой бутылке кипятить… Но потом я остальные главы почитал, про ДТП, про первую помощь и список пожеланий кратно увеличился.

Не теряйтесь, готовьтесь к походу в лес не по учебникам.

Леса
8465 интересуются